Первый год президентства Д. А. Медведева

Весь первый год пребывания во власти перед Президентом Д. А. Медведевым стояли чрезвычайно трудные задачи. Новый президент пришел в Кремль на очень высокой волне ожиданий россиян от власти, сформированной крайне успешным предыдущим периодом развития страны. Благодаря бурному экономическому росту за восемь лет был полностью восстановлен утраченный за 1990-е гг. уровень социально-экономического развития. С начала нового века в России поддерживалась политическая стабильность. Реальные доходы людей выросли в 2,5 раза, пенсии также почти в 2,5 раза, безработица и уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза. В 2007 г. была отмечена рекордная динамика прироста рождаемости за последние 25 лет. Как следствие, к большинству населения страны вернулась уверенность, что жизнь будет и дальше меняться к лучшему.

Не случайно предвыборная программа Д. Медведева была ориентирована на дальнейший прогресс российского общества и государства, рывок в развитии экономики и социальной сферы.

В своем первом Послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 г. в качестве Президента Д. Медведев на основе анализа состояния дел задал новые ориентиры развития России, а ближайшую перспективу (данным приоритетом в экономике должно стать производство знании новых технологий. «Россия, - подчеркнул Президент, - должна быть на переднем крае инновации в основных сферах экономики и общественной жизни». В Послании резидент сделал акцент и на необходимость дальнейшего укрепления политической системы. С этой целью предполагалось увеличить сроки конституционных полномочий главы государства и Государственной Думы до шести и пяти лет соответственно, а также дать парламентскую трибуну малым партиям, гарантировав им несколько депутатских мандатов. Внесенные Президентом законопроекты были направлены на уменьшение минимального числа членов партий, ротацию их руководящих органов, фактического уменьшения проходною барьера в Думу. Эти и другие меры призваны были достроить вертикаль масти и укрепить политическую стабильность в стране. Уже в первую половину 2008 г. в Российской Федерации произошло обновление ключевых властных институтов. По итогам выборов Президента было сформировано новое правительство во главе с В. В. Путиным.

В полную силу заработали в новой Государственной Думе парламентские партии. Однако в дальнейшем власть вынуждена была буквально на ходу корректировать свои планы.

Первой серьезной проблемой для новою Президента стала так называемая пятидневная грузино-осетинская война. Еще в 1990 г. Южная Осетия объявила о своей независимости от Грузии. (То же самое в 1994 г. сделала и Абхазия.) С 1992 г. в зону грузи но-югоосетинскою конфликта в соответствии с соглашением России и Грузии были введены российские миротворцы. Пришедший в 2003 г. к масти в Грузии Михаил Саакашвили потребовал от «самопровозглашенных» республик отказаться от претензий на независимость. Однако на референдуме в ноябре 2006 г. 95% жителей Южной Осетии вновь подтвердили свое стремление отделиться от Грузии. Присутствие российских миротворцев раздражаю руководство Грузии, многократно пытавшееся добиться их замены военнослужащими других стран. В 2004-2007 гг., несмотря на сложную ситуации в экономике, руководство Грузии непрерывно наращивало военные расходы и заявляло о намерении силой восстановить территориальную целостность страны. В эти же годы США.явно рассчитывая добиться ограничения растущею международною влияния России ежегодно предоставляли Саакашвили военную помощь на десятки миллионов долларов. Все это создавало у руководства Грузии завышенные представления о боеготовности своих вооруженных сил.

Ситуация на Кавказе резко обострилась посте того, как руководители Косово 17 февраля 2008 г. в одностороннем порядке объявили о независимости от Сербии. Тем самым был создан международный прецедент Почти сразу же. 7 марта 2008 г., парламент Абхазии обратился к Совету Федерации и Госдуме РФ, а также (генеральному секретарю ООН с просьбой признать независимость Абхазии. После того как 5 января 2008 г. М. Саакашвили заявит о намерении добиваться восстановления целостности Грузии -любой ценой., на границах Грузине Абхазией и Южной Осетией регулярно стали происходить провокации и инциденты. 8 августа 2008 г., окончательно отказавшись от политическогоурегулирования конфликта, президент Грузии М. Саакашвили отдал приказ штурмовать Цхинвал, столицу непризнанной Республики Южная Осетия. Нападение грузинской армии обернулось трагедией для многих тысяч ее жителей и российских миротворцев. Россия решительно выступила защитницей двух непризнанных республик — Южной Осетии и Абхазии В результате операции по принуждению агрессора к миру вооруженные силы Грузии были разгромлены и она полностью утратила контроль над территорией Южной Осетии. Вслед за этим Российская Федерация признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Население России практически единодушно одобрило действия властей по принуждению Грузии к миру. Конфликт вокруг Южной Осетии стал важной вехой в формировании нового мирового порядка. Авантюра тбилисского режима обернулась ростом международной напряженности, почти полным разрывом отношений Российской Федерации с Грузией и ее отказом от сотрудничества в рамках СНГ. Отношения России с США и НАТО в военной сфере вплотную подошли к уровню блокового противостояния времен «холодной войны». Конфликт на Кавказе был использован Западом как предлог для ввода в Черное море военных кораблей НАТО, а затем и для ускоренного навязывания Европе американских противоракетных систем.

Агрессия, развязанная грузинским режимом, наглядно показала и власти.и населению Российской Федерации необходимость определить новые приоритеты по обеспечению безопасности страны и продолжить реформирование и укрепление вооруженных сил. После завершения учений «Центр-2008» в Оренбургской области Президент Д. Медведев сформулировал пять задач, выполнение которых должно не только изменить облик вооруженных сил, но и саму военную организацию нашего государства. Главные из них: сокращение численности ВС и перевод всех боевых соединений, воинских частей в категорию постоянной готовности, а также повышение эффективности системы управления ВС. Не менее важное значение имеет реалистическая оценка военно-политической ситуации в мире и четкое понимание потенциальных угроз. Без этого невозможно рассчитывать на успех в современных войнах и иных вооруженных конфликтах.

Кризис 2008 года.

Другой не менее серьезной проблемой для российской власти стал разрастающийся мировой экономический кризис. До сентября 2008 г. российская экономика не была затронута мировым кризисом. ВВП продолжал расти. Страна вышла на 3-е место в мире по размерам валютных резервов. Три года - с лета 2005-го по лето 2008-го — рубль укреплялся по отношению к доллару. Огромные золотовалютные резервы вселяли уверенность, что Центробанк способен противостоять любому оттоку капитала. Все это создавало в обществе иллюзию, что рисков стабильною развития страны не существует, что российская экономика и население без особых потерь минуют рифы первого планетарного финансового кризиса. Однако надежды на то, что мировые экономические проблемы обойдут стороной Россию, не оправдались. Островка благополучия, вопреки прогнозам экспертов, не получилось. Масштабы кризиса оказались беспрецедентными. В отличие от 1989 г. он затронул и наиболее развитые страны мира, включая США и страны Европы. Главная причина кризиса, по мнению авторитетных экономистов, заключалась в том, что мир в последнее десятилетие потреблял больше, чем производил. Не последнюю роль сыграли и просчеты п экономической политике ведущих западных с трап В по гоне за клиентами многие западные банки выдавали в массовом порядке ипотечные кредиты людям, не имеющим работы, денег и собственности Люди перестали возвращать кредиты В итоге возник серьезный банковский кризис, который привел к замедлению кредитования экономики, что и спровоцировало стагнацию и экономический спад.

Российская экономика также оказалась «перегретой»: внешние негативные факторы наложились на российские внутренние проблемы.В 2005 2007 и темпы ежегодною роста ВВП составляли больше 8%. Слишком быстрый рост экономики, в том числе за счет колоссальных внешних заимствований сирийских корпораций, создал определенные риски стабильному развитию страны. Сказалась также зависимость экономики России от экспорта нефти и газа, от цен на энергоносители, системная слабость банковской системы В условиях, когда сырьевая экономика давала более быструю и масштабную отдачу, являлась гораздо более эффективным способом обогащения для предпринимателей и связанных с ними чиновников, нежели рискованные попытки развивать новые и технологически более сложные предприятия в условиях жесткой конкуренции, ситуация к лучшему менялась слишком медленно.

В большинстве секторов экономики, за исключением мобильной связи и розничной торговли, конкурентные отношения развивались слабо. Как следствие, уровень производительности труда в России едва достигал уровня Европы конца 1960-х гг. Те же затраты труда, что и в наиболее развитых странах мира, приносили в России гораздо меньшую отдачу. Быстрыми темпами ли расходы госбюджета. В стране так и не сложилась частная пенсионная система, и в условиях кризиса выплата пенсий превратилась в фундаментальное бремя для государства. Государственные банки пользовались большими привилегиями и более свободным доступом к деньгам, нежели частные.

Уже в ноябре 2008 г. появились первые признаки серьезного спада в экономике страны. Падение менее чем за пол года нефтяных цен в 4 раза и бегство инвесторов (в течение 2008 г. бегство капиталов из страны достигло астрономической цифры в 130 млрд долл., это более чем в полтора раза превышает приток капитала в Россию в 2007 г. (82,3 млрд долл.) серьезно подорвали основу российского бюджета, вызвав обесценение рубля, обвальное падение промышленного производства, инвестиций, рост безработицы, резкое сокращение доходов населения и разрушение среднего класса. На начальном этане кризиса российский фондовый рынок потерял 75% своей цены. Стоимость всех российских компаний оказалась меньше, чем стоил Газпром в мае 2008 г. Еще недавно растущее благополучие россиян было поставлено под сомнение.

Чтобы защитить российскую экономику, власть предприняла ряд оперативных шагов, включая поддержку банковского сектора, отечественных производителей, создание новых рабочих мест. Центробанк провел «мягкую девальвацию рубля», и в результате национальная валюта подешевела на 40%. Но благодаря плавному ослаблению рубля России удалось на время обеспечить положительный платежный баланс и поддержать доверие иностранных инвесторов.

Первый этап борьбы с кризисом показал, что ближайшие годы будут для страны не менее трудными, чем вторая половина 2008 г. Кризис лишний раз напомнил власти о настоятельной необходимости продолжения модернизации российской экономики и общества, решительного перевода хозяйства страны на инновационные рельсы. В первую очередь необходимо дальнейшее развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая бы мотивировала предприятия снижать издержки и обновлять продукцию в соответствии с запросами потребителей. Главной задачей для России на ближайшее время становится адаптация политической экономической и социальной системы к новым мировым реалиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: