Резервные фонды субъектов РФ созданы в Республике Алтай, Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Пермском крае, Красноярском крае, Мурманской, Новосибирской, Кемеровской, Сахалинской, тюменской, Иркутской областях. Роль резервных фондов субъектов РФ рамках реализации циклической финансовой сбалансированности региональных бюджетов постепенно будет возрастать, а средства фондов увеличат предложение инвестиционных ресурсов в регионах и в российской экономике в целом. Рассмотрим, как происходит данный процесс непосредственно в регионах.
В соответствии с законом Республики Алтай от 27.042009 № 12-P3 "О внесении изменений в закон Республики Алтай "О бюджетном процессе s Республике Алтай" был создан Резервный Фонд Республики Алтай. Данный фонд должен формироваться в составе бюджетных ассигнований и отражаться в ведомственной структуре республиканского бюджета. Размер фонда определяется в виде разницы между значениями прогнозных показателей доходов по налогам на прибыль, имущество организаций и доходов физических лиц, рассчитанных на основе двух вариантов прогноза социально-экономического развития республики. Использование средств фонда может производиться только на основе закона о республиканском бюджете в том случае, если оценка ожидаемого поступления налогов на прибыль, имущества организации и доходов физических лиц будет больше минимальных значений прогнозных показателей тех же доходов на текущий бюджетный год, рассчитанных на основе вариантов прогноза социально-экономического развития Республики Алтай. При этом оценка ожидаемого поступления данных налоговых доходов проводится по отчету об исполнении республиканского бюджета за полугодие и 9 месяцев текущего года".
Положения о резервном фонде Республики Башкортостан были в введены законом Республики в 2010г. Обозначено, что Резервный фонд Республики Башкортостан может формироваться за счет:
) остатков средств на счетах по учету средств бюджета республики, не имеющих целевого назначения;
) доходов от управления средствами Резервного фонда Республики Башкортостан;
)добровольных взносов, пожертвований физических и юридических лиц.
Средства фонда используются в порядке, который установлен для исполнения бюджета республики. Их направляют на финансовое обеспечение расходных обязательств в ходе исполнения республиканского бюджета без внесения изменений в закон о бюджете. Средства резервного фонда могут размешаться на банковских депозитах.
Резервный фонд в Республике Дагестан создан на основе закона Республики от 09.10.2009 № 58 "О внесении изменений в Закон Республики Дагестан "О бюджетном процессе и межбюджетных в отношениях в Республике Дагестан". Резервный фонд сформирован в расходной части республиканского бюджета. Это часть средств республиканского бюджета, предназначенных для исполнения расходных обязательств Республики Дагестан в случае недостаточности доходов республиканского бюджета для финансового обеспечения расходных обязательств. Размер резервного фонда утверждается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Формирование фонда должно производиться за счет доходов республиканского бюджета и источников финансирования его дефицита. В случае недостаточности доходов средства Резервного фонда должны использоваться путем направления на исполнение расходных обязательств, предусмотренных в сводной бюджетной росписи бюджета на текущий финансовый год.
При этом установлено, что в первую очередь средства резервного фонда должны направляться на оплату труда работников бюджетных учреждений, предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам, исполнение публичных нормативных обязательств. Решение об использовании средств фонда должно приниматься правительством Республики Дагестан по согласованию с президентом Дагестана.
Законом Пермского края от 01.07.2009 № 441-ПК были внесены изменения и дополнения в краевой закон "О бюджетном процессе в Пермском крае" о создании Резервного фонда Пермского края. Фонд должен формироваться за счет части средств на счете краевого бюджета на начало года и не имеющих целевого назначения. Источником формирования фонда могут быть поступления налоговых и неналоговых доходов сверх утвержденного бюджета и сокращение расходов бюджета Пермского края текущего финансового года. Размер фонда должен устанавливаться законом о бюджете в абсолютном размере до 5 млрд. руб.
В 2009 г. правительство Красноярского края внесло в Законодательное собрание проект закона "О внесении изменений в Закон края "О бюджетном процессе в Красноярском крае", предусматривающий создание Резервного фонда Красноярского края. В дальнейшем планируется принятие специального краевого закона, призванного урегулировать размер фонда, источники и порядок его формирования и использования.
Закон о резервном фонде Мурманской области принят Мурманской областной Думой 03.12.2009. Резервный фонд сформирован в составе расходной части областного бюджета и подлежит обособленному учету. Фонд должен формироваться в ходе исполнения областного бюджета за счет налоговых и неналоговых доходов областного бюджета в размере 50% от полученных сверх сумм, утвержденных законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, по следующим видам доходов: налог на прибыль организаций; штрафы, санкции, административные платежи, поступившие в результате принятия мер гражданско-правового характера, государственные пошлины. А также за счет источников финансирования дефицита областного бюджета. Размер фонда устанавливается областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Средства резервного фонда должны направляться на исполнение расходных обязательств, предусмотренных законами Мурманской области, нормативными правовыми актами правительства Мурманской области, в случае недостаточности доходов областного бюджета.
Средства фонда могут направляться на исполнение в следующих расходных обязательств:
) инвестиционные проекты;
) предоставление государственной поддержки предприятиям и организациям, находящимся на с территории области;
) предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам области;
)исполнение публичных обязательств и публичных нормативных обязательств. Порядок расходования средств фонда устанавливает областное и правительство.
Резервный фонд Новосибирской области был создан законом области от 06.06.2009 № 346-03 "О внесении изменений и дополнений в областной закон о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области". В соответствии с бюджетным законодательством области Резервный фонд Новосибирской области представляет собой часть средств областного бюджета, предназначенную для исполнения расходных обязательств области в случае недостаточности доходов областного бюджета для финансового обеспечения расходных обязательств. Порядок формирования и использования средств фонда должен устанавливаться областным законом.
Областной закон от 15.07.2009 N 90-03 "О Резервном фонде Кемеровской области" был принят Советом народных депутатов Кемеровской области. Он установил порядок формирования и использования средств фонда в условиях финансово-экономического кризиса. Фонд сформирован в составе расходной части областного бюджета, а его размер должен утверждаться законом об областном бюджете. Фонд формируется за счет доходов областного бюджета источников финансирования дефицита бюджета. Установлено, что в случае недостаточности доходов областного бюджета средства Резервного фонда должны использоваться путем направления на исполнение расходных обязательств, предусмотренных законом Кемеровской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, требующих незамедлительного решения Средства резервного фонда должны направляться, в том числе на исполнение следующих расходных обязательств: оплата труда работников бюджетных учреждений; предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам на софинансирование расходов; исполнение публичных обязательств и публичных нормативных обязательств, в том числе предоставление государственной поддержки предприятиям и организациям, находящимся на территории Кемеровской области, в условиях финансово-экономического кризиса; исполнение иных социальных и экономически значимых расходных обязательств области.
Областной закон от 19.02.2009 №10-03 "О резервном фонде Сахалинской области" был принят Сахалинской областной думой. Резервный фонд представляет собой часть средств областного бюджета, предназначенную для исполнения расходных обязательств Сахалинской области в случае недостаточности доходов областного бюджета для финансового обеспечения расходных обязательств. Фонд должен формироваться за счет доходов областного бюджета и источников финансирования областного бюджета, а его размер устанавливается законом об областном бюджете. В случае недостаточности доходов областного бюджета средства резервного фонда должны использоваться путем направления их на исполнение расходных обязательств, предусмотренных в сводной бюджетной росписи областного бюджета на текущий финансовый год. При этом в первую очередь средства фонда должны направлять на выплату заработной платы работников бюджетных учреждений, оплату жилищно-коммунальных услуг, оказываемых областным бюджетным учреждениям, предоставление субвенций местным бюджетам, предоставление субсидий местным бюджетам на софинасирование расходов, связанных с оплатой труда работникам муниципальных бюджетных учреждений и исполнение публичных нормативных обязательств.
Средства фонда направляются финансовым органом области на расходы в процессе исполнения областного бюджета путем снижения планового остатка его средств.
Резервный фонд тюменской области был учрежден областным законом от 24.09.2009 №1621 "О внесении изменений в Закон тюменской области "О бюджетном процессе в тюменской области". Резервный фонд был сформирован в составе расходов бюджета, в качестве источников его образования определены собственные доходы областного бюджета. Размер фонда должен утверждаться законом об областном бюджете. Средства фонда направляются на исполнение расходных обязательств тюменской области в случае недостаточности доходов областного бюджета для их финансового обеспечения. Средства резервного фонда направляются финансовым органом области в процессе исполнения областного бюджета путем снижения планового остатка средств Резервного фонда тюменской области
Резервный фонд Иркутской области может формироваться за счет сверхплановых доходов регионального бюджета, а также остатка бюджетный средств бюджета на начало очередного бюджетного года. Зачисление средств в фонд производится после финансового обеспечения дефицита регионального бюджета. Расходование средств фонда должно производиться на исполнение расходных обязательств субъекта РФ в случае недостаточности доходов областного бюджета. Параметры резервного фонда устанавливаются в законе об областном бюджете
Региональные фонды субъектов РФ будут развиваться и в перспективе смогут аккумулировать значительный объем финансовых ресурсов и явиться дополнительным источником предложения инвестиционных ресурсов в экономике. В настоящее время бюджетное законодательство разрешает региональным властям размешать остатки средств бюджетов, включая средства региональных фондов, на банковских счетах с целью получения инвестиционного дохода. Муниципальные образования такого права не имеют. Это связано, прежде всего, с общей дефицитностью их бюджетов, которая не дозволяет проводить политику сбережения в целях циклической сбалансированности местных бюджетов. Кроме того, существует опасность коррупционной составляющей в случае предоставления возможности муниципальным образованиям временно размещать бюджетные средства вне единого счет по учету средств муниципального бюджета. Контроль за размещением средств региональных бюджетов осуществить проще в силу того, что число таких бюджетов не столь значительно (83 - по числу субъектов РФ), а количество бюджетов муниципальных образований в России к 2010г. выросло до 30 540.
Региональные резервные фонды стабилизационного типа созданы и в других странах. В штате Аляска (США) в 1976 г. сформирован Постоянный фонд Аляски (Alaska Permanent Fund), выполняющий роль циклической сбалансированности бюджета штата. Необходимость такого фонда связана с колебанием цен на нефть и влиянием этого процесса на доходы штата. В провинции Альберта (Канада) также имеются резервные фонды стабилизационного типа, управление которыми передано созданной в 2007 г. государственной Корпорации управления капиталовложениями (Alberta Investment Management Corporation, AIMCo).
Пока бюджетное законодательство РФ не предусматривает формирования резервных фондов бюджетной сбалансированности на уровне муниципальных образований. Вместе с тем, по мнению автора, муниципальные образования обладают возможностью, хотя и ограниченно, реализовывать политику антициклической сбалансированности бюджетов. Главная роль при этом может отводиться использованию остатков бюджетных средств. Остатки бюджетных средств представляют собой финансовые ресурсы, которые образовываются на начало нового бюджетного года. После завершения м операций по принятым бюджетным обязательствам закончившегося бюджетного года остаток средств на счете местного бюджета подлежит учету как остаток средств на начало нового бюджетного года. такие остатки могут образовываться вследствие дополнительно полученных доходов над запланированной величиной и не использованных в том же году, а также благодаря экономии в расходах. В соответствии с бюджетным законодательством РФ изменение остатков средств на счетах по учету бюджета рассматривается как один из источников финансирования его дефицита. В условиях сдерживания бюджетных расходов от необоснованно быстрого роста, при благоприятной экономической конъюнктуре на территории муниципального образования местный бюджет будет получать превышение доходов над расходами, что приведет к увеличению остатков бюджетных средств.
Остатки бюджетных средств можно рассматривать как возможный финансовый резерв сбалансированности местного бюджета, который может переходить на следующий год и быть использован при снижении бюджетных доходов при неблагоприятной экономической конъюнктуре на территории муниципального образования, в регионе или в национальной и мировой экономике.
Следует обратить внимание на то, что бюджетное законодательство РФ разрешает утверждать местные бюджеты при дефиците, сверх установленного верхнего предела в 10% от утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, в случае использования на его финансирование остатков бюджетных средств. таким образом, переходящие остатки бюджетных средств на счете по учету средств местного бюджета можно рассматривать в качестве муниципальных резервов, носящих по своей финансовой сущности бесфондовый характер.
Недостатками бесфондового способа формирования финансовых резервов бюджета являются:
"стихийный" характер формирования размера резервов, отсутствие обоснованного расчета величины средств, подлежащих сбережению;
невозможность реализации более полной и эффективной антициклической финансовой политики муниципального образования.
Кроме данных недостатков, аккумулирование бюджетных остатков на счете по учету средств местного бюджета в Федеральном казначействе, открытом в Банке России, оборачивается отсутствием процентного дохода и обесценением средств вследствие инфляции.






