Методы прогнозирования последствий хорошо развиты применительно как к природным ЧС, так и к техногенным. Основная цель этого прогнозирования заключается в определении возможного ущерба от ЧС и выработке мер по защите населения и территорий.
Обычно прогнозирование последствий проводят в два этапа. Первый этап — заблаговременное прогнозирование, второй —оперативное. Общими для этих этапов являются метод и содержание прогнозирования: определение расчетным путем основных характеристик ЧС. Разнятся этапы целями, объемом и способами получения исходной информации, использованием результатов прогнозирования.
Заблаговременное прогнозирование проводится с помощью автоматизированных систем, программных комплексов, по специальным таблицам и справочникам на пунктах управления РСЧС. Ущерб определяется по общему числу объектов, доле населения, попадающих в зону действия тех или иных ПФ. Для площадных и линейных объектов (дороги, магистрали) ущерб рассчитывается как относительная доля площади (длины) объекта, попавшая в зону ЧС. В итоге при заблаговременном прогнозировании получают обобщенные характеристики последствий для данного региона, которые, однако, не дают информации об обстановке на конкретном объекте.
|
|
Оперативное прогнозирование выполняется сразу же после возникновения ЧС на основе фактических данных о характеристиках источника опасности, о реально сложившейся обстановке и действующих факторах в зоне ЧС.
3.2. Информирование населения и его оповещение
Информирование — постоянное доведение до населения соответствующей информации в области защиты. Эта информация включает в себя сведения:
о прогнозируемых и возникающих ЧС и их последствиях;
радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности в конкретном регионе;
деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области защиты.
Информирование проводится в соответствии с требованиями ст.6 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Средствами информирования являются средства массовой информации федерального и местного уровней, а также иные каналы в зависимости от конкретной обстановки.
Законом установлены требования к информированию, важнейшие из которых гласность, открытость, достоверность и оперативность.
Оповещение — частный, но наиболее важный случай информирования. Оно является важнейшим условием принятия мер по защите населения при угрозе возникновения ЧС, особенно в районах размещения таких ПОО, как АЭС, химические предприятия, гидроузлы. Оповещение — это экстренное доведение до органов управления РСЧС, ее сил и населения сигналов оповещения и соответствующей информации о ЧС. Сигнал оповещения предупредительный, являющийся командой для проведения мероприятий или действия органов управления, сил и средств ликвидации ЧС, а также для использования населением средств и способов защиты от поражающих факторов. Сигналы оповещения доводятся через систему оповещения.
|
|
Система оповещения РСЧС — это организационно-техническое объединение сил, специализированных технических средств оповещения и связи, а также каналов территориальной ведомственной связи, обеспечивающих передачу сигналов оповещения и информации о ЧС.
На систему оповещения возлагается своевременное доведение до органов управления, сил и средств РСЧС и населения сигналов и информации обо всех видах опасности и распоряжений о защитных мероприятиях. Используют ручной и автоматизированный способы оповещения соответственно телеграммой, посылаемой по установленному сигналу с пункта управления МЧС по государственным каналам связи, и передачей сигналов (команд) от старших до подчиненных органов управления по государственным каналам связи с использованием комплекса специальной аппаратуры и технических средств оповещения. Автоматизированный способ наиболее оперативен и позволяет организовать доведение срочной информации за минимальное время.