Направления развития стабилизационных фондов

 

Преимущественно сырьевое направление развития макроэкономики России в период перехода к рыночной экономике привело к необходимости в качестве одного из основных макропоказателей устанавливать базовую цену на нефть, при которой соблюдается баланс государственного бюджета.

Получить достоверный прогноз динамики цен на нефть достаточно сложно. Например, цены на нефть Brent Crude Oil с 1.01.2004 г. (даты создания стабилизационного фонда в России) по 18.05.2012 г. колебались следующим образом (табл. 1).

 

Таблица 1 Цены на нефть Brent Crude Oil с 1.01.2004 г. по 1.01.2013г.

Дата Показатель
1.01.2004 33,01
1.01.2005 45,87
1.01.2006 65,43
1.01.2007 57,21
1.01.2008 91,96
1.07.2008 44,98
1.01.2009 45,93
1.01.2010 71,18
1.01.2011 100,58
1.01.2012 123,05
1.01.2013 106,73

 

Как показывает статистика, общая тенденция роста цен на нефть отображает уменьшение предложения на рынке в связи с истощением запасов нефти. Но цикличность рыночной экономики вносит коррективы в эту тенденцию, которые ярко отразились в период глобального кризиса 2008-2009 г.г., когда цена на нефть перед началом кризиса поднялась до максимума, а затем резко снизилась до уровня 2005 г. Посткризисный период 2010-2012 гг. характеризуется колебаниями цен на нефть то в сторону увеличения, то в сторону снижения, при этом амплитуда и частота этих колебаний достаточно велики и трудно прогнозируемы.

Риски непрогнозируемого снижения цен слишком велики для макроэкономики России, поэтому создание стабилизационного фонда стало необходимым условием снижения риска падения цен на нефть и обеспечения сбалансированности государственного бюджета. Возможным условием создания стабилизационного фонда в предкризисные годы было значительное превышение рыночных цен на нефть над базовыми, обеспечивающими сбалансированность бюджета. Создание стабилизационного фонда явилось следствием совпадения необходимых и возможных условий его создания.

Для того, чтобы стабилизационный фонд успешно реализовал цель его создания, перед экономической наукой стал вопрос, как его оптимально использовать. На основе аналитических исследований экономистов была создана правовая основа создания и использования стабилизационного фонда.

Был определен источник пополнения фонда - доля таможенной пошлины и налога на добычу нефти, превышающая размеры этих поступлений в бюджет при базовой цене на нефть, в дальнейшем, при передаче функций стабилизационного фонда резервному фонду, эта норма распространилась на природный газ. Максимальный риск снижения цен на нефть оценивался в 500 млрд. руб., поэтому такая сумма должна была сохраняться в резерве фонда. При накоплении в фонде суммы средств, превышающей этот резерв, федеральный бюджет в законодательном порядке распределял оставшуюся часть фонда.

Например, в 2005 г. средства фонда, превышающие резервную часть, были направлены на досрочное погашение долга МВФ, странам Парижского клуба и Внешэкономбанку, а также на покрытие дефицита бюджета Пенсионного Фонда РФ. Эффективность этих расходов не вызывала сомнений экономистов. Но Правительство РФ наделялось правом по своему усмотрению размещать резерв фонда в ценные бумаги иностранных государств и выбирать структуру фонда в международных валютах.

Правительство избрало вариант размещения резерва фонда в долговые обязательства ряда государств со сроком погашения от 0,25 до 3 лет, а валютную структура установила в соотношении: доллар США, евро, фунт стерлингов 45%: 45%: 10%. Информация для размышления: некоторые исследователи обратили внимание, что перечень стран, которые избрало Правительство РФ для покупки долговых обязательств, в переводе на английский язык расположен в порядке английского алфавита (Austria, Belgium, Finland, France, Germany, Greece, Ireland, Italy, Luxembourg, Netherlands, Portugal, Spain, United Kingdom Great Britain,USA).

В 2007 г. Россия вошла в восьмерку стран с наибольшим инвестиционным фондом в мире. К началу кризисного 2008 г. размер стабилизационного фонда России достиг размера 3,85 трлн. руб., но в экономику РФ средства стабилизационного фонда не направлялись

В начале 2008 г. стабилизационный фонд разделён на Резервный и Фонд национального благосостояния, среди которых был распределен стабилизационный фонд. 1 мая 2012 г. размер этих фондов соответственно составил 1 82 трлн. руб. и 2,62 трлн. руб. Резервному фонду практически были переданы функции стабилизационного фонда, но его максимальный размер был ограничен 10% ВВП. В 2008 г. он составлял 6,1% ВВП, в 2009 г. 5,5%, в 2010 г. 4,5%, в последующие годы 3,7%.

Федеральный бюджет на 2012-2014 годы балансируется, исходя из базовой цены на нефть, на 10-15% ниже прогнозируемой рыночной, которая по расчетам Правительства РФ принимается равной 100$ в 2012 г., 97$ в 2013 г. и 101$ в 2014 г. Прогнозы всемирного банка несколько отличаются от прогнозов Правительства РФ. Резервный фонд должен воспрепятствовать стагнации и дестабилизации экономики при самом пессимистичном прогнозе падения цен на нефть до 60$ за баррель. Правительство исходит из более оптимистичного прогноза, который позволяет расходовать средства резервного фонда на погашение внешних долгов до начала 2014 г. Экономисты считают, что для нейтрализации таких последствий, как обрушение цен на нефть в конце 2008 г., размер резервного фонда должен составлять 7% ВВП, учитывая то обстоятельство, что доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете в 2011 г. возросла почти до 50%.

Проведенные исследования во 2 главе указывают на высокую макроэкономическую эффективность использования средств стабилизационного фонда на цели расширения основного капитала в отечественной экономике. Также можно сделать вывод о том, что региональные стабилизационные фонды (резервные фонды субъектов РФ) должны повысить долгосрочную устойчивость региональных финансов и сформировать ответственную финансовую политику на уровне региональных властей, направленную на достижение сбалансированности бюджетов в условиях цикличности экономики. Это еще раз подтверждает необходимость поиска рациональных правил расходования средств фонда.

 


 


Заключение

 

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы.

Многие страны в определенный момент своего развития пришли к неизбежной необходимости создания таких фондов в том или ином виде. Единого подхода к данной проблематике не существует ввиду специфики конкретных условий экономики страны, конъюнктуры внешнего рынка, законодательной базы суверенного государства, его политического устройства и т.д.

Общей предпосылкой для создания Стабилизационного фонда РФ является высокая зависимость российской экономики и финансовой системы от экспортных цен на топливно-энергетические ресурсы. Несмотря на предпринимаемые Правительством РФ меры по диверсификации структуры экономики, ее высокая инерционность не позволяет рассчитывать на кардинальное изменение ситуации в ближайшие пять-семь лет. Как следствие, основные бюджетные и макроэкономические параметры в значительной степени по-прежнему зависят от неустойчивой и труднопрогнозируемой внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего динамики мировых цен на нефть.

Создание Резервного фонда и Фонда национального благосостояния не является альтернативой качественному управлению государственными финансами, а успешность их функционирования во многом зависит от состояния бюджетно-финансовой дисциплины. Экономическая стабилизация будет эффективной в том случае, если создание указанных фондов приводит к снижению зависимости расходов бюджета от цен на нефть или другое сырье. Расходы бюджета должны опираться на доходы национальной экономики, не обусловленные конъюнктурным повышением цен на мировых рынках.

Следует уточнить размер базового объема Резервного Фонда. Необходимо иметь в виду, что расходы бюджета с течением времени меняются в номинальном выражении, но остаются относительно стабильными в процентах к ВВП (около 20% ВВП страны). В этой связи целесообразно определять базовый объем фонда не в абсолютном, а в относительном выражении - в процентах к ВВП. По нашим расчетам оптимальный размер базового объема Резервного фонда может составить 10% от ВВП страны.

Управление средствами Стабилизационного фонда РФ связано с рядом проблем, решение которых напрямую зависит от эффективности механизмов его формирования и использования. Во-первых, это законодательные ограничения перечня активов, в которые разрешено инвестировать средства. Во-вторых, нерешительность финансовых властей, которая присутствовала вплоть до недавнего времени в отношении целей и задач, стоящих перед Стабилизационным фондом РФ. В-третьих, практически основательно не обсуждался вопрос об инвестиционном использовании средств Фонда на внутренние нужды национальной экономики со ссылкой на то, что мировой опыт свидетельствует, что данный перечень функций не может существовать в рамках всего одного фонда.

В целом, анализ социально-экономической ситуации в России показывает, что создание Стабилизационного фонда РФ является оправданным, так как направлено на решение стратегической задачи стабилизации государственных финансов и денежно-кредитной системы России. Однако в современных условиях перед Правительством РФ по-прежнему стоит первостепенная задача выбора такой стратегии управления, которая обеспечила бы максимальную отдачу от накопленных в Стабилизационном фонде РФ средств при разумном уровне риска. Вместе с тем с учетом уроков финансового кризиса в настоящее время имеются возможности устранения недостатков в планирования и использования средств Стабилизационного фонда РФ.

 


 


Список использованной литературы

стабилизационный фонд денежный российский

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 N° 145-ФЗ.

.Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010- 2012 гг. от 25.05.2009. URL: http://www.archive. kremlin.ru.

.Золотарева А. Перспективы создания стабилизационного фонда в РФ. М.: Институт экономики переходного периода. 2010.

Кудров В. М. Макроэкономика. - Издательство БЕК, 2012. - 422с.

.Лепесин М.В. Инвестиционный потенциал стабилизационного фонда. // М.: Труд и социальные отношения. - 2010. - №10 (52).

.Лепесин М.В. Как разумно использовать средства Стабфонда. // Материалы международной научной конференции на тему: "Проблемы трансформации современной российской экономики: теория и практика организации и обеспечения управления". - М.: ИНИОН РАН, 2009.

.Лепесин М.В. Возможные пути использования Стабфонда// Материалы международной научной конференции на тему: "Структурные преобразования в экономике: переход на инновационный путь развития", часть 2. - М.: Издательство МГУ "ТЕИС", 2010.

.Лепесин М.В. Зарубежный опыт формирования и использования стабилизационных финансовых фондов. // Сборник научных трудов студентов, преподавателей, соискателей и аспирантов - участников научной конференции на тему: "Интеграция России в мировую экономику". - М.: Издательский дом "АТиСО", 2010. - С. 17-26.   

.Макроэкономика / Под ред. В. Е. Рыбалкина. Изд. б-е, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2012. - 388с.

9.Паньков В. С. Экономическая теория. - Ярославль, ООО "Издательский дом "Верхняя Волга". - 2012.- 368 с.

.Поляков В. В. Мировая экономика и международный бизнес. - М.: КНОРУС, 2012. - 618с.

.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2012. - 364с.

12.Сухарев А. Н. Суверенные фонды благосостояния: международный и российский опыт // Финансы и кредит. 2013. № 17.

.Сухарев А.Н. Региональные стабилизационные фонды в России//Вопросы экономики. - 2011. - С.70-76.

14.www.rumetrika.rambler.ru.

5.www.marketing.rbk.ru.

16.www.market-report.ru.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: