IV. Бюджетная классификация и особенности статистики государственного бюджета Российской Федерации

 

Бюджетная классификация является методологическим документом, отражающим порядок составления и использования бюджетов. Регла­ментация источников дохода и направлений расходования бюджетных средств — обязательное условие составления и исполнения бюджетов. Это достигается посредством определенной группировки доходов и расходов бюджетов и правил отнесения их к той или иной группе. Такая научно обоснованная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов представ­ляет собой бюджетную классификацию. Она обеспечивает единство фи­нансовых показателей, унификацию учета и отчетности учреждений го­сударственного управления и сопоставимость бюджетов всех уровней.

Общие принципы построения современной российской бюджетной классификации реализуются Законом «О бюджетной классификации Рос­сийской Федерации», принятом Государственной Думой 7 июня 1996 г. В дореформенный период государственная статистика финансов отражала нерыночные отношения и сложившуюся структуру управления центра­лизованно планируемой экономики. Одним из важнейших отличий дей­ствовавшей схемы государственного бюджета в республиках бывшего СССР от международных стандартов являлась трактовка заимствования. В международных стандартах заимствование не рассматривается как часть доходов государственного бюджета. Таким образом, соотношение доходов и расходов, дефицита (или профицита) государственного бюджета отражалось по другой методологии, чем это было принято в международ­ных стандартах, поэтому полученные данные не были сопоставимы с аналогичными показателями, исчисленными в соответствии с международными стандартами по статистике государственных финансов, в свою очередь скоординированной с СНС.                               

Новая российская бюджетная классификация разработана на основе рекомендаций международных финансовых организаций, в частности, Международного валютного фонда, анализа существующих бюджетных классификаций других стран, с учетом российской специфики. В соответствии с Законом «О бюджетной классификации в Российской Федерации» бюджетная классификация включает:                    

· классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;    

· функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации и экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;           

· классификацию источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации;                        

· классификацию источников внешнего финансирования дефицита; федерального бюджета;

· классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;                   

· классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации;                                

· ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Новая классификация претерпела ряд принципиальных изменений к трактовке как доходных, так и расходных статей государственного бюджета страны, вступившей на путь реформирования экономики. Бюджетная классификация расширена за счет показателей, применяемых при составлении и использовании бюджета. В ней наряду с блоками «Доходы» и «Расходы» появились новые блоки: «Финансирование бюджета» и «Государственный долг». Всего в составе бюджетной классификации Российской Федерации 12 блоков, из них 11 — классификации расходов бюджетов, 1 — классификация доходов.                             

Определение доходной и расходной части бюджета в основном соответствует требованиям международных стандартов, что позволяет в явной форме трактовать категорию бюджетного дефицита. Введены категории налоговых и неналоговых доходов. Международная функциональная бюджетная классификация расходов адаптирована к современным российским условиям и особенностям государственного управления. В частности, изменения в классификации обусловлены необходимостью осуществления контроля за привлечением заемных средств, золотовалютными резервами, совокупными долговыми обязательствами государства, по­явлением новых расходов, трансфертных отношений с административ­ными территориями. Укрупненная классификация статей доходов государ­ственного бюджета приведена ниже.

Налоговые доходы:

1. Налоги на прибыль (доход), прирост капитала.

2. Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы.

3. Налоги на совокупный доход.

4. Налоги на имущество.

5. Платежи за пользование природными ресурсами.

6. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

7. Прочие налоги, пошлины и сборы

Неналоговые поступления.

8. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности.

9. Доходы от реализации государственных запасов.

10. Доходы от продажи земли и нематериальных активов.

11. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников.

12. Административные платежи и сборы.

13. Штрафные санкции, возмещение ущерба.

14. Доходы от внешнеэкономической деятельности.

15. Прочие неналоговые доходы.

9. Безвозмездные перечисления:

а) нерезидентов и бюджетов других уровней;

б) государственных внебюджетных фондов;

в) государственных организаций;

г) наднациональных организаций;

д) средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

10. Доходы целевых бюджетных фондов.

Группировка доходной части российского бюджета на налоговые и не­налоговые поступления свидетельствует о сближении отечественной клас­сификации с международными стандартами. В соответствии с междуна­родными рекомендациями под налоговыми доходами понимаются обя­зательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. К налоговым доходам относятся также штрафы и пени, уплаченные за на­рушения налогового законодательства; к неналоговым доходам — госу­дарственные доходы, поступление которых связано с тем, что государст­во владеет собственностью, предприятиями, финансовыми или немате­риальными активами, а также фактическая прибыль ведомственных пред­приятий, полученная ими в результате реализации товаров и услуг за пре­делы сектора государственного управления. Доходы данной группы мо­гут принимать форму лизинговых платежей и др.

Следует иметь в виду, что российская классификация допускает откло­нения от международных стандартов. Так, согласно международным стандартам доходы должны распределяться на общие доходы и полученные официальные трансферты, а в свою очередь общие доходы — на текущие доходы и доходы от операций с капиталом. В действующей бюджетной классификации категория неналоговых доходов охватывает как текущие доходы, так и доходы от операций с капиталом. Платежи за использование природных ресурсов отражены в группе «Налоговые доходы», что не соответствует международным стандартам. До 1 января 1999 г. поступле­ния от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, включались в доходную часть бюджета, а не рассматривались в качестве источника финансирования дефицита бюджета, как предусматривается международными стандартами.

Расходы в новой бюджетной классификации распределяются в соот­ветствии с международными рекомендациями по функциональному, эко­номическому и ведомственному принципам группировки бюджетных расходов. Традиционные и приоритетные для конкретного исторического эта­па направления деятельности государства вытекают из его основных функ­ций. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направления финансов на выполнение основных функций го­сударства (государственное управление, обеспечение внутренней и внешней безопасности, международная деятельность, содействие научно-техническому прогрессу, социально-экономическое и культурное развитие).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: