Алгоритм отчислений для региональных стабилизационных фондов

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена структурными экономическими реформами, происходящими в настоящее время в России и требующими, как мобилизации громадных финансовых ресурсов, так и их оптимального размещения и эффективного использования. В связи с этим, для достижения экономического развития и модернизации национальной экономики, особый интерес представляет изучение возможностей и путей эффективного использования финансового потенциала Стабилизационного фонда страны. Исследование этой проблематики должно осуществляться в рамках единой экономической политики страны, направленной на поддержание макроэкономической устойчивости и достижения ценовой стабильности в России. Указанные проблемы имеют не только теоретическое, но и чрезвычайно важное прикладное значение в особенности в условиях экономических кризисов.

Предмет работы - стабилизационные фонды.

Объект работы - экономика РФ.

Задачи, поставленные в работе:

-изучить теоретические основы образования стабилизационных фондов;

определить организационно-правовые и макроэкономические предпосылки формирования стабилизационных фондов;

исследовать мировой опыт создания стабилизационных фондов в экономически развитых и развивающихся странах;

оценить эффективность использования денежных средств стабилизационных фондов;

рассмотреть направления развития Стабилизационного фонда Российской Федерации.

В курсовой работе использованы данные Росстата, министерства финансов и прогнозы известных аналитиков, в частности министра финансов, Алексея Кудрина. Приводится прогноз использования резервного фонда и фонда национального благосостояния Российской Федерации. Основыными источниками, раскрывающими теоретические основы стабилизационных фондов Российской Федерации явились труды Лепесина М.В, Золотаревой А, Панькова В. С, Полякова В. В., В. Е. Рыбалкиной, Сухарева А.Н, Райзберг Б.А., Лозовского Л.Ш., Стародубцевой Е.Б. В данных источниках рассматривается опыт формирования и использования Стабилизационный фондов в таких странах как Норвегия, Чили, Венесуэла, Кувейт, Оман. На протяжении нескольких лет в этих странах сложился определенный опыт использования средств полученных от использования природных ресурсов. Именно он позволяет сравнить эффективность формирования и использования Стабилизационного фонда России.

Во введении определена актуальность выбранной темы исследования, представлена цель и задачи, объект и предмет, структура работы. Первая глава - "Сущность и предназначение стабилизационных фондов", дает развернутое понятие о стабилизационных фондах Российской Федерации и их необходимости.  Вторая глава - "Алгоритм отчислений для региональных стабилизационных фондов", выявляет все аспекты влияния и уровни значимости стабилизационных фондов в современном мире, а также разработка рекомендаций по усовершенствованию функционирования Стабфонда РФ.

Теоретической основой данного исследования являются учебная литература, монографии, экономические справочники, периодические издания и ресурсы всемирной сети Интернет.

Методологической базой исследования являются исторический, сравнительный методы исследования, а также методы индукции и дедукции.

Практическая значимость исследованной темы работы может быть определена тем, что в результате исследования определили основы функционирования стабилизационного фонда, представили его преимущества, основы нормативного регулирования в современной России, анализ фондов в 2008-2013 гг. Также в проектной главе представлен прогноз стабилизационного фонда на среднесрочную перспективу.

 


 

Глава 1. Сущность и предназначение стабилизационных фондов

 

Теоретические аспекты Стабилизационных фондов РФ

 

Большинство стран во всем мире на пути своего социально-экономического развития проходят различные этапы своего становления. Все они, ввиду географического, исторического аспектов развития, а также структуры экономики страны, сталкиваются с абсолютно непохожими социально-экономическими проблемами. Для решения этих проблем, либо для упреждения их возникновения они пытаются каким-либо образом минимизировать свои финансово-экономические риски, путем создания различных фондов. Многие из них уже основали стабилизационные фонды, а другие рассматривают такую возможность.

Опыт ряда стран (Норвегия, Кувейт, Чили, Венесуэла и др.), имеющих сырьевую специализацию экспорта, показывает, что правительства государств, подверженных влиянию мировой конъюнктуры, имеют возможность воспользоваться периодами высоких цен на сырье для накопления временных избыточных доходов для создания стабилизационного фонда или фонда будущих поколений. Средства таких фондов могут быть использованы для поддержания достигнутого уровня расходов государственного бюджета и погашения внешнего долга в неблагоприятные периоды, или после истощения природных ископаемых. Однако цены на данные категории товаров чрезвычайно подвижны на мировых товарных рынках. А Россия в данном случае выступает, преимущественно, как "price-taker", то есть принимает те цены, которые задаются мировой экономикой. тем самым, конъюнктура мировых цен на сырьевые товары определяет ситуацию и перспективы роста экономики России.

Наблюдаемый до недавнего времени период высоких цен на нефть и нефтепродукты, газ, никель, алюминий (например, среднегодовая цена нефти в 2008 г. достигла более 80 долл. США за баррель), создал необходимые экономические предпосылки для дальнейшего наращивания Стабилизационного фонда РФ. Первоначально и основной целью создания Стабилизационного фонда РФ явилось аккумулирование части доходов, формируемых в экспортном секторе экономики в периоды высоких мировых цен на основные товары российского экспорта, и их использование для погашения внешнего долга и поддержания реального уровня непроцентных расходов государственного бюджета в периоды неблагоприятной конъюнктуры.

таким образом, наличие стабилизационного фонда дает ряд преимуществ стране, в том числе:

.Стабилизационный фонд позволяет государству в срок выполнять выплаты по своим внешним и внутренним обязательствам.

.Размер Стабилизационного фонда способствует росту суверенного кредитного рейтинга страны, и, как следствие, росту инвестиционной привлекательности страны, который в свою очередь может повлечь приток прямых иностранных инвестиций в страну.

.Создание фонда будущих поколений окажет благотворное влияние на социальный аспект политики государства, и будет способствовать снижению социальной напряженности в обществе и неуверенности населения в "завтрашнем дне".

.Внушительные размеры стабилизационного фонда повышают степень экономической независимости государства, что также влияет на внешнюю политику государства.

Кроме вышеперечисленных преимуществ существуют и определенные недостатки, риски и другие проблемы, связанные с созданием и функционированием стабилизационных фондов.

Самое важное - это, конечно, вопрос сохранения денежных средств фондов и их преумножения. Если нет эффективного инвестирования этих средств, возникает законный вопрос: зачем изымать из экономики значительную часть ее финансовых ресурсов (в случае, если это не острая необходимость борьбы с инфляцией).

Сейчас, когда в Российской Федерации уже действует Стабилизационный фонд и в нем аккумулированы значительные финансовые ресурсы страны, вопрос его более рачительного и эффективно использования стоит одним из главных на повестке дня. Этот вопрос был еще более актуализирован с наступлением мирового финансового кризиса, который может, в том числе, и спровоцировать нецелевое использование финансовых ресурсов Стабилизационного фонда РФ и даже его растаскивание.

В мировой экономической науке и практике существует два основных подхода относительно создания стабилизационных (резервных) финансовых фондов:

1) одна группа экономистов считает, что стабилизационные фонды в принципе не нужны и их создание вредно для экономики, так как финансовые ресурсы "выводятся" из воспроизводственного процесса, приводя к их нерациональному использованию;

2)    другая группа специалистов придерживается мнения, что для экономики нужна так называемая "подушка безопасности" в виде стабилизационных (резервных) фондов, которая позволит сгладить влияние факторов, оказывающих негативное воздействие на экономику.

С точки зрения теоретических основ стабилизационный фонд выполняет следующие функции:

1) накопительную;

2) распределительную;

)   стимулирующую;

)   инвестиционную;

)   социальную.

Проблема специальных денежных фондов (стабилизационного, резервного, будущих поколений) - это воспроизводственная проблема, производная от такой макроэкономической пропорции, как структура ВВП (как произведенного, так и использованного).

Цикличность развития экономики России вследствие изменения цен на энергоресурсы потребовала проведения политики формирования государственных финансовых резервов с целью их использования для поддержки бюджетных расходов, расширяя тем самым совокупный спрос, приводящий к росту занятости и объема национального производства. такая политика стала осуществляться с 2004 г., когда был образован Стабилизационный фонд РФ, который в 2008 г. был разделен на Резервный фонд РФ и Фонд национального благосостояния РФ. Сегодня можно утверждать, что антициклическая финансовая политика себя оправдала, привела к стабилизации социально-экономического развития.

Подобные фонды финансовых ресурсов в целях циклической сбалансированности бюджетов могут быть созданы и на региональном уровне. В свое время исследователи А. Золотарева, С.Дробышевский, С.Синельников и П. Кадочников подчеркивали необходимость формирования региональных стабилизационных фондов. Но не во всех регионах, а в тех, где значительная часть валового регионального продукта создается предприятиями-экспортерами сырьевых ресурсов. К таким регионам они относили в первую очередь тюменскую, Мурманскую области, Республику Саха - Якутия и др. При этом указывалось, что периоды формирования и использования средств региональных стабилизационных фондов могут не совпадать с аналогичными периодами для федерального бюджета. Это может играть важную роль в межбюджетных отношениях. В частности, в том случае, если цены на нефть движутся вниз, а цены на основной экспортный товар региона - вверх, то заимствования из регионального стабилизационного фонда могут частично заменить средства дотаций из Фонда финансовой поддержки регионов, снижая тем самым нагрузку и на федеральный бюджет.

С 2009 г. бюджетное законодательство РФ разрешает формирование резервных фондов субъектов РФ для сбалансированности региональных бюджетов в рамках реализации антициклической финансовой политики. Данный фонд представляет собой часть средств бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенную для исполнения расходных обязательств этого субъекта в случае недостаточности текущих бюджетных доходов для финансового обеспечения расходных обязательств.

В Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2010-2012 гг. от 25.05.2009 определено, что данные фонды обязаны повысить устойчивость региональных бюджетов к кризисным явлениям в экономике и должны быть сформированы в субъектах РФ. имеющих моноотраслевую структуру экономики. Они были обозначены как "региональные стабилизационные фонды", хотя в бюджетном законодательстве их назвали "резервными фондами субъектов РФ" Два данных понятия являются идентичными. По своей финансовой сущности эти фонды можно было бы именовать "резервными фондами бюджетной сбалансированности".

По бюджетному законодательству России отличие резервных фондов субъектов РФ от резервных фондов исполнительных органов власти состоит в том, что первые представляют собой фонды бюджетной сбалансированности, а вторые предназначены для финансирования непредвиденных расходов в рамках текущего бюджетного года.

Формирование подобных фондов означает реализацию политики по сбережению части бюджетных доходов, что может иметь важное значение в условиях превышения доходов над расходами - профицита бюджета. По методологии бюджета зачисление средств в резервные фонды бюджетной сбалансированности будет представлять собой увеличение остатка бюджетных средств на конец бюджетного года. Это следует рассматривать как средство "использования" профицита бюджета.

Заметим, что до 2000г. в Бюджетном кодексе РФ существовала норма (ст. 88), не позволяющая составления профицитных бюджетов на всех уровнях бюджетной системы. В том случае, если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета был бы получен профицитный бюджет, то до утверждения бюджета предписывалось произвести следующее: сначала сократить привлечение доходов от продажи государственной (муниципальной собственности, а для федерального бюджета - про извести сокращение привлечения доходов от продажи государственных запасов и резервов; затем следовало предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;после этого требовалось произвести увеличение расходов бюджета, включая передачу части доходов бюджетам других уровне?

В том случае, если данные меры осуществлять было нецелесообразно, предписывалось сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в н РФ. Необходимость проведения в России государственной стабилизационной политики потребовала отказа от такой нормы и формирования профицитных бюджетов, с тем чтобы использовать накопленные профициты для покрытия будущих бюджетных дефицитов при падении цен на нефть. Политика профицитного бюджета была реализована на уровне федерального бюджета. Министерство финансов РФ разработало методические рекомендации по улучшению финансового положения и платежеспособности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В соответствии с ними предлагается в целях улучшения финансового положения и снижения рисков неплатежеспособности реализовывать антициклическую финансовую политику, предполагающую составление проекта бюджета, исходя из консервативных сценариев формирования доходной базы. Это приведет к повышению вероятности получения дополнительных доходов. Предполагается данные доходы использовать в двух направлениях:

увеличивать доходы, которые снизят обязательства региона (муниципального образования);

направлять в создаваемые региональные стабилизационные фонды (резервные фонды субъектов РФ - по бюджетному законодательству РФ).


 



Алгоритм отчислений для региональных стабилизационных фондов

 

В методических рекомендациях указано, что региональные стабилизационные фонды должны выполнять функцию антициклического выравнивания доходов субъекта РФ, а также муниципальных образований (учитывая возможность финансовой помощи регионального бюджета местным бюджетам). Создание стабилизационных фондов на региональном уровне представляется целесообразным вследствие того, что именно налоговые доходы подвержены более сильным изменениям в региональных, а не местных бюджетах в связи с тем, что наибольшей изменчивости подвержен налог на прибыль организаций, часть которого подлежит зачислению в бюджеты субъектов РФ. Министерством финансов РФ предлагается создавать стабилизационные фонды в тех регионах, доходы которых подвержены наибольшей изменчивости по одному (ведущему) налогу.

Средства региональных стабилизационных фондов должны использоваться прежде всего с целью выравнивания одновременных колебаний доходов регионального бюджета и дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

Существующий ныне механизм выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ предусматривает изменение уровня дотаций с задержкой на два года, так как исходит из налогового потенциала именно заданный период времени. Поэтому задачей региональных стабилизационных фондов является финансирования расходных обязательств субъекта РФ при снижении доходной базы региональных бюджетов в рамках данного периода. то есть проблема снижения доходов регионального бюджета в течение первых двух лет должна решаться самим регионом. В случае если экономический спад в регионе носит долгосрочный характер (более двух лет), то на помощь приходит федеральный центр, увеличивая региону объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Если же впоследствии увеличение дотаций будет совпадать с ростом доходов регионального бюджета, то образующийся "излишек" субъект РФ должен направлять в региональный стабилизационный фонд.

Министерство финансов РФ предлагает региональным властям производить отчисления в региональные стабилизационные фонды в соответствии со следующим алгоритмом:

 

СФi1 = ФФПРi1- ФФПРi0*i, (1)

 

если БОФ1 > БОФФПР1 и ФФПРi1 > ФФПРi0*i,

где СФi - отчисления i-го региона в региональный стабилизационный фонд;

ФФПРi1- дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности i-му региону в отчетном периоде;

ФФПРi0 - дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности i -му региону в прошлом году;

БОф1 - фактическая бюджетная обеспеченность i -го региона в отчетном году;

БОффпр1 - бюджетная обеспеченность i-го региона, рассчитанная для выделения дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в отчетном году;- прогнозируемый индекс потребительских цен з отчетном году.

По данному алгоритму отчисления в региональные стабилизационные фонды следует производить до тех пор, пока размер части регионального стабилизационного фонда, направленной на страхование колебаний дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, не превысит среднего за последние пять лет уровня дотаций из Фонда финансовой поддержки регионов для денного региона. При расчете средней дотации из Фонда финансовой поддержки регионов дотации прошлых лет необходимо корректировать на уровне инфляции.

В случае одновременного снижения дотаций из Фонда финансовой поддержки регионов, так и доходов бюджета субъекта РФ, региональные власти могут использовать средства созданного фонда для обеспечения сбалансированности бюджета субъекта РФ по следующему алгоритму:

 

ОСФi1 = ФФПРi0*i - ФФПРi1, (2)

 

если БОф1 < Б0ФФПР1 и ФФПРi1 < ФФПР i0* i,

где ОСФ i 1 - отчисления из стабилизационного фонда i -го региона в региональный бюджет для обеспечения его сбалансированности;

ФФПР i0 - дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности i -му региону в предыдущем году;

ФФПР i1 - дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности i -му региону в отчетном периоде;

БОф1 - фактическая бюджетная обеспеченность i -го региона в отчетном году;

БОФФПР1 - бюджетная обеспеченность i -го региона, рассчитанная для выделения дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в отчетном году.

В этом случае отчисления в фонд будут направлены на стабилизацию регионального бюджета в связи со снижением поступлений по налогу на прибыль. Если региональный бюджет подвержен сильной зависимости от поступления налога на прибыль, то Министерством финансов РФ предлагается производить отчисления в региональные стабилизационные фонды по следующему алгоритму:

 

СФ i=НП i , (3)

 


 

если Д i > Дср,

где СФ - отчисления i -го региона в региональный стабилизационный фонд;

НП i - поступления от налога на прибыль в i -м регионе;

Д i -доля поступлений от налога на прибыль в доходах бюджета i -го региона;

Дср - доля поступлений от налога на прибыль в доходах консолидированного бюджета субъектов РФ.

Формирование регионального стабилизационного фонда по данному алгоритму Министерством финансов РФ предлагается осуществлять до тех пор, пока размер части регионального стабилизационного фонда, направленной на страхование колебаний поступлений по налогу на прибыль, не превысит среднего за предыдущие пять лет объема поступлений по налогу на прибыль у региона. Здесь также следует использовать поправку на уровень инфляции.

В том случае если доходы бюджета субъекта РФ подвержены сильной зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры (регионы нефте- и газодобычи), то предлагается предусматривать дополнительные отчисления в региональные стабилизационные фонды от налога на прибыль и от налога на добычу полезных ископаемых. При этом размер отчислений необходимо увязывать с ценами на данные экспортируемые товары.

В случае снижения поступлений по налогу на прибыль организаций региональным властям Министерством финансов РФ предлагается использовать средства регионального стабилизационного фонда для обеспечения сбалансированности регионального бюджета по формуле:

 

ОСФ i=НП i , (4)

 


 

если Дср< Д i,

где ОСФi1 - отчисления из стабилизационного фонда i-го региона в региональный бюджет для обеспечения его сбалансированности;Пi - поступления от налога на прибыль в i-м регионе;

Дср - доля поступлений от налога на прибыль в доходах консолидированного бюджета субъектов РФ;

Д i - доля поступлений от налога на прибыль в доходах бюджета i -го региона.

При создании в регионе резервного фонда субъекта РФ (регионального стабилизационного фонда) порядок его формирования и использования должен устанавливаться законом субъекта РФ. Бюджетным законодательством РФ наложен запрет на определение такого порядка в законе о региональном бюджете, что придает данным фондам более долгосрочный характер и указывает на то, что средства предназначены для использования в будущем, а не в данном бюджетном году.

Подводя итог по 1 главе, можно прийти к заключению о том, что Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров, а значит создание Стабилизационного фонда было наилучшим экономическим решением.

 


 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: