Методы прогнозирования последствий хорошо развиты применительно как к природным ЧС, так и к техногенным. Основная цель этого прогнозирования заключается в определении возможного ущерба от ЧС и выработке мер по защите населения и территорий.
Обычно прогнозирование последствий проводят в два этапа. Первый этап — заблаговременное прогнозирование, второй —оперативное. Общими для этих этапов являются метод и содержание прогнозирования: определение расчетным путем основных характеристик ЧС. Разнятся этапы целями, объемом и способами получения исходной информации, использованием результатов прогнозирования.
Заблаговременное прогнозирование проводится с помощью автоматизированных систем, программных комплексов, по специальным таблицам и справочникам на пунктах управления РСЧС. Ущерб определяется по общему числу объектов, доле населения, попадающих в зону действия тех или иных ПФ. Для площадных и линейных объектов (дороги, магистрали) ущерб рассчитывается как относительная доля площади (длины) объекта, попавшая в зону ЧС. В итоге при заблаговременном прогнозировании получают обобщенные характеристики последствий для данного региона, которые, однако, не дают информации об обстановке на конкретном объекте.
Оперативное прогнозирование выполняется сразу же после возникновения ЧС на основе фактических данных о характеристиках источника опасности, о реально сложившейся обстановке и действующих факторах в зоне ЧС.
3.2. Информирование населения и его оповещение
Информирование — постоянное доведение до населения соответствующей информации в области защиты. Эта информация включает в себя сведения:
о прогнозируемых и возникающих ЧС и их последствиях;
радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности в конкретном регионе;
деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области защиты.
Информирование проводится в соответствии с требованиями ст.6 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Средствами информирования являются средства массовой информации федерального и местного уровней, а также иные каналы в зависимости от конкретной обстановки.
Законом установлены требования к информированию, важнейшие из которых гласность, открытость, достоверность и оперативность.
Оповещение — частный, но наиболее важный случай информирования. Оно является важнейшим условием принятия мер по защите населения при угрозе возникновения ЧС, особенно в районах размещения таких ПОО, как АЭС, химические предприятия, гидроузлы. Оповещение — это экстренное доведение до органов управления РСЧС, ее сил и населения сигналов оповещения и соответствующей информации о ЧС. Сигнал оповещения предупредительный, являющийся командой для проведения мероприятий или действия органов управления, сил и средств ликвидации ЧС, а также для использования населением средств и способов защиты от поражающих факторов. Сигналы оповещения доводятся через систему оповещения.
Система оповещения РСЧС — это организационно-техническое объединение сил, специализированных технических средств оповещения и связи, а также каналов территориальной ведомственной связи, обеспечивающих передачу сигналов оповещения и информации о ЧС.
На систему оповещения возлагается своевременное доведение до органов управления, сил и средств РСЧС и населения сигналов и информации обо всех видах опасности и распоряжений о защитных мероприятиях. Используют ручной и автоматизированный способы оповещения соответственно телеграммой, посылаемой по установленному сигналу с пункта управления МЧС по государственным каналам связи, и передачей сигналов (команд) от старших до подчиненных органов управления по государственным каналам связи с использованием комплекса специальной аппаратуры и технических средств оповещения. Автоматизированный способ наиболее оперативен и позволяет организовать доведение срочной информации за минимальное время.






