1. Государственное управление и местное самоуправление.
2. Судебная власть.
3. Международная деятельность.
4. Национальная оборона.
5. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности.
6. Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.
7. Промышленность, энергетика и строительство.
8. Сельское хозяйство и рыболовство.
9. Охрана природной среды, гидрометеорология, картография и геодезия.
10. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика.
11. Развитие рыночной инфраструктуры.
12. Жилищно-коммунальное хозяйство.
13. Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
14. Образование.
15. Культура, искусство и кинематография.
16. Средства массовой информации.
17. Здравоохранение и физическая культура.
18. Социальная политика.
19. Обслуживание государственного долга.
20. Пополнение государственных запасов и резервов.
|
|
21. Финансовая помощь бюджетам других уровней.
22. Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров.
23. Мобилизационная подготовка экономики.
24. Прочие расходы.
25. Целевые бюджетные фонды.
Для большей части государственных расходов можно однозначно определить, к какой из функций государства они относятся (см. табл.5).
Таблица 5. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на социально-культурные мероприятия в 1998 г.
| млрд. руб. | В процентах к итогу |
Расходы - всего | 238,9 | 100,0 |
в том числе на: |
|
|
образование | 97,0 | 40,6 |
культуру и искусство | 10,1 | 4,2 |
средства массовой информации | 2,9 | 1,2 |
здравоохранение и физическую культуру | 64,4 | 27,0 |
социальную политику | 64,5 | 27,0 |
Для некоторых функций в связи с их обширностью требуется конкретизация (особенно это относится к задаче развития экономики страны). Так, в настоящее время среди подобных функций государства наиболее актуальными являются обеспечение конверсии военного производства, содействие структурной перестройке промышленности, проведение аграрной реформы. Отдельные узкоспециализированные функциональные разделы неизбежно могут иметь временный характер и подлежат отмене, когда соответствующая функция государства перестает быть основной.
Функциональная классификация дополняется экономической классификацией расходов бюджета. В ней выделены три группы расходов:
1. текущие расходы (закупки товаров и оплата услуг, выплаты процентов, субсидии и текущие трансферты);
2. капитальные расходы (капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты);
|
|
3. предоставление кредитов за вычетом погашения (платежи учреждений государственного управления, в результате которых у них появляются финансовые требования по отношению к другим экономическим единицам либо они приобретают долевое участие в акционерном капитале предприятий, минус поступления, уменьшающие объем подобных требований или долевого участия в акционерном капитале).
В ведомственной классификации расходы бюджета группируются по ведомственному признаку. Первым уровнем ведомственной классификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Этот перечень содержит около 100 адресов и несколько десятков наименований программ. Выделены все федеральные министерства и наиболее важные ведомства. Кроме того, как принято и в других странах, в качестве самостоятельных организационных компонентов показаны органы законодательной, судебной власти и исполнительный аппарат Президента и правительства.
Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует второй уровень ведомственной классификации и отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Третий уровень ведомственной классификации расходов федерального бюджета детализирует направления финансирования по целевым статьям и по прямым получателям средств.
Практическая часть.
В этой части я хотела бы более подробно и более наглядно рассмотреть расчет и динамику одних из основных показателей статистики государственного бюджета Российской Федерации. Для этого выбрала два основных показателя: доходы и расходы консолидированного бюджета. В основе этих наблюдений лежит период с 1993 по 1998 года.
Но для начала хотелось бы сделать общий анализ показателей государственного бюджета: доходов, расходов бюджета, дефицита бюджета, задолжностей по налоговым платежам и объем внутреннего государственного долга. Возьмем данные по этим показателям только за 1998 год.
Таблица 6. Основные показатели состояния бюджетной системы Российской Федерации в 1998 г.
(на конец периода; миллиардов рублей)
| 1 квартал | 1 полугодие | 9 месяцев | Год |
Доходы консолидированного бюджета | 120,3 | 274,5 | 418,6 | 657,1 |
Расходы консолидированного бюджета | 144,8 | 331,7 | 488,3 | 753,0 |
Дефицит консолидированного бюджета | 24,5 | 57,2 | 69,7 | 95,9 |
Задолжность по налоговым платежам | 191,4 | 228,0 | 254,0 | 259,0 |
Объем государственного внутреннего долга | 415,7 | 436,0 | 385,8 | 385,.8 |
Из приведенных данных видно, что в 1998 г. доходы консолидированного бюджета в течение указанных периодов росли в геометрической прогрессии. С начала года доходы выросли почти в 6 раз (с 120,3млрд. руб. до 657,1 млрд. руб.).
Но как только мы посмотрим на показатели расходов бюджета за тот же период, то сделаем вывод, что расходы превышают доходы в начале года на 24,5 млрд. руб., а уже к концу года на 95,9 млрд. руб. Эти наблюдения отражены в таблице как показатель дефицита консолидированного бюджета.
Одним из основных и актуальных показателей статистики государственного бюджета является объем государственного долга (государственный долг). В первом полугодии наблюдался рост объема государственного долга (с 415,7 млрд. руб. до 436,0 млрд. руб.), но уже во втором полугодии идет значительное снижения объема долга и стабильность его значения в течение 3 месяцев (с 436,0 млрд. руб. до 385,8 млрд. руб.).
Для того чтобы иметь более точную информацию о самых основных статистических показателях бюджета РФ – доходах и расходах бюджета – необходимо рассмотреть их на примере периода с 1993 по 1998 год.
|
|
Таблица 7. Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 1993-1998 гг.
(в фактически действовавших ценах; триллионов рублей;1998 г. - млрд. руб.)
Год | Доходы трлн. руб. | Абсолютный прирост, трлн.руб. | Темп роста, % | Темп прироста, % | Абсолютная величина 1% прироста,трлн. руб. | Пункты роста,% | ||||
постоянная база | переменная база | постоянная база | переменная база | постоянная база | переменная база | |||||
1993 | 49,73 |
|
|
|
|
|
|
|
| |
1994 | 172,38 | 122,65 | 122,65 | 346,63 | 346,63 | 246,63 | 246,63 | 0,50 | 246,63 | |
1995 | 437,0 | 387,27 | 264,6 | 878,75 | 253,51 | 778,75 | 153,51 | 1,72 | 532,12 | |
1996 | 558,5 | 508,77 | 121,5 | 1123,06 | 127,80 | 1023,06 | 27,80 | 4,37 | 244,31 | |
1997 | 711,6 | 661,87 | 153,1 | 1430,93 | 127,41 | 1330,93 | 27,41 | 5,59 | 307,87 | |
1998 | 657,1 | 607,37 | -54,5 | 1321,34 | 92,34 | 1221,34 | -7,66 | 7,12 | -109,59 | |
Итого | 2586,31 |
|
|
|
|
|
|
|
|
При расчете показателей использовались следующие формулы:
1) Абсолютный прирост (базисный) , где – любой уровень, – первый уровень ряда (за базу взят первый уровень ряда, то есть данные за 1993 г.).
2) Абсолютный прирост (цепной) , где – любой уровень, – предшествующий уровень ряда.
3) Средний абсолютный прирост , где – первый уровень ряда,
– последний уровень ряда, n – количество уровней.
657,1 – 49,73
У = 6-1 = 121,47 трлн. руб.
4) Коэффициент роста (базисный) , где – любой уровень, – первый уровень ряда (за базу взят первый уровень ряда, то есть данные за 1993 г.).
К1=172,38 = 3,5 К3= 558,5 = 11,2
49,73 49,73
К2= 437,0 = 8,8 К4=14,3
49,73 К5=13,2
5) Коэффициент роста (цепной) , где – любой уровень, – предшествующий уровень ряда.
К1=3,5 К4= 711,6 = 1,3
К2= 437,0 = 2,5 558,5
|
|
172,38
К3= 558,5 = 1,3 К5= 0,92
437,0
6) Средний коэффициент роста , где – первый уровень ряда, – последний уровень ряда, n – количество уровней ряда.
К р= 6-1 657,1 = 1,68
49,73
7) Темп роста % (по этой формуле рассчитываются цепные, базисные и средний показатель).
8) Темп прироста % (по этой формуле рассчитываются цепные, базисные и средний показатель).
9) Абсолютное значение одного процента прироста .
Вывод из таблицы 7.
Из приведенных данных видно, что доходы бюджета за рассматриваемый период постоянно росли: от 49,73 трлн. рублей (в фактически действовавших ценах) в 1993 г. до 657,1 млрд. руб. в 1998 году. Проведенные подсчеты показали, что, хотя прирост доходов бюджета происходил из года в год (базисные показатели абсолютного прироста постоянно увеличиваются), он шел неравномерно: после прироста в 122,65 трлн. рублей в 1994 году и резкого увеличения прироста в 1995 г. (264,6 трлн. руб.) последовал спад – доходы в 1996 году по сравнению с 1995 г. приросли всего на 121,5 трлн. рублей. В 1997 г. наблюдается стабилизация в значении абсолютного прироста доходов бюджета (данный показатель составил 153,1 трлн. руб.), а в 1998 г. последовало очень резкое уменьшение соответствующего цепного показателя, показывающий отрицательный прирост доходов (- 54,5 млрд. руб.). В среднем же прирост стоимости экспорта за год составил 121,47 трлн. руб. (в фактически действовавших ценах).
Об этой тенденции свидетельствуют и показатели коэффициента роста: на фоне стабильного роста базисных показателей происходит уменьшение цепных показателей. Максимальный цепной коэффициент роста был в 1994 г. (3,5), после снижения значений коэффициента в 1995 – 1997 гг. (от 2,5до 1,3) он достиг своего минимального значения в 1998 г. и составил 0,92. Средний коэффициент роста составил 1,68.
Эту же тенденцию можно проследить при анализе темпов роста и прироста. Необходимо сделать одно замечание: по каждому из этих показателей наблюдается снижение значений в 1998 году. Особое же внимание следует уделить абсолютным значениям 1% прироста. Минимальный темп прироста был в 1994 г. (247%), ему соответствовало минимальное абсолютное значение 1% прироста (0,5 трлн. руб.). Аналогично, в 1998 г. темп прироста был максимальным (1221%), ему соответствовало максимальное абсолютное значение 1% прироста (7,12 трлн. руб).
Аналогично проанализируем динамику расходов консолидированного бюджета.
Таблица 8. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 1993-1998 гг.
(в фактически действовавших ценах; триллионов рублей;1998 г. - млрд. руб.)
Год | Расходы трлн. руб. | Абсолютный прирост, трлн.руб. | Темп роста, % | Темп прироста, % | Абсолютная величина 1% прироста,млн. руб. | Пункты роста,% | ||||
постоянная база | переменная база | постоянная база | переменная база | постоянная база | переменная база | |||||
1993 | 57,67 |
|
|
|
|
|
|
|
| |
1994 | 230,39 | 172,72 | 172,72 | 399,50 | 399,50 | 299,50 | 299,50 | 0,58 | 299,50 | |
1995 | 486,11 | 428,44 | 255,72 | 842,92 | 210,99 | 742,92 | 110,99 | 2,30 | 443,42 | |
1996 | 652,7 | 595,03 | 166,59 | 1131,78 | 134,27 | 1031,78 | 34,27 | 4,86 | 288,86 | |
1997 | 839,5 | 781,83 | 186,8 | 1455,70 | 128,62 | 1355,70 | 28,62 | 6,53 | 323,92 | |
1998 | 753,0 | 695,3 | -86,5 | 1305,70 | 89,70 | 1205,70 | -10,30 | 8,40 | -150,00 | |
Итого | 3019,37 |
|
|
|
|
|
|
|
|
При расчете показателей использовались следующие формулы(ост. формулы см. выше):
1) Средний абсолютный прирост , где – первый уровень ряда,
– последний уровень ряда, n – количество уровней.
753 – 57,67
У = 6-1 = 139,06 трлн. руб.
2) Коэффициент роста (базисный) , где – любой уровень, – первый уровень ряда (за базу взят первый уровень ряда, то есть данные за 1993 г.).
К1= 230,39 = 4 К3= 652,7 = 11,3
57,67 57,67
К2= 486,11= 8,4
57,67 К4=14,55
К5=13,05
3) Коэффициент роста (цепной) , где – любой уровень, – предшествующий уровень ряда.
К1= 4 К4= 839,5 = 1,3
К2= 486,11 = 2,1 652,7
230,39
К3= 652,7 = 1,3 К5= 0,9
486,11
4) Средний коэффициент роста , где – первый уровень ряда, – последний уровень ряда, n – количество уровней ряда.
К р= 6-1 753,0 = 1,67
57,67
Вывод из таблицы 8.
В период с 1993 г. по 1995 г. наблюдалось резкое увеличение базовых показателей абсолютного прироста с 172,72 (1994 г.) до 428,44 трлн. руб. (1995 г., за базу взят 1993 г.).
В период с 1995 по1997 гг. наблюдалось стабильное увеличение базовых показателей абсолютного прироста с 428,44 (1995 г.) до 781,83 трлн. руб.(1997 г.). Но в 1998 г. показатель абсолютного прироста расходов бюджета заметно снизился до 659,3 трлн. руб. В среднем же прирост составил 139,06 млрд. рублей. Цепные показатели абсолютного прироста говорят о неравномерности этого процесса: если в 1994г. прирост составил 172,72 трлн. руб. и в следующем году он составил 255,72 трлн. руб., то в 1996 г. он снизился до 166,59 трлн. рублей. В 1997 г. последовал рост данного показателя (186,8 трлн. руб.), а в 1998г. он резко снизился до своего минимального значения (– 86,5 трлн. руб.).
Об этом же свидетельствуют коэффициенты роста и прироста: на фоне стабильного роста базисных показателей происходит уменьшение цепных показателей. Максимальный цепной коэффициент роста был в 1994 г. (4), после снижения значений коэффициента в 1995 – 1997 гг. (от 2,1до 1,3) он достиг своего минимального значения в 1998 г. и составил 0,9. Средний коэффициент роста составил 1,67.Интересно отметить, что, в случае с динамикой расходов бюджета, минимальное абсолютное значение 1% прироста (0,58) приходится на год с минимальным темпом прироста (299,50) – 1993г., а максимальное значение (8,40) не приходится на год с максимальным темпом прироста (1205,70), т.к. максимальный темп прироста – 1355,70 (1997г.). В рассматриваемый период абсолютное значение 1% прироста расходов бюджета постоянно увеличивалось и в 1998 г. достигло максимальной величины в. Это означает, что при увеличении темпов роста доходов консолидированного бюджета, на каждый процент прироста приходилось меньше дополнительных денег.
VI. Заключение.
Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики. Несмотря на важную роль международных стандартов в реформировании отечественной статистики вообще и статистики государственного бюджета в частности, в отечественной статистике отражаются организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности учреждений государственного управления.
Масштабы перераспределительных процессов посредством государственного вмешательства отражает показатель, определяющий отношение доходной части государственного бюджета к ВВП. Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поэтому их показатели отражают разные механизмы перераспределения финансовых ресурсов вертикального и горизонтального характера (межотраслевой и межтерриториальный). Статистические данные о государственном бюджете выполняют и контрольную функцию, так как с их помощью можно определить, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от хозяйствующих субъектов и соответствует ли размер этих ресурсов объему общественных потребностей и их составляющим, ранжированным в порядке первоочередности. Формами прямого и косвенного воздействия на экономику являются: субсидирование предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование, субвенции и др.
Упорядочение информации об операциях учреждений государственного управления, осуществляемое с помощью классификаций, позволяет проанализировать, в какой степени потребности государственного управления в расходах и кредитах могут быть удовлетворены за счет имеющихся в наличии ресурсов, без привлечения заемных средств или средств, накопленных за прошлые периоды. Этот принцип положен в основу классификаций государственного бюджета.
Статистика государственного долга должна охватывать сектор государственного управления в целом, центральное правительство, территориально органы управления, местные органы управления.
Бюджетная классификация является методологическим документом, отражающим порядок составления и использования бюджетов. Регламентация источников дохода и направлений расходования бюджетных средств — обязательное условие составления и исполнения бюджетов. Это достигается посредством определенной группировки доходов и расходов бюджетов и правил отнесения их к той или иной группе. Такая научно обоснованная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов представляет собой бюджетную классификацию. Она обеспечивает единство финансовых показателей, унификацию учета и отчетности учреждений государственного управления и сопоставимость бюджетов всех уровней.
VII. Список литературы:
1.
[1] Информация о задолжности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации представляется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам с 1994 г.
[2] С учетом отсроченных платежей.
[3] Акцизы по минеральному сырью.
[4] Недоимка по платежам за пользование природными ресурсами.
[5] Без заключительных оборотов.
[6] Финансирование — привлечение правительством заемных средств для покрытия дефицита. Оно равно величине заимствования учреждениями государственного управления минус погашение долга минус чистое приобретение требований к другим секторам плюс чистое уменьшение остатков денежных средств за отчетный период. Величина финансирования совпадает с величиной дефицита государственного бюджета, но имеет противоположный знак.
[7] Без заключительных оборотов.