Языковой материал учебника

Распределение грамматического материала по урокам.

 

№ урока ГРАММАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
1 Le passe compose
2  
3 L`interrogation directe.
4  
5 L`interrogation indirecte.
6  
7 Le pronom en (de + nom)
8  
9 L`imparfait
10  
11 Les relatifs:qui, que
12  
13 Повторение времен прошедшего момента
14  
15 Le relatif ou
16  
17 Le futur
18  
19 Le pronom y
20  
21 Le comparatif
22  
23 Le superlatif
24  
25 Le conditionnel
26  
27 Les pronoms indefinis
28  
29 L`infinitif employe comme nom
30  
31 Les formes de la negations
32  
33 Les formes du subjonctif present
34  
35 Le subjonctuf irregulier
36  
37 Le passe
38  
39 Exprimer le but
40  
41 Exprimer la certitude et le doute
42  
43 Conjonctions suivies de l`ihdicatif
44  
45 Si + imparfait

 

Авторы учебника отобрали разнообразный грамматический материал, наиболее употребительный во французском языке. Новый грамматический материал изучается не на каждом уроке (урок, следующий за тем, который содержит в себе грамматический материал, отводится на закрепление и тренировку). Такое построение учебника позволяет больше времени уделять изучению грамматического материала. На первом уроке происходит введение и начальное закрепление НГМ. Знакомство с НГМ осуществляется после чтения основного текста при самостоятельном поиске неизвестных элементов и построении гипотез о смысле высказывания, образовании и цели, которую содержит то или иное грамматическое явление. Через определенный промежуток времени (через урок, включающий диалог, занятия, которое отводится на комикс) грамматический материал опять закрепляется и отрабатывается в речи уже на втором уроке. Это происходит с помощью различного рода упражнений: тренировочные, трансформационные, тренировочно-поисковые, репродуктивные и продуктивные (см.с.76).

При сравнении учебников можно отметить некоторые сходства и различия в изучении грамматического материала. Грамматические страницы представлены в них в виде самостоятельного раздела. Учитывая это, формирование ГМ может происходить традиционно с использованием грамматического справочника, помещенного в конце учебников, где в доступной для учащихся форме объяснено образование и функционирование того или иного грамматического явления.

Основной акцент в обоих учебниках, конечно, сделан на глагольную систему языка Le passe compose, L`imparfait, Le future, Le conditionnel, Le subjonctif, времена наиболее употребительные в речи. Большое внимание уделяется постановке вопросов, согласованию времен, неопределенным местоимениям, превосходной и сравнительной степеням прилагательных. Таким образом, в учебниках представлен очень широкий материал, некоторые моменты ("Le passe compose") повторяют материал 1 года обучения. Критерием отбора, на мой взгляд, является обучение грамматическим явлениям, реально существующим в настоящее время и употребляемым в повседневной жизни. Отобранный грамматический материал изучается в определенной связи и последовательности, ранее изученное создает основу для последующего знания.

Введение НГМ и формирование грамматического навыка может происходить традиционно в учебнике "Frequence jeunes-2":

1. " от общего - к частному " (объяснение правила и последующее выполнение упражнений) или дедуктивный путь.

2. " от частного – к общему " или индуктивный путь.

Но, авторы придерживаются принципа концептуализации (см. стр.).

Таким образом, введение НГМ может осуществляться в такой последовательности:

1. нахождение новых грамматических элементов после чтения текста, диалога;

2. объяснение учителем употребления того или иного грамматического материала и способ образования (зачем? как?)

3. актуализация явления в процессе повторного чтения диалога, текста;

4. активизация грамматического явления с помощью знакомых лексических единиц (тренировка в упражнениях).

Но авторы отечественного учебника "L`oiseau bleu-3" предпочитают дедуктивный путь введения НГМ:

1. Введение грамматического явления до чтения основного текста.

2. Актуализация грамматического явления в процессе чтения.

3. Активизация грамматического явления с помощью знакомых лексических компонентов.

Я считаю, что индуктивный путь введения ГМ наиболее эффективен в учебнике "Frequence jeunes-2", так как учащимся сначала предлагается не какя-то схема образования какого-то грамматического явления, а самостоятельный поиск этого элемента в тексте,затем строятся гипотезы о цели его употребления в речи и образовании. Таким образом, я считаю, что такой вид работы повышает мотивацию учащихся при изучении ГМ и способствует более эффективному его усвоению. Но оба принципа, заложенные в УМК не исключают и коммуникативного подхода к обучению грамматики, когда каждое грамматическое явление рассматривается прежде всего как неотъемлемая часть речи, и на первый план выдвигается смысл высказывания, а не его форма, что нашло отражение в методической организации учебников.

Особое значение в учебниках придается развитию умений синтаксически организовать высказывания, связно построить свою речь, перейти к освоению литературных жанров, слов, умений пользоваться речью, так как грамматика – это организующий стержень речевого производства. Например, для самых частотных глаголов характерна многозначность, разрешаемая благодаря синтаксическим связям, выявляющим конкретное значение. Помимо глагольных конструкций(Je change de vetement,je me change; travailler le bois, travailler ferme etc) связность обеспечивается приглагольными местоимениями, предлогами, артиклями, союзами, наречиями. Поэтому при изучении ГМ, значительное место отводится и изучению этих явлений, без которых невозможно выразить свои мысли на французском языке.

Необходимо заметить, что ГМ в зарубежном учебнике, по сравнению с отечественным учебником более расширен: здесь изучаются превосходная и сравнительная степени прилагательных, употребление L`infinitif, Le subjonctif,Le conditionnel passe, что не наблюдается в учебнике "L`oiseau bleu-3". Это объясняется тем, что зарубежный учебник представляет собой интенсивный курс изучения французского языка, поэтому он содержит более сложный материал.

Я считаю, что при обучении грамматическому строю языка базовым учебником может быть как "L`oiseau bleu-3", так и "Frequence jeunes-2". Это зависит от уровня усвоения французского языка школьниками, при желании учителя ГМ отечественного учебника может быть дополнен заданиями из УМК "Frequence jeunes-2".

 

Лексический материал.

Распределение лексики по урокам.

Главным принципом обучения по учебнику "Frequence jeunes-2" является принцип коммуникативности, таким образом можно выделить коммуникативные цели для каждого урока ("contenu fonctionnel"), то есть те навыки и умения, которыми должны овладеть учащиеся для общения в разных ситуациях. Лексический материал распределяется по темам, содержащимся в учебнике.

№ урока Коммуникативные цели; Лексические единицы. Тема уроков
№ 1–4 Decrire des caracteres; Decrire des comportements et des etats d`esprit; Parler des rapports avec des autres; ЛЕ: по теме: "la correspondance".   Ados,qui etes-vous?
№ 5–8 Demander et indiquer le chemin a suivre; Situer dans l`espace; Insister pour obtenir satisfaction; Exprimer son ennui; ЛЕ: по теме:"la place". Ma ville, ca me regarde!
№ 9–12 Repondre au telephone; ЛЕ: по теме:"les comportements". L`etat d`ame.
№ 13-16 Exprimer le desaccord; Demander des nouvelles de la sante de qu`un; Exprimer l`obligation; Exprimer une probabilite. ЛЕ: по теме:"la maison","la cuisine". Bonjour le matin!
№ 17-20 Parler d`un evenement futur; Dire ou on a mal; Demander des nouvelles de la sante de qu`un; ЛЕ: по теме:"la maladie","le cours humain". Vaincre le stress.
№ 21-24 Comparer et evaluer une idee, Solliciter une opinion; ЛЕ: по теме:"la nature". A la conquete des sommets!
№ 25-28 Faire des suggestions et des hypotheses; Faire des reproches; Protester; ЛЕ: по теме:"la vie professionnelle" Vos reves et vos peurs.
№ 29-32 Exprimer des souhaits; Exprimer des hypotheses; Demander et donner des conseils; ЛЕ: по теме:"les sentiments". L`amitie, c`est important!
№ 33-36 Exprimer la volonte; Exprimer le souhait; Exprimer le doute; ЛЕ: по теме:"l`amour" Premier amour.
№ 37-40 Donner des directives; Demander des directives; Exprimer un jugement; Exprimer un regret; ЛЕ: по теме:"les voyages". Sac au dos.
№ 41-44 Raconter des evenements; Exprimer des obligations; Exprimer l`inquietude; Exprimer la surprise. ЛЕ: по теме:"la campagne" Courir le monde.
№ 45-48 Exprimer un souhait; Exprimer des regrets; Faire des suggestions; ЛЕ: по теме:"le depart en vacances". Vive les vacances!

 

Коммуникативные цели урока разнообразных, они направлены как на овладение учащимися коммуникативными навыками, так и на усвоение новых лексических едениц, следовательно, на расширение словарного запаса. Словарь содержит около 700 ЛЕ: слов и устойчивых словосочетаний. Отбор лексики производиться по таким критериям как частотность употребления и соответствие теме урока, коммуникативным задачам. В конце учебника находится словарь, где слова переведены на 5 языков.

Речевой материал включается в диалоги, тексты, различные аутентичные материалы. Каждый блок уроков завершается контрольно-повторительным уроком, в котором уделено большое внимание повторению ЛЕ. Этому отводится специальная страница "Jeux des mots", где содержатся различные задания (кроссворды, ребусы, тесты и так далее), и краткий разговорник "Boite a mots", где даны дополнительные выражения по теме урока.

ВЫВОД: В плане содержания учебник "Frequence jeunes-2" представляет интересный и доступный курс обучения французскому языку для подростков. УМК ориентирован на овладение всеми видами речевой деятельности на языке, опираясь на необходимые и достаточные языковые знания. Я считаю, что УМК может быть использован как основной, так и в качестве учебника для факультативного курса.


3.2. Схема учебника и структура различных уроков в учебнике "Frequence jeunes-2".

 

Основными задачами урока при обучении по УМК "Frequence jeunes-2" являются следующие:

q привлекать внимание учащихся, давая им возможность самим понять содержание диалогов и текстов;

q научить их наблюдать, а также определять основные понятия для разработки гипотез и решения проблемных заданий;

q подвести учащихся к пониманию (пусть даже скромному) того, как функционирует язык.

Определить количество учебных часов, необходимых для изучения материала, предложенного в учебнике, довольно сложно, так как это зависит от таких факторов: как продолжительность урока (от 40 до 55 минут), количество учеников, материальное обеспечение школы, мотивация и способности учащихся. В среднем на изучение темы отводится 7 занятий по 50 минут: по 2 занятия на урок, включающий диалог, 2 занятия на урок чтения и письма, и 1 занятие отводится на комикс и повторительно –обобщающий урок. Нужно добавить также несколько часов на контрольные работы и повторение в конце четверти. В учебник входят 12 блоков, каждый из которых состоит из 4-х уроков: 2 урока содержат диалог и различные сведения из грамматики и фонетики; 1 урок (Magazine) содержит аутентичные материалы и направлен на развитие навыков чтения и письма, и, наконец, последний урок является повторительно-обобщающим, он содержит комикс и задания на повторение ранее изученного.

Таким образом, учебник рассчитан на 84 занятия по 50 минут, кроме этого нужно добавить несколько часов на контрольные работы и повторение. Но авторы учебника не настаивают на неукоснительном соблюдении всех рекомендаций, педагоги могут планировать учебный процесс в зависимости от требований программы или методики, а также способностей и уровня подготовленности учащихся.

УМК "Frequence jeunes-2" предполагает наличие у учащихся:

1. учебника;

2. тетради для домашних заданий;

3. аудиокассеты для индивидуальных занятий.

 

Ход урока.

Deroulement d`une unite pedagogique.

 

I. Урок развития диалогической речи, изучение грамматики и фонетики.

Учащимся представлена история в форме диалогов "незнакомец в доме". Подросток, обладающий сверхъестественными силами, появляется в семье, где живут 2 школьника, его ровесники. Он делает для себя новые открытия и оказывается замешенным в одной истории. Здесь показан образ жизни, мысли и чувства подростков так, что ученики могут проанализировать, передать, и сравнить со своими.

Работа с диалогом рассчитана на 24 урока, цель которой – развитие лексических, грамматических и фонетических навыков, и в первую очередь – навыков разговорной речи. Работу с диалогом можно разделить на следующие этапы:

1. Введение.

Этот этап урока длится несколько минут и служит для того, чтобы восстановить в памяти события, которые произошли ранее с героями диалогов, а также чтобы проверить домашнее задание. Если в знаниях учеников обнаруживаются пробелы, необходимо вернуться к этому материалу еще раз в ходе урока.

2. Первичное прослушивание диалога (sensibilation a la situation du dialogue de presentation).

Диалоги являются основным источником нового материала, поэтому необходимо уделять им наибольшее внимание. Для понимания смысла нужна опора на социальный опыт учащихся, на их опыт общения, на их знание поведения сверстников. Этот первый этап основан на принципе "от смысла (то, что должны понять учащиеся) к форме (то, что учащиеся должны запомнить)". Первичная фаза понимания диалога имеет своей целью:

А). Учащиеся должны догадаться, какова ситуация общения. Иллюстрации помогут им понять, кто с кем разговаривает, по какому поводу, каковы намерения говорящих.

В). учащиеся должны понять продолжение истории, высказывая различные предположения, которые могут быть и коллективными.

Учитель может воспользоваться этим этапом, чтобы ввести 2-3 слова или выражения, непонимание которых может вызвать ошибки в интерпретации смысла диалога. Возможна предварительная презентация нескольких реплик диалога, если есть возможность ввести их в коммуникативную ситуацию, подходящую для урока.

3. Повторное прослушивание и понимание диалога.

На пленке диалог озвучен в нескольких вариантах (version "rapide" et "eclatee"). Во время первого прослушивания "быстрой" версии используется просмотровое чтение (survole), предназначенное для проверки начальных предположений о содержании диалога, на основе чего происходит выявление знакомых элементов с охватом общего содержания, что и послужит отправной точкой для понимания диалога. Это прослушивание сопровождается вопросами учителя: Qui est-ce que vous reconnaissez?, Quel personnage parle le premier? Pouvez-vous citer une phrase ou une expression? Qu`est-ce que X repond a Y? Сложные слова и выражения можно писать на доске. Далее переходят к прослушиванию реплик "разговорной" версии. Когда ясна ситуация в целом, переходят к выяснению смысла отдельных реплик. Для этого можно задать "наводящие" вопросы, соотнести реплику с событиями, которые имели место ранее или должны произойти, дать синонимичный вариант, подкрепить реплику мимикой или жестами. Для понимания смысла отдельных слов или выражений используются иллюстрации, синонимы или антонимы (если эти слова знакомы учащимся), контекст (употребить слово во фразе или словосочетании), перифразы и так далее. Перевод на родной язык учащихся целесообразен лишь когда все выше перечисленное было бесполезно или при дефиците времени. На этом же этапе происходит первичная коррекция неверного восприятия реплик в фонетическом плане, но исправляются лишь те фонетические ошибки, которые сказываются на смысле произносимого.

Не надо рассматривать эти диалоги как образцы и заставлять учащихся учить их наизусть. Не рекомендуется также разыгрывать весь диалог по ролям, речь идет лишь о драматизации некоторых реплик, если возможно, изменяя исходную ситуацию, чтобы эти выражения стали более привычными для учащихся.

4. Упражнения и задания, предлагаемые в учебнике.

 Речь идет об упражнениях на проверку понимания диалога (вопросы, упражнения типа" Vrai ou faux"), а также подготовка (индивидуальной или групповой) ролевых игр. Такая подготовка, проводимая под контролем учителя и при его участии в работе групп, имеет такое значение, как и сама драматизация. Необходимо, чтобы класс внимательно слушал диалоги товарищей, давал им оценку, или, в неудачных случаях, выдвигал предложения, как улучшить диалог.

5. Работа над фонетическим материалом.

Работа над фонетическим материалом продолжается в течение всего урока, в те моменты, когда в этом есть необходимость. В первую очередь речь идет о работе над интонацией во время работы над диалогом. На кассетах есть упражнения для выработки правильного произношения (особенности артикуляции, слогоделения, различные виды ударения). Эти упражнения рекомендуются по мере появления затруднений или ошибок учащихся.

6. Дополнительные упражнения.

После работы над диалогом предлагаются дополнительные задания:

А) Текст, который исчезает.

Сначала учащиеся составляют пересказ диалога. Учитель задает вопросы, чтобы обобщить, выдвинутые гипотезы, и дать возможность всем учащимся высказаться. Ученики говорят все, что вспомнили о ситуации, представленной в диалоге. После этого нужно расположить фразы в хронологическом порядке. Учитель записывает на доске фразы, которые диктуют ему ученики и читает получившийся текст. Затем класс делится на две команды, учитель стирает несколько слов из текста на доске и заменяет их точками. Сначала стирают служебные слова (артикли, глагол-связку "est"), чтобы сделать задачу более легкой и концентрировать внимание на тех словах, которые составляют смысловую структуру текста. Ученик из одной повторяет весь текст, восстанавливая пропущенные слова. Затем стирают несколько других слов, и наступает очередь второй команды. Таким образом, обрабатывается новая лексика и способность запоминать короткие тексты. Именно в этот момент лучше исправлять индивидуальные ошибки учащихся. Захваченные соревнованием и увлеченные решением поставленной перед ними проблемы, ученики без труда воспримут эти исправления.

В) Изложение.

Текст читается один раз и задача учащихся воспроизвести его. Длина текста варьируется в зависимости от уровня подготовки учащихся, причем текст должен быть достаточно длинным, чтобы учащиеся не могли его запомнить. Это обязательно должен быть связный текст, а не отдельные фразы. Этот вид работы способствует развитию кратковременной памяти, запоминанию смысла, а не формы слов. Это упражнение можно использовать как подготовительное для письменной речи и в качестве проверки понимания диалогов.

7. Знакомство с грамматическими явлениями.

Знакомить учащихся с новыми грамматическими явлениями следует не раньше, чем они усвоят смысл диалога или дополнительных текстов. Именно понимание ситуации общения должно послужить опорой для анализа грамматических явлений. Наиболее распространенными считаются две стратегии обучения грамматике:

А) " от общего -к частному " (объяснение правила и последующее выполнение упражнений) или дедуктивный путь;

Б) " от частного –к общему"(анализ нескольких примеров, на основе которого выводится правило) или индуктивный путь.

Авторы учебника придерживаются принципа концептуализации, который заключается в том, чтобы найти в тексте, смысл которого понятен, примеры и анализировать их. Учитель задает " наводящие" вопросы. Все вместе ведут поиски закономерностей и исключений функционирования языковых форм для того, чтобы понять функционирование самой системы языка. Таким образом, вся процедура постановки и решения проблемы укладывается в следующую схему: наблюдение-нахождение отличий, формулировка гипотез-проверок. Можно также проводить параллели между грамматическими явлениями французского и родного языков, что облегчит ассимиляцию форм и их употребление, а также предупредит неверное понимание.

Этапы работы над материалом урока развития диалогической речи, изучения грамматики можно резюмировать при помощи таблицы:

 

I-ere etape II-eme etape III-eme etape IV-eme etape V-eme etape VI-eme etape
Sensibilisation Anticipation     Знакомство с ситуацией с опорой на иллюстра-цию     Общие предполо-жения о смысле диалога   I-ere ecoute (version rapide)     Проверка предполо-жений     Обобщение понятого     Новые предполо-жения   2-eme ecoute (version fragmentee)   Уточнение смысла   Работа над фонетикой     Воспроиз-ведение групп реплик, введение новой лексики 3-eme ecoute (version rapide)   Упражне-ния на проверку понимания Exploitation     Упражне-ния и задания из учебника   Работа над граммати-кой   Ролевая игра Prolongements   Коллектив-ный пересказ     "Исчезающий текст" или изложение Подготовка к работе над следующим уроком  

 

 

II. Урок работы с аутентичными материалами, формирование навыков и умений чтения и письма.

12 уроков странички "Magazine" имеют своей целью - формирование навыков чтения, развитие мышления при выполнении заданий раздела "ecritur". Понимание прочитанного текста опирается на уже полученные знания, опыт, интуицию и так далее. Учащиеся выступают в роли активных читателей, которые наблюдают, формулируют идеи, мысли, чтобы понять текст. Сначала, текст читается про себя, слова и грамматический материал вводятся уже после прочтения текста.

Этапы урока:

1. Восприятие и предугадывание.

На этом этапе необходимо:

А) выяснить знаком ли сюжет текста учащимся? Что они знают о нем? Чтобы хотели узнать? Кто авторы? Кому посвящен?

Б) установить жанр текста (письмо, интервью, литературный текст и так далее);

В) распознать функциональное назначение текста, опираясь на родной язык учащихся, используя аутентичную статью учебника и дополнительный материал;

Г) высказать предположение о содержании текста, опираясь на название, дополнительные материалы, ключевые слова и жизненный опыт учащихся.

2. Индивидуальное чтение "про себя".

Каждый ученик пытается разобраться самостоятельно, опорой для него будет функциональное назначение текста и ранее выдвинутые предположения относительно смысла. Учитель должен:

q Читать текст вслух, так как текст предназначен для самостоятельного чтения и не должен становиться объектом устной презентации;

q Объяснять перед чтением незнакомые слова и грамматические обороты. В этом случае учащиеся становились все более и более зависимыми от "учителя-словаря и грамматического справочника". Понимание текста не сводится лишь к его языковым аспектам.

3. Коллективный анализ текста.

При помощи вопросов надо попытаться:

А) выяснить главную мысль текста и каждого из абзацев;

Б) расположить главные мысли в логическом порядке;

В) найти местоимения, выражения, словосочетания, представляющие одного и того же героя и ту же мысль;

Г) отыскать конкретную информацию, подтверждающую главную мысль;

Д) найти смысл неизвестных слов;

Е) проверить предположения относительно смысла и так далее.

4. Этап после текстовой работы (depassement).

Можно сравнить различные пересказы текста, исправить неточный пересказ, попытаться " читать между строк " (выразить идеи авторов), сравнить материал, документ, статью с аналогичными образцами в своей стране.

5. Письменная речь.

Письменная речь зависит от предлагаемых заданий:

q осмысление коммуникативной ситуации.

Нужно требовать, чтобы учащиеся описали ее и устно перед письменной работой.

q отбор и организация запомнившихся фактов.

Можно воспользоваться самыми различными способами: сводки, таблицы и так далее.

q самостоятельная письменная работа (даже, если впоследствии членов группы попросят объединить их в связный текст).

q проверка.

Этапы работы с аутентичным материалом можно резюмировать при помощи таблицы:

 

Восприятие и предугадыва-ние Индивидуаль-ное чтение Коллектив-ный анализ текста Упражнения и задания Письмо
Просмотровое чтение (surnol): рассматрива-ние иллюстра- ции, анализ заголовков.   Попытка определить коммуника-тивную ситуацию.   Гипотезы о содержании текста. Чтение (за определенный промежуток времени) сопровожда-ется обобщением понятого.   Создание опорных моментов для последующе-го чтения Более точное понимание.   Выводы.   Обобщения. Из учебника или по усмотрению учителя. Подготови-тельные задания.   Самостоятель-ная письменная работа.   Оценка.

 

 

III. Повторительно-обобщающий урок ("Philomene").

Урок предлагает задания, позволяющие повторить приобретенные лингвистические навыки предыдущих уроков. Филомена-подросток 14 лет, оказавшаяся в банальной ситуации, она развлекает учащихся своими действиями, всегда непредвиденными. Комикс сопровождается лишь упражнениями "Vrai ou faux" или несколькими вопросами на проверку понимания и заданиями странички "Jeux de mots". В этот урок входит и страничка под названием "Rappelez-vous", где вкратце описаны те грамматические навыки и коммуникативные умения, которыми учащиеся должны овладеть в процессе изучения блока уроков. Эта страничка может использоваться в качестве справочника.

IV. Контрольный урок.

Через 16 уроков проводится контрольный урок, где присутствует контроль лингвистических навыков. Но, с другой стороны, эти уроки нельзя назвать контрольными в полном смысле этого слова, так как у детей есть возможность подготовить ответы заранее. Но они могут самостоятельно выполнить те упражнения, которые направлены на усвоение тех знаний, где они больше испытывают затруднения.

Контроль упражнений осуществляется всем классом, при этом можно проверить знания у каждого ученика. После уроков 16, 32 и 48 проводится контроль коммуникативных навыков.

Существует 2 типа оценки и контроля:

А) оценка результатов, достигнутых учащимися за какое-то время, так называемая совокупная или результативная (sommative) оценка, которая позволяет увидеть успехи, достигнутые за это время, определить достигнутый уровень. Такие уроки могут быть использованы в качестве контрольных четвертных уроков;

Б) контроль, направленный на то, чтобы увидеть пробелы в знаниях учащихся и помочь их вспомнить. Этот вид контроля носит название формативный или воспитательный (formative), и, именно, этому виду авторы учебника "Frequence jeunes-2" отдают преимущество. Формативный контроль имеет следующие формы:

q постоянное наблюдение за учащимися на уроке;

q небольшие проверочные работы;

q выработка навыков самооценки.

 

Таблица оценки устной речи.

 

ПАРАМЕТРЫ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ
1.Коммуникативность: q ориентировка в ситуации общения и точность информации; q логичность и связность речи; q творчество и оригинальность. 2. Языковое качество: q грамматическая и лексическая точность; q произношение; q легкость и темп речи, естественность, идиоматическое выражение.   0 – 2   0 – 2 0 – 1   0 – 2 0 – 2   0 – 1 Максимальное количество 10 баллов.

 

Таблица оценки письменной речи.

ПАРАМЕТРЫ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ
1. Коммуникативность: q ориентировка в ситуации общения и выбор информации; q читаемость написанного (intelligibilite): организация текста, логичность, связность; q творчество и оригинальность; 2. Языковое качество: q грамматическая точность; q лексическая точность; q презентативность: четкость, орфография, написание заглавных букв и пунктуация, разделение на абзацы; q оригинальность.   0 – 4   0 – 4   0 – 2   0 – 3 0 – 2 0 – 3   0 – 2 Максимальное количество 20 баллов.

 

Таким образом, обучение по УМК " Frequence jeunes-2"

q ориентировано на формирование навыков и умений устной и письменной речи;

q основано на наблюдении, идентификации, отборе, формулировке гипотез и их проверке;

q базируется на сочетании структурного, функционального и коммуникативного подходов, то есть придается значение как форме, так и функции и содержанию.


3.3. Система упражнений для формирования навыков и умений в УМК "Frequence jeunes-2".

 

УМК включает разнообразные виды упражнений. По способам учения или видам учебной деятельности учащихся (ознакомление, повторение, поиск) можно выделить: ознакомительные, ознакомительно-поисковые, тренировочные, тренировочно-поисковые и поисковые упражнения. Эта классификация основана на тех или иных признаках, вычленяемых в упражнениях: назначение, аспекты языка, место выполнения и так далее. Однако все эти признаки недостаточно существенны, так как они не отражают его сути. Суть упражнения заключается в повторительных действиях, а не просто в действиях вообще, а в тех из них, которые формируют навыки и умения, помогают усвоить языковой материал. Признаки таких действий существенны для упражнения, а существенные признаки лежат в основе типологии упражнений. И если в классификации, основанной на второстепенных признаках, выделяются роды и виды упражнений, то в классификации, основанной на существенных признаках, можно говорить о типах упражнений. (Миньяр-Белоручев: 1990; 69). Я считаю, что здесь можно выделить упражнения и из первой классификации (по способам учения или видам учебной деятельности), так и типы упражнений.

Деление упражнений по типам производится на основе типологии, предложенной Р.К. Миньяром-Белоручевым, в основе которой положены признаки действий саморазвития, связанные с врожденными рефлексами саморазвития, к которым физиологи школы Л.П.Павлова относят: рефлекс подражания, рефлекс игры, свободы, исследовательский рефлекс. Соответственно, можно выделить 4 типа упражнений: имитативно-репродуктивные, игровые, сугестивные, проблемно-поисковые.

В отличие от УМК "L`oiseau bleu-3" данный УМК имеет тетрадь (Cahier d`exercise), где предлагаются задания к урокам основного учебника. В основном это тренировочные упражнения:

- Mettez les verbes entre parentheses au subjonctif;

- Completez les phrases avec des comparatifs;

- Completez avec les verbes entre parenthese au passe compose;

- Completez avec "c`est-ce sont" ou "il, elle est-ils, elles sont ".

Трансформационные упражнения:

- Transformez en interrogation indirecte;

- Remplacez les mots en italique par un pronom en ou le, la, les;

- Dis-le a l`imperatif;

- Mettez en valeure les mots en italique.

Важное значение имеют тренировочно-поисковые упражнения:

- Completez le dialogue avec les verbes entre parentheses a l`imparfait ou au passe compose;

- Terminez les phrases en utilisant …..

- Completez avec les verbes suivants a l`imparfait.

Учебник содержит репродуктивные и продуктивные упражнения:

- Posez d` abord une question avec "lequel" et repondez-y;

- Recrivez les phrases avec des articles indefinis;

- Jouez ces scenes avec votre voisine.

Продуктивные упражнения:

- Faites un rapport;

- Inventez votre avenir;

- Cherchez des arguments pour et contre la ville et la campagne.

Нужно отметить обилие проблемно-поисковых заданий:

- Mots crioses;

- Chassez l`intrus!

- Trouvez dans la bande-dessinee les mots correspondant aux definitions suivantes.

Обычно работа над материалом начинается с имитационных упражнений, затем тренировочные, подстановочные и трансформационные на закрепление нового материала, и только после их- проблемно-поисковые, вопросно-ответные, репродуктивные и продуктивные.

Система упражнений обладает следующими характеристиками:

1. коммуникативная направленность;

2. взаимообусловленность упражнений;

3. повторяемость речевых действий и речевого материала;

4. в основе лежит принцип от " простого к сложному", "от общего к частному";

5. опора на ситуативность и контекстность речи, что характерно для прямого метода обучения иностранным языкам.

ВЫВОД: Система упражнений УМК "Frequence jeunes-2" содержит упражнения на развитие навыков и умений всех видов деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо. Каждому уроку соответствует комплекс упражнений, куда входят упражнения для формирования фонетических, грамматических, лексических навыков. Система упражнений характеризуется обилием проблемных заданий, побуждая учащихся к поиску, который является наиболее эффективным способом учения. Присутствие элемента поиска, который является наиболее эффективным способом учения объясняется тем, что УМК разработан с учетом познавательного подхода, при котором уделяется большое внимание именно мыслительным процессам субъекта при обучении иностранным языкам.


3.4. Содержание и структура УМК "Le Nouveau sans frontieres-2".

 

УМК "Le Nouveau sans frontieres-2" предназначен для подростков и учащихся старшего возраста, имеющих языковую подготовку. В УМК, состоящем из 3-х частей, предусматриваются 2 уровня обучения.

Цель первого уровня обучения по учебнику состоит в том, чтобы последовательно закреплять основную базу владения французским языком при одновременной работе над устной и письменной речью с опорой на родной язык учащихся.

Второй уровень обучения по УМК предполагает овладение французской письменной речью. Цель второго уровня состоит из следующих задач:

1. научить учащихся определять местонахождение предметов и их временную соотнесенность на расширенном языковом материале;

2.  устанавливать причинно-следственные связи;

3.  научить высказывать собственное мнение;

4.  углубить знания в области грамматики.

Учебный комплект предназначен для обучения разным стилям речи на французском языке (от разговорно-фамильярного до литературного), а также языковому поведению в конфликтных жизненных ситуациях. В учебнике можно найти разнообразный аутентичный материал (фотокопии текстов статей из газет, журналов, художественных текстов и так далее). УМК основан на тех же принципах, что и первый уровень учебника.

В УМК входят:

1. книга для учащихся;

2. тетрадь с упражнениями;

3. книга для учителя;

4. 4 аудиокассеты.

Книга для учащихся содержит 4 раздела, где прослеживается одна история, каждый раздел состоит из 5 уроков 1 занятия-повторения. В конце учебника учащиеся найдут грамматический справочник, таблицу спряжений глаголов, словарь лексических единиц, содержащихся в этом учебнике.

Каждый урок построен одинаково, он состоит из 3-х частей (А, Б, С), каждая из которых, в свою очередь, делится на 3 части.

1 ЧАСТЬ. Работа над диалогом и аутентичным документом (письмо, статья, художественный текст).

Диалоги представлены в виде фото картинок (bandes dessinees), где находятся различные коммуникативные ситуации и имеют своей целью- приобретение лексических, грамматических, коммуникативных, фонетических навыков и овладение живой разговорной речью. Диалоги занимают первые 2 страницы.

II ЧАСТЬ. Словарь и грамматический материал (ГМ).

Грамматический материал как и лексический представлен в виде схемы (образование какого-либо времени, спряжение глаголов), причем, рубрика посвящена ГМ, лексике отводятся только первые два раздела этой части. Навыки и умения, приобретенные в ходе работы с диалогом, здесь расширены в форме перечня слов и выражений, относящихся к сюжету разговора. Лексика и ГМ постоянно варьируются, то есть спряжение глагола появляется в рубрике" лексика" и, наоборот. Это облегчает понимание системы языка и запоминание лексики и грамматики.

III ЧАСТЬ. Практическая (les quatres pages d`activites).

Рубрика занимает большую часть урока. Здесь представлено огромное количество упражнений (фонетических, структуральных, на закрепление грамматического материала и так далее).

Цель данной части урока заключается в том, чтобы представить одинаковое количество упражнений на запоминание лексики, морфологических структур, синтаксических и коммуникативных. В конце каждого раздела есть 4 страницы (bilan-test) - повторение и закрепление материала урока. Здесь предлагаются упражнения на каждую из поставленных целей. Кроме упражнений на проверку, полученных знаний, здесь содержится широкий страноведческий материал с опорой на иллюстрации: географическое положение Франции, флаг, символы, достопримечательности Парижа, схема города и метро, информация о провинциях, истории Франции, телевидении, моде и так далее. В первую очередь представлены задания на проверку усвоения грамматического материала, затем лексику, закрепление ЛЕ в речи, составление диалогов, задания описательного характера с использованием усвоенной лексики и коммуникативных навыков.

 

Распределение языкового материала по урокам.

 

Грамматический материал.

 

№ раздела № урока Грамматический материал

 

 

1

1 Conjugaison des verbes pronominale au present, expression de la cause.
2 L`expression du passe: Le passe compose, L`imparfait L`interrogation.
3 Les verbes du mouvement, L`expression du futur: Le futur proche, le futur dans le passe. L`expression de la cause, l`expression de la quantite.
4 Les verbes construits avec la preposition "а", Les pronoms complements.
5 Constructions negatives et interrogatives.

 

 

2

1 Les propositions relatives, le passif, le pronom "en".
2 Le subjonctif.
3 Adjectifs et pronoms interrogatifs, demonstratifs, possessif, expressions verbales avec "en".
4 Le pronom "y", le gerondif, le partisipe passe.
5 Le deroulement de l`action.

 

 

3

1 Adjectifs et pronoms indefinis, la negation.
2 L`expression de la duree.
3 Construction avec l`infinitif.
4 La concordance des temps. Le plus-que-parfait, le futur anterieure.
5 Faire + verbe.

 

4

1 Situer les verbes dans le temps.
2 Le conditionnel present.
3 L`accord du participe passe, rapporter un discours au passe.
4 Le conditionnel passe.
5 Les propositions relatives, l`expression de la probabilite. Le subjonctif dans l`expression de l`opinion.

 

 

Как видим, авторы отобрали различный грамматический материал, акцент сделан не только на глагольную систему, но и на употребление в речи всякого рода местоимений, постановку вопросов, согласование времен, что имеет сходство с ГМ учебника "Frequence jeunes-2". В УМК "Le Nouveau sans frontieres" представлен более широкий ГМ, хотя большинство времен совпадают, но есть некоторые расхождения.

В отечественных и зарубежных УМК присутствует обращение к формам прошедшего времени. В учебнике "Frequence jeunes-2" изучается только "Le passe compose", когда как в "L`oiseau bleu-3" и "Le Nouveau sans frontieres-2" охватывается passe simple, le plus-que-parfait, l`imparfait. В УМК "Le Nouveau sans frontieres-2" изучаются уже более сложные времена: future anterieur, le subjonctif, повторяются временные формы первого года обучения, изучается: le passif, le gerondif et le participe passe, les formes impersonnelles, l`infinitif, чего нет в учебнике "L`oiseau bleu-3".

Таким образом, материал, представленный в зарубежных учебниках, более обширен. Это можно объяснить, во-первых, разницей в возрасте учащихся, которым предназначаются эти учебники, во-вторых, учебники французского издательства представляют собой нечто вроде интенсивного курса обучения, и, естественно, материал его будет расширен. "L`oiseau bleu-3" и "Le Nouveau sans frontieres-2"сходны тем, что грамматические страницы представлены в виде самостоятельного раздела, хотя во втором учебнике, ГМ взят вместе с лексическим. Поэтому, сначала вводится ГМ, а затем уже он находится в тексте и отрабатывается в упражнениях. Авторы учебника "Frequence jeunes-2" предпочитают иной метод введения ГМ.(см.стр.), то есть "от частного к общему ", что наиболее эффективно при усвоении грамматических навыков.

Грамматический материал отобран во всех 3-х учебниках наиболее употребляемый в повседневной жизни, система правил грамматики может быть выполнена в виде увеличенных таблиц, облегчающих работу учителя в классе при объяснении и закреплении грамматического материала.

И зарубежные, и отечественные методики не исключают коммуникативного подхода к обучению грамматике, так как главный акцент в УМК сделан на обучение общению, так называемой "коммуникативной компетенции", то есть умению выбирать и использовать языковые средства, адекватные ситуациям общения. В зависимости от того, каков возраст и социальный статус говорящих, каково их настроение, обстоятельства, при которых происходит диалог, выбираются различные языковые средства (на фонетическом, лексическом, грамматическом уровнях). Грамматическое явление рассматривается как неотъемлемая часть речи, и на первый план выдвигается смысл высказывания, а не его форма.

 

Распределение лексического материала по урокам.

 

№ раздела № урока Коммуникативные цели Тема диалога. Тема сюжета.

 

 

1

1 Exprimer les gouts et les preferences. Une vedette de la television. S. Le caractere d`un homme.
2 Exprimer un avis, une opinion. Deux conceptions de l`information. S. L`information.
3  ----------- Reportage en Afrique. S. Pauverete-richesse-developement d`un region.
4 Exprimer le desire, la volonte. Une promotion. S. Les catastrophes.
5 Juger –accuser –pardonner. Rupture et reconcilation. S. Le caractere d`un homme.

 

 

2

1  --------------- Agitation dans la ville. S. Le sport.
2 Exprimer la cause et le but. Un pere autoritaire. S. Les taches de la vie quotidienne.
3 Rassurer, exprimer la quantite reduite, le manque. Des artistes en province. S. Le theatre. La musique.
4 Exprimer la confiance, la mefiance. Les lettres d`amour. S. Le bonheur et le malheur. Le logement. La ville.
5  ------------------- S. Le chant, la chanson. L`entreprise. Les manifestations.

 

 

3

1 Conseiller, exprimer l`indiference. L`inconnu du sud-ouest. S.Les voyages.
2  ------------------ Rencontre. S.La voiture. L`hotel. Le telephone
3 Exprimer la peure, l`inquietude. L`incident. S. L`architecture.
4  ----------------- Suspisions. S. La montagne. La mer.
5 Exprimer la possibilite, la consequence. Le denouement. S.La cuisine.

 

 

4

1 Exprimer la frequence et l`habitude. Jean Dugommier. S. L`armee-la guerre-la paix.  Les liveres-la litterature.
2 Reprimander. Raconter. Reves de gloire. S. L`histoire.
3 Donner une explication. Rapporter un discour au passe. Reves d`enfance. S. La description des personnes. L`ecole.
4  ---------------- Reve de revolte. S. Le bubget familiale. La justice.
5 Exprimer la probalite, la probilite. Reves de sagesse. S. L`agriculture. La philosophie. La religion. La science.

 

Главным принципом обучения по учебнику является принцип коммуникативности, таким образом, можно выделить коммуникативные цели для каждого урока как и в учебниках "Frequence jeune-2 ", "L`oiseau bleu-3". Лексический материал так же распределяется по темам, но если "L`oiseau bleu-3" содержит на раздел один текст и один сюжет-тему, то зарубежные методики, особенно "Le Nouveau sans frontieres-2"содержат несколько диалогов в рубрике, то есть каждый урок имеет диалог и несколько сюжетов. Например, Unite 2. В нем собрана лексика 10 сюжетов.Таким образом, с богатым лексическим материалом учащиеся имеют возможность познакомиться с разными сюжетами.Нужно сказать, что темы, представленные в трех учебниках, подобраны с целью заинтересовать, привлечь внимание учащихся к тому или иному сюжету. Что может интересовать подростков, конечно, вопросы любви, счастья, спорт, музыка, путешествия, отдых и так далее, поэтому некоторые темы в УМК совпадают.

Речевой материал в учебнике "Frequence jeunes-2" включается в диалог и в аутентичные материалы, затем закрепляется в упражнениях. В УМК "L`oiseau bleu" новая лексика выделена в отдельном разделе" Lecture 1", где представлены сразу же примеры употребления ЛЕ. Во всех 3-х учебниках есть урок-повторение, где включены упражнения на закрепление и проверку коммуникативных навыков. В учебнике " L`oiseau bleu-3" это Table ronde, который проводится в виде дискуссии.

Наиболее интересный урок-повторение в УМК "Frequence jeunes-2", где создаются упражнения не только на закрепление и проверку усвоенных коммуникативных навыков, но и задания на контроль усвоения ЛЕ, как устный так и письменный. Это кроссворды, тексты, ребусы, которые более привлекают и повышают интерес к изучению французского языка. Урок-повторение в УМК "Le Nouveau sans frontieres" содержит упражнения на закрепление и контроль, усвоенных коммуникативных навыков, отработку ЛЕ как в устной, так и в письменной речи, но в нем есть также задания на контроль знаний в области литературы и истории, страноведения Франции.

В обучении лексике в зарубежных и отечественных методиках является принцип ситуативности: все лексические и грамматические явления включены в ситуацию. Особенностью зарубежных методик является то, что здесь собрана более серьезная, то есть трудная лексика по сюжетам, это объясняется возрастной несоотнесенностью УМК.

Я считаю, что "Le Nouveau sans frontieres-2" подошел бы идеально для учащихся старших классов общеобразовательной школы, так как имеет ставит перед собой цель – овладение и знакомство со всеми стилями речи.

 Литературная рубрика охватывает уже вопросы по интерпретации поэтического и художественного текста. УМК "Le Nouveau sans frontieres-2", являясь своеобразным интенсивным курсом, может быть использован как в виде основного учебника, так и для факультативного курса.






Организация урока.

 

1. Работа над диалогом и документом.

Авторы предлагают 3 этапа работы над диалогом и документом, выполняя при этом соответствующие задания:

q Прослушиванию диалога или чтению документа могут предшествовать несколько подготовительных этапов (etapes preparatoires):

-- анализ и комментарий к иллюстрации, с помощью которой можно определить коммуникативную ситуацию, дать информацию, ввести лексику;

-- введение новых лексических единиц и грамматического материала. Учащиеся работают с рубрикой Vocabulaire et grammaire, которая объясняет присутствие в диалоге тех или иных элементов.

-- обращаясь к иллюстрациям диалога, можно представить тему разговора персонажей.

q Работа над письменными документами.

-- установление вместе с учащимися вида документа (статья газеты, письмо, отрывок из произведения и так далее);

-- объяснение заголовка;

-- чтение текста, документа с выделением неизвестных элементов(ЛЕ), предположения о их смысле;

-- чтение каждой фразы с объяснением неизвестных элементов.

q Работа над диалогом.

-- прослушивание пленки(1-2 раза);

-- объяснение трудных фраз, помех, которые могут возникнуть при прослушивании пленки;

-- построение гипотезы о смысле прослушанного диалога;

-- прослушивание фразы за фразой с объяснением новых элементов.

Каждый текст диалога содержит одну или более конкретную задачу: введение новых ЛЕ, грамматического материала, развитие коммуникативных навыков.

На страницах учебника есть иллюстрации, не сопровождающиеся диалогом, их ученики могут обсудить.

 

2. Словарь и грамматический материал.

Эти две страницы представлены в виде коротких рубрик, имеющих каждая свое название, и содержащая материал с определенной целью обучения.

 Названия рубрик можно классифицировать таким образом:

q тематические, где представлена лексика определенной темы;

q традиционно-грамматические;

q понятийно-грамматические, где находятся задания –расположить глаголы во времени, употребить нужное местоимение, артикль и так далее;

q функциональные, где находятся задания на развитие коммуникативных навыков.

Порядок следования этих рубрик определен порядком появления их материала в диалоге и документе. Спряжение глаголов может быть в любой рубрике, то есть не соблюдается порядок следования.

Главная цель обучения грамматическому материалу заключается не только в выучивании составляющих языка, но и в понимании функционирования языка, уметь сравнить со своим родным языком, усваивая несколько простых правил и механизмов.

Организация работы по рубрикам.

А)Тематические и функциональные рубрики.

q организовать беседу в форме вопросов-ответов, затрагивающих содержание рубрик;

q сравнить слова со своим родным языком, подобрать русские эквиваленты к некоторым словосочетаниям;

q найти всем классом смысл слова в словаре или разделить задание по группам в классе;

q затем проверить результаты всем коллективом;

q представить лист со словами, предлагая использовать их для составления диалога или текста.

В) Грамматические рубрики.

q наблюдение, поиск высказываний, фраз, содержащих новый грамматический материал в диалогах и документах;

q коллективное предположение цели и правила образования тог или иного элемента;

q изучение грамматической рубрики, сравнение образования грамматического элемента со своей гипотезой;

q повторение элементов, уже изученных ранее, что позволяет лучше понять правило, представление системы (при изучении le subjonctif dans le passe, необходимо повторить le subjonctif present, сравнить их между собой, когда употребляются и как образуются);

q обращение к грамматическому справочнику в конце учебника;

q приведение примеров но образование того или иного грамматического элемента, выполнение упражнений на закрепление материала.

 

III. Activites

Эта часть урока разделена на 3 сектора А, В, С. Работа над каждой частью начинается с структурального упражнения (mecanismes). Следующие упражнения могут быть письменными, устными, упражнения на аудирование, чтение с пониманием прочитанного, на грамматику, употребление в речи новых лексических единиц и так далее.


3.6. Система упражнений УМК "Le Nouveau sans frontieres".

 

Письменные упражнения:

n упражнения для закрепления лексических единиц и грамматических структур;

n составление фразы по образцу, или с определенным заданием;

n упражнения на составление документа (письмо, телеграмма и так далее).

 

Устные упражнения:

n задания на составление микродиалогов по теме главного диалога;

n чтение диалога по ролям, согласно героям изображенным на картинках;

n беседа по различным темам, например по сюжетам различных документов.

 

Упражнения на аудирование:

Эти упражнения содержатся в каждом уроке. Это может быть прослушивание фрагмента разговора, записанного на кассете, затем предлагаются задания.

Работа над прослушиванием документа:

n прослушивание документа; определение ситуации, о чем идет речь;

n несколько выборочных прослушиваний, каждый должен уловить необходимую информацию;

n подведение итогов;

n прослушивание фразы за фразой, запись транскрипции;

n можно провести диктант (запись одного фрагмента пленки).

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: