Назначение, конструктивные особенности, условия работы заданной детали

 

Коленчатый вал - одна из основных деталей двигателя, определяющая вместе с другими деталями цилиндро-поршневой группы его ресурс. Коленчатые валы двигателей внутреннего сгорания являются кривошипом кривошипно-шатунного механизма, назначение которого - превращение возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение.

Основные элементы коленчатого вала являются:

Коренная шейка - опора вала, лежащая в коренном подшипнике, размещённом в картере <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5%D1%80> двигателя. Шатунная шейка - опора, при помощи которой вал связывается с шатунами <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1%82%D1%83%D0%BD_(%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C)> (для смазки шатунных подшипников имеются масляные каналы).Щёки - связывают коренные и шатунные шейки. Передняя выходная часть вала - часть вала на которой крепится зубчатое колесо <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D1%83%D0%B1%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BE> или шкив <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BA%D0%B8%D0%B2> отбора мощности для привода газораспределительного механизма <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC> и различных вспомогательных узлов, систем и агрегатов. Задняя выходная часть вала - часть вала соединяющаяся с маховиком <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA>или массивной шестернёй отбора основной части мощности. Противовесы - обеспечивают разгрузку коренных подшипников от центробежных сил инерции первого порядка неуравновешенных масс кривошипа и нижней части шатуна.

Коленчатые валы работают в условиях знакопеременных нагрузок и гидроабразивного износа их шатунных и коренных шеек.

Деформации коленчатого вала:

Сильный износ и задиры на поверхностях коренных и шатунных шеек коленчатого вала. Сильный износ торцевых поверхностей под упорные полукольца коленчатого вала. Царапины на поверхности коренных и шатунных шеек коленчатого вала. Прогиб коленчатого вала. Трещины коленвала. Выработка и царапины на поверхности под сальники коленчатого вала. Разрушение резьбы в крепёжных отверстиях.

Долговечность коленчатых валов автотракторных двигателей зависит от многих факторов: конструкторских, технологических и эксплуатационных. Ресурс коленчатых валов определяется интенсивностью износа шатунных и коренных шеек, а также сопротивлением усталости. Обычно снижение потенциального ресурса коленчатых валов при ремонтах происходит в результате неправильного базирования коленчатых валов при шлифовании их шеек под ремонтные размеры, в связи с образованием технологических дефектов: превышение допуска на угловое расположение шатунных шеек от ± 10' до ± 40'; увеличение радиусов кривошипа от 0,05 до 0,20 мм; отклонение от параллельности осей коренных и шатунных шеек до 0,20 мм на длине шатунной шейки от которого конус, описываемый шатунной шейкой составляет 0,40 мм.

Изменение упомянутых допусков на геометрические параметры коленчатых валов ведёт к снижению их ресурса а также показателей технической характеристики двигателей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: