1929 год – в связи с быстрым развитием авиации в мире стало возможным наносить удары не только по живой силе и технике противника непосредственно на линии соприкосновения войск, но и на значительную глубину, по объектам инфраструктуры и промышленности, срывать перевозки и мобилизацию ресурсов государства – Постановлением СНК РСФСР были созданы части Местной противовоздушной обороны страны (МПВО). В гг. Великой Отечественной войны воины МПВО охраняли воздушное пространство над Москвой, Ленинградом, промышленными центрами в глубоком тылу страны(Свердловском, Горьким, Самарой, Челябинском и др. городов), бойцами и дружинниками МПВО обезврежены тысячи неразорвавшихся боеприпасов, ликвидированы десятки тысяч пожаров в городах и на объектах, зенитчики МПВО прикрывали Дорогу жизни через Ладожское озеро под Ленинградом, переправы через Волгу под Сталинградом, эвакуацию предприятий и жителей прифронтовых городов, станций погрузки и разгрузки боевой техники, станков эвакуируемых заводов. Воины МПВО страны внесли достойный вклад в победу над врагом.
|
|
После 2-й Мировой войны не смотря на все усилия прогрессивного человечества стала возрастать угроза возникновения новой войны, началась Холодная война – гонка вооружений. Создаются новые образцы вооружения и боеприпасов, в т.ч. ядерные, химические, биологические. Одновременно создаются и новые, более совершенные средства доставки: стратегические сверхзвуковые бомбардировщики и ракетоносцы, баллистические ракеты, в т.ч. и с разделяющимися боеголовками. Средства МПВО становится недостаточными для того, чтобы противостоять этим угрозам. Правительством СССР принимается решение о создании нового органа для успешного решения задач ликвидации последствий применения ядерного и др. ОМП – в 1961году создаются войска Гражданской обороны страны. Первым командующим войсками ГО был назначен Маршал Советского Союза ЧУЙКОВ (под Сталинградом в 1942-1943 гг. он командовал знаменитой 62-й армией). О том какую роль играли войска ГО в обороноспособности страны говорит факт, что Начальник ГО СССР являлся Заместителем МО СССР.
К 90-м годам прошлого столетия для человечества стало ясно, что кроме угроз военного характера наш мир хранит в себе угрозы со стороны сил природы и созданной самим человеком техносферы. Войска ГО страны не могли справляться со все возрастающим кол-вом аварий и катастроф в стране и не только из-за возрастания их кол-ва, но и из-за того, что были просто недостаточно подготовленными, а чаще всего, просто неготовыми к действиям в современных условиях (недостаток укомплектованности вооружением и техникой, недостаток личного состава и его необученночсть, многие части были просто кадрированными), хотя и в этих условиях в период ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986 году многие призванные из запаса военнослужащие частей ГО показали высокое профессиональное мастерство, образцы мужества и героизма (при тушении пожара над 4-м энергоблоком пожарные расчеты не ушли с линии огня, до конца вели борьбу с огнем, многие из них погибли или стали инвалидами) и исходя из всего этого Правительство РСФСР приняло решение создать новую структуру по предупреждению и ликвидации последствий ЧС – было создано Министерство по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий – МЧС. Первым министром созданной силовой структурыбыл назначен ШОЙГУ Сергей Кожугетович. За время нахождения на этом посту практически на пустом месте была создана боевая дееспособная структура, которая на сегодняшний день не имеет себе равных в мире. Были сформированы подразделения МЧС, которые могут реально выполнять возложенные на них функции по предупреждению, спасению и ликвидации последствий ЧС различного характера,в любой точке не только РФ, но и мира. Была закуплена новая современная техника и оборудование, созданы совершенно новые виды вооружения формирований МЧС, отработаны формы управления кризисными ситуациями в стране и в мире. И наконец в 1992 году создана РСЧС – Единая Российская государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая стоит на страже безопасности населения и природной среды в настоящее время.
|
|
Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.
3.1. Группа информационных мероприятий защиты (мониторинг, прогнозирование, выявление и оценка радиационной, химической, биологической и прочих обстановок), предназначенных для сбора, обработки, анализа, отображения и интерпретации информации, необходимой для своевременного обеспечения защиты населения и территорий, составляет информационное обеспечение защиты. В данной главе рассматриваются основные из этих мероприятий.
Мониторинг (от лат. monitor — надзирающий) опасных процессов и явлений (в дальнейшем — мониторинг) — это регулярные (постоянные) наблюдения, контроль и сбор информации об опасных процессах и явлениях, а также факторах, обусловливающих их формирование и развитие. В отличие от разных информационных систем (автоматизированного управления, автоматического регулирования и др.) задачи систем мониторинга ограничиваются только получением информации и, как правило, не затрагивают вопросов управления.
Мониторинг включает в себя следующие основные направления деятельности:
наблюдение за воздействующими факторами;
оценка фактического состояния объектов и природной среды;
прогноз состояния природной среды и объектов.
Таким образом, мониторинг — это система наблюдения, оценки и прогноза состояния природной среды и объектов. В зависимости от основного назначения мониторинг подразделяется на природный и техногенный. Но в обоих случаях цель его — получение информации для своевременной разработки и проведения мероприятий по предупреждению возникновения ЧС. В случае же возникновения ЧС мониторинг используется (его силы и средства) для отслеживания развития ситуации во времени наряду с проводимой в этих же целях разведкой.
Природный мониторинг — это мониторинг опасных природных процессов и явлений. В настоящее время наиболее развитыми являются системы гидрометеорологического и сейсмического мониторинга.
|
|
Контроль событий гидрологического и метеорологического характера осуществляется рассредоточенными по территории страны организациями Росгидромета (Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды). Система мониторинга включает в себя около 1500 гидрологических и метеорологических станций, около 2000 наблюдательных постов.
Упомянутая система средств осуществляет наблюдение и оценку состояния атмосферы, почв, морской среды, рек и озер, сельскохозяйственных посевов, трансграничного переноса загрязняющих веществ. В ее обязанности входит представление сведений об опасных природных явлениях гидрометеорологического и аэрометеорологического характера, экстремальных загрязнениях природной среды, изменениях климата, о радиационной обстановке на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве.
Сейсмический мониторинг в нашей стране осуществляется федеральной системой сейсмических наблюдений.
Наиболее мощными сейсмосетями обладают США, Япония и Китай. На территории США в настоящее время действуют несколько тысяч стационарных сейсмостанций. В потенциально опасных районах (например, Калифорния) среднее расстояние между станциями составляет всего 10 км. Очевидно, что сейсмосети должны контролировать большие территории с приоритетом для наиболее сейсмоопасных районов. С этой целью разрабатываются и постоянно совершенствуются карты сейсмического районирования, которые учитываются в строительных правилах и нормах.
Техногенный мониторинг включает в себя процедуры измерения параметров технологического процесса на объекте, выбросов вредных веществ, состояния окружающей среды на прилегающих к объекту территориях, а в случае аварии — за их пределами.
Мониторинг, как правило, организуется на конкретных потенциально опасных объектах и в пределах их санитарно-защит-ных зон. Для АЭС обязательному мониторингу подлежит 30-километровая зона наблюдения и контроля (в безаварийной ситуации).
|
|
Комплексный мониторинг радиоактивного и химического загрязнения является логичным развитием систем радиационного и химического контроля состояния окружающей среды. Его основное назначение — наблюдение и контроль появления радиоактивных и вредных химических веществ в окружающей среде. Система сформирована в целях получения информации для принятия решений на проведение защитных и реабилитационных мероприятий в условиях радиоактивного и химического загрязнения окружающей среды.
Данные мониторинга и полученная в результате системная информация об опасных процессах и явлениях служат основой для прогнозирования чрезвычайных ситуаций и наблюдения за их изменением после возникновения.
Наблюдение осуществляется за источниками возможного воздействия (природные процессы, ПОО), факторами воздействия (в нормальной обстановке и при возникновении Ч С), результатами воздействия (на человека, объекты, окружающую среду). Полученная информация не только отражает состояние, но и позволяет прогнозировать обстановку и ее развитие. Оценка прогнозируемой обстановки сводится к определению ожидаемого ущерба. Орган управления использует всю поступающую информацию для предупреждения ЧС, ограничения ее масштабов, принятия защитных мер.
Прогнозирование — это получение качественных и количественных характеристик о будущем состоянии процесса или явления.
Наиболее важный элемент при прогнозировании — информация об объекте прогнозирования, раскрывающая его поведение в прошлом и настоящем, а также закономерности этого поведения. Она и позволяет с использованием тех или иных методов определить состояние объекта в будущем.
Методы прогнозирования подразделяются на три группы: эвристические, статистические, математическое моделирование.
Эвристические методы строятся на использовании мнений специалистов-экспертов и используются для прогнозирования процессов, формализовать которые (представить в виде формул, уравнений) практически невозможно. Главное для работы экспертов — получение объективной начальной информации о прогнозируемом процессе.
Статистические методы прогнозирования строятся на основе обработки статистического материала об интересующих явлениях и процессах и получении математических зависимостей, связывающих полученные характеристики со временем.
Математическое моделирование выполняется на основе статистического материала (результатов наблюдений), являющегося исходным.
Все изложенное можно отнести и к прогнозированию ЧС.
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций — получение количественных характеристик о процессе возникновения и развития ЧС в будущем на основе анализа причин и источников их возникновения в прошлом и настоящем.
Процесс прогнозирования ЧС по назначению логично разделить на два этапа:
1) прогнозирование возникновения ЧС;
2) прогнозирование сценариев развития и последствий Ч С.
Разные цели, объемы исходной информации, ее содержание и способы получения, с одной стороны, позволяют рассматривать эти этапы вполне самостоятельно; с другой стороны, оба этапа неразрывно связаны, являясь стадиями единого процесса — прогнозирования возникновения и развития ЧС.