Стратегия В. В. Путина

ПЕРСПЕКТИВНЫ РАЗВИТИЯ РФ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

Социально-экономическое развитие России в начале XXIв.

Стратегия В. В. Путина.

Стратегия В. В. Путина. За первые четыре года, проведенные в Кремле, Путин сделал многое, что не удалось его предшественнику Б. Н. Ельцину. Вступление России в новое тысячелетие ознаменовалось качественными изменениями во внутренней и внешней политике страны. Кризис 1998 г. положил конец экономике спада. С 1999 г. в стране начался так называе­мый восстановительный рост экономики. В 2003 г., когда источники вос­становительного роста были исчерпаны, перед страной встала новая про­блема: как обеспечить быстрое экономическое развитие, ориентируясь уже не на вовлечение старых производственных мощностей, а на создание но­вых, на привлечение новой квалифицированной рабочей силы.

Политика В. В. Путина в эти годы была направлена на обеспечение модернизационного прорыва, необходимого для превращения России в процветающую, экономически сильную и влиятельную страну. Российское правительство начало проводить комплекс преобразований, направленных на укрепление прав собственности и углубление структурных реформ, включения страны в мировое сообщество и хозяйство. Были внесены пози­тивные изменения в уголовно-процессуальное законодательство. Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» был упорядочен и укреплен частный земельный оборот, что позволило сократить масштабы теневого оборота и коррупции. С 2004 г. серьезное влияние на экономическую ситуацию в стране оказывала конъюнктура мирового нефтяного рын­ка. Цены на углеводороды выросли на уровень 1970-х гг. В условиях высо­ких цен на нефть российское правительство проводило в целом ответствен­ную финансовую и денежную политику, что позволило серьезно улучшить ситуацию в экономической сфере. Восстановление экономического роста, успешная налоговая реформа 2000-2002 гг. обеспечили высокие темпы роста доходов бюджета (в среднем 13% в год). В стране быстрыми темпами укреплялась рыночная инфраструктура, шло накопление элементов нового социально-экономического устройства. Возникали малые, средние и круп­ные фирмы, появились инициативные и успешные предприниматели и ме­неджеры. Образовались валютные и фондовые биржи, консалтинговые и аудиторские фирмы, многочисленные коммерческие банки. В повсе­дневную хозяйственную практику вошли такие понятия, как акционерный капитал и курсы акций, слияние и поглощение корпораций. Госдумой бы­ли приняты сотни законов, касающихся приватизации, налогообложения, банкротства. С 1999 г. валовой внутренний продукт (ВВП) страны рос в среднем на 6% в год (что было выше среднемировых показателей). В це­лом период первого президентства Путина стал для России наиболее ус­пешным периодом развития за последние 100 лет. С 2000 по 2004 г. ВВП вырос на 38%, почти в 10 раз увеличились золотовалютные резервы, уро­вень инфляции снизился более чем в три раза. Это позволило заметно со­кратить до уровня 1992—1993 гг. государственный внешний долг и поста­вить вопрос перед международными финансовыми учреждениями о воз­можности досрочного погашения оставшегося долга России. Также заметно выросли реальные доходы населения и потребительские расходы. В 2003 сельскохозяйственном году Россия стала третьим в мире экспорте­ром пшеницы после США и ЕС.

В стране после революционных событий 1990-х гг. начался процесс по­степенной консолидации российского общества вокруг идеи укрепления демократической государственности. Государственная власть стремилась создать механизмы обратной связи е обществом Объявляя о планах по ук­реплению вертикали власти, Президент выступил с предложением о созда­нии Общественной палаты как своего рода компенсаторного механизма, при отсутствии в стране системной оппозиции. Во многом была восстанов­лена управляемость страны, повысилась согласованность деятельности различных ветвей государственного управления. В России было восстанов­лено единое правовое пространство, в основном приведены в соответствие с федеральными законами и Конституцией региональные правовые акты. В ходе декабрьских выборов 2003 г. в новой Государственной Думе оказа­лись представленными основные политические силы, за исключением ос­тавшихся в меньшинстве либералов.

Главным внутриполитическим событием 2004 г. стали выборы Прези­дента страны. Особенность этой кампании состояла в том, что имя победи­теля было известно задолго до голосования. Не случайно КПРФ впервые на президентских выборах не выставила своего лидера Г. А. Зюганова. Пре­имущество В. В. Путина перед соперниками было безоговорочным, что и показало голосование. 14 марта 2004 г. Путин победил уже в первом туре, получив голосов на треть больше по сравнению с 2000 г. — 71,3% против 52,94%. Избрание В. В. Путина Президентом страны на новый срок обес­печило рост политической стабильности в обществе и позволило продол­жить курс на модернизацию экономики, превращение России в благопо­лучную страну, конкурентоспособную во всех областях жизни.

«Нефтяной вызов».

Чтобы претворить в жизнь эту стратегическую ли­нию, обеспечить качественный рывок в хозяйственном развитии, необхо­димо было закончить формирование нормальной экономической среды, способной обеспечить долговременный экономический рост, а также бла­гоприятные международные условия для внутреннего развития. Достигну­тый Россией к 2006 г. уровень ВВП РСФСР докризисного 1990 г. свиде­тельствовал лишь о том, что страна выбралась из кризиса, но еще не стала развитым процветающим государством. Российская Федерация сущест­венно отставала от группы развитых стран с точки зрения основных харак­теристик производства и инвестиций — производимой продукции в расче­те надушу населения, качества применяемых в производстве технологий и обшей его эффективности, абсолютных показателей производительности труда и капитала. На рубеже XXI в. энергоемкость ВВП России в три с лишним раза превосходила аналогичный показатель в странах ЕС. На производство одной булки хлеба или тонны чугуна страна тратила в 2-3 раза больше электричества, сжигала в 2-3 раза больше газа и в 2—3 раза ин­тенсивнее загрязняла окружающую среду. При этом объем производства энергоресурсов был явно недостаточным для дальнейшего роста экономи­ки. Согласно рейтингу конкурентоспособности Всемирного экономиче­ского форума в Давосе по итогам 2002 г. Россия была лишь на 64 месте в мире (из 80 стран), проигрывая таким государствам, как Болгария, Перу и Колумбия. Камнем преткновения для России (как и СССР) стала про­блема, которую в научных кругах называют нефтяным проклятием. С 1999 г. иена на нефть на мировом рынке стала стремительно расти. Рос­сия начала наращивать ее экспорт и вскоре превратилась в самого крупно­го поставщика энергоносителей в мире. Высокие цены на нефтяном рынке позволяли власти ничего не менять в экономике. Это одна из причин, по которой заявленные и начатые реформы естественных монополий, жи­лищно-коммунального хозяйства, налоговой, банковской и правоохранительной систем, способные создать благоприятный инвестиционный кли­мат в стране, потеряли темп.

Перед страной по-прежнему остро стояли вопросы утечки мозгов и ка­питалов. Большую остроту приобрели также социальные проблемы: теряю­щее конкурентоспособность в условиях постиндустриального мира обра­зование, низкое качество и нереформированность здравоохранения, арха­ичная система социальной зашиты, мизерные пенсии, нарастающее социальное расслоение при слабости среднего класса (не более 20% насе­ления). В 2005 г. средняя реальная заработная плата в Российской Федера­ции составляла примерно 70% от уровня 1990 г. Российский уровень ВВП на душу населения соответствовал уровню развивающихся стран и был в несколько раз ниже среднего уровня в развитых странах. При этом доля населения, живущего в бедности, т. е. испытывающего затруднения с удов­летворением элементарных жизненных потребностей, составляла не менее 35%. Разрыв между самыми богатыми и самыми бедными слоями населе­ния являлся четырнадцатикратным и последние десять лет не уменьшался.

Огромен был также разрыв, отделяющий Россию от развитых стран в области социальной инфраструктуры — количества и качества жилья и коммунальных услуг, уровня обеспеченности медицинскими услугами, социального и пенсионного обеспечения, охраны материнства и детства. В начале XXI в. демографическая ситуация стала несколько выравнивать­ся, но тенденция к уменьшению численности населения не была преодоле­на. С начала 1990-х гг. население страны устойчиво сокращается на 700-800 тыс. человек в гол. Прогнозы показывали, что если эта тенденция сохранится, то к 2025 г. на территории России будет проживать менее 125 млн человек.

Смена приоритетов.

После избрания Путина на второй срок, власть должна была искать новые варианты «выздоровления», развития страны, повышения ее конкурентоспособности, искоренения бедности. Президентом новому кабинету министров, который возглавил Михаил Ефимович Фрадков, была поставлена сложная задача удвоить к 2010 г. ВВП. Чтобы переломить негативную тенденцию в экономике и решить поставленную президентом задачу, новый кабинет министров разработал стратегию реализации конкурентных преимуществ России в области науки, образовании, высоких технологий. Еще одним новым направлением деятельности правительства стал отработка механизмов взаимного участия государства и бизнеса. Происходит осознание того, что России нельзя оставаться зависимой от нефтегазовых доходов и нужно проводить активную интервенционистскую государственную политику. По мнению Президента, сырьевой экспорт при высоких мировых ценах на экспортируемые ресурсы должен служить развитию отечественной экономики и повышению уровня жизни россиян. Другая сложная проблема заключалась в том, что к новому президентскому сроку Путина легко проводимых, популярных реформ не осталось.

В очередном Послании Федеральному Собранию РФ в апреле 2005 г. Путин определил в качестве главной политико-идеологической задачи развитие России как свободного демократического государства. Для ее достижения президент предложил ряд мер по развитию государства, укреплению закона и повышению эффективности правосудия. Но, прежде всего, по опыту Норвегии и США правительство создало так называемый стабилизационный фонд. Все доходы сверх определенной цены за баррель нефти (она называется ценой отсечения) зачислялись в стабилизационный фонд. Он не только поглощал «лишние» доллары, сдерживал инфляцию, но и гарантировал развитие страны на случай возможного падения цен на нефть. Уже к началу 2006 г. стабилизационный фонд достиг астрономической суммы в триллион рублей.

Определенный поворот в эти годы происходит и в социальной политике государства. Еще в программе Г. Грефа впервые было прямо и честно сказано: ресурсы и возможности государства не беспредельны. Ни одна страна не в состоянии платить пособия или предоставлять льготы одновременно 2/3 населения страны. Поэтому главным принципом новой социальной политики, проводимой Путиным, становится пересмотр избыточных социальных обязательств государства, которые финансово не обеспечены. Начавшаяся весной 2005 г. глубокая социальная реформа, стала и самой болезненной, поскольку предполагала монетизацию льгот вместо их натурализации. Проведенная властями, без должной подготовки она, вызвала в стране волну протестов. Но ее необходимость очевидна, поскольку натуральные льготы в рыночной экономике не только бессмысленны, но и вредны.

Поскольку многие количественные задачи восстановления экономики ко времени второго президентства В. В. Путина были решены, одним из главных направлений деятельности правительства Фрадкова становится создание организационных механизмов для реализации реформ и обеспечения их финансовыми ресурсами.

В 2006 г. набрала обороты реформа электроэнергетики. РАО «ЕЭС» России удалось убедить руководство страны в необходимости скорейшего привлечения частных и государственных средств в электроэнергетику для поддержания энергобаланса. Согласно принятому в этих целях инвестиционному плану, получившему название «ГОЭЛРО-2» акцент был сделан на развитии атомной энергетики. Одновременно с этим государство предприняло ряд шагов для возвращения контроля над стратегически важными предприятиями атомного машиностроения. Активные процессы протекали в металлургии и оборонно-промышленной отрасли. Сначала ведущие вертолетостроительные предприятия были консолидированы в подконтрольныйРособоронэкспорту, а затем было положено начало созданию Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). За несколько лет в России был совершен настоящий прорыв: созданы с финансированием из бюджета инвестиционный и венчурный фонды, особые экономические зоны, которые будут специализироваться на финансировании долгосрочных инвестиционных проектов, в том числе экспортной ориентации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: