Краткая история создания частей, подразделений и формирований Гражданской обороны Российской Федерации

1929 год – в связи с быстрым развитием авиации в мире стало возможным наносить удары не только по живой силе и технике противника непосредственно на линии соприкосновения войск, но и на значительную глубину, по объектам инфраструктуры и промышленности, срывать перевозки и мобилизацию ресурсов государства – Постановлением СНК РСФСР были созданы части Местной противовоздушной обороны страны (МПВО). В гг. Великой Отечественной войны воины МПВО охраняли воздушное пространство над Москвой, Ленинградом, промышленными центрами в глубоком тылу страны(Свердловском, Горьким, Самарой, Челябинском и др. городов), бойцами и дружинниками МПВО обезврежены тысячи неразорвавшихся боеприпасов, ликвидированы десятки тысяч пожаров в городах и на объектах, зенитчики МПВО прикрывали Дорогу жизни через Ладожское озеро под Ленинградом, переправы через Волгу под Сталинградом, эвакуацию предприятий и жителей прифронтовых городов, станций погрузки и разгрузки боевой техники, станков эвакуируемых заводов. Воины МПВО страны внесли достойный вклад в победу над врагом.

После 2-й Мировой войны не смотря на все усилия прогрессивного человечества стала возрастать угроза возникновения новой войны, началась Холодная война – гонка вооружений. Создаются новые образцы вооружения и боеприпасов, в т.ч. ядерные, химические, биологические. Одновременно создаются и новые, более совершенные средства доставки: стратегические сверхзвуковые бомбардировщики и ракетоносцы, баллистические ракеты, в т.ч. и с разделяющимися боеголовками. Средства МПВО становится недостаточными для того, чтобы противостоять этим угрозам. Правительством СССР принимается решение о создании нового органа для успешного решения задач ликвидации последствий применения ядерного и др. ОМП – в 1961году создаются войска Гражданской обороны страны. Первым командующим войсками ГО был назначен Маршал Советского Союза ЧУЙКОВ (под Сталинградом в 1942-1943 гг. он командовал знаменитой 62-й армией). О том какую роль играли войска ГО в обороноспособности страны говорит факт, что Начальник ГО СССР являлся Заместителем МО СССР.

К 90-м годам прошлого столетия для человечества стало ясно, что кроме угроз военного характера наш мир хранит в себе угрозы со стороны сил природы и созданной самим человеком техносферы. Войска ГО страны не могли справляться со все возрастающим кол-вом аварий и катастроф в стране и не только из-за возрастания их кол-ва, но и из-за того, что были просто недостаточно подготовленными, а чаще всего, просто неготовыми к действиям в современных условиях (недостаток укомплектованности вооружением и техникой, недостаток личного состава и его необученночсть, многие части были просто кадрированными), хотя и в этих условиях в период ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986 году многие призванные из запаса военнослужащие частей ГО показали высокое профессиональное мастерство, образцы мужества и героизма (при тушении пожара над 4-м энергоблоком пожарные расчеты не ушли с линии огня, до конца вели борьбу с огнем, многие из них погибли или стали инвалидами) и исходя из всего этого Правительство РСФСР приняло решение создать новую структуру по предупреждению и ликвидации последствий ЧС – было создано Министерство по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий – МЧС. Первым министром созданной силовой структурыбыл назначен ШОЙГУ Сергей Кожугетович. За время нахождения на этом посту практически на пустом месте была создана боевая дееспособная структура, которая на сегодняшний день не имеет себе равных в мире. Были сформированы подразделения МЧС, которые могут реально выполнять возложенные на них функции по предупреждению, спасению и ликвидации последствий ЧС различного характера,в любой точке не только РФ, но и мира. Была закуплена новая современная техника и оборудование, созданы совершенно новые виды вооружения формирований МЧС, отработаны формы управления кризисными ситуациями в стране и в мире. И наконец в 1992 году создана РСЧС – Единая Российская государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая стоит на страже безопасности населения и природной среды в настоящее время.

Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.

 

3.1. Группа информационных мероприятий защиты (мониторинг, прогнозирование, выявление и оценка радиационной, химической, биологической и прочих обстановок), предназначенных для сбора, обработки, анализа, отображения и интерпретации ин­формации, необходимой для своевременного обеспечения защи­ты населения и территорий, составляет информационное обеспе­чение защиты. В данной главе рассматриваются основные из этих мероприятий.

Мониторинг (от лат. monitor — надзирающий) опасных процес­сов и явлений (в дальнейшем — мониторинг) — это регулярные (постоянные) наблюдения, контроль и сбор информации об опас­ных процессах и явлениях, а также факторах, обусловливающих их формирование и развитие. В отличие от разных информацион­ных систем (автоматизированного управления, автоматического регулирования и др.) задачи систем мониторинга ограничивают­ся только получением информации и, как правило, не затрагива­ют вопросов управления.

Мониторинг включает в себя следующие основные направле­ния деятельности:

наблюдение за воздействующими факторами;

оценка фактического состояния объектов и природной среды;

прогноз состояния природной среды и объектов.

Таким образом, мониторинг — это система наблюдения, оценки и прогноза состояния природной среды и объектов. В зависимости от основного назначения мониторинг подразделяется на природ­ный и техногенный. Но в обоих случаях цель его — получение информации для своевременной разработки и проведения меро­приятий по предупреждению возникновения ЧС. В случае же воз­никновения ЧС мониторинг используется (его силы и средства) для отслеживания развития ситуации во времени наряду с прово­димой в этих же целях разведкой.

Природный мониторинг — это мониторинг опасных природных процессов и явлений. В настоящее время наиболее развитыми яв­ляются системы гидрометеорологического и сейсмического мо­ниторинга.

Контроль событий гидрологического и метеорологического харак­тера осуществляется рассредоточенными по территории страны организациями Росгидромета (Федеральная служба по гидроме­теорологии и мониторингу окружающей среды). Система монито­ринга включает в себя около 1500 гидрологических и метеороло­гических станций, около 2000 наблюдательных постов.

Упомянутая система средств осуществляет наблюдение и оцен­ку состояния атмосферы, почв, морской среды, рек и озер, сель­скохозяйственных посевов, трансграничного переноса загрязня­ющих веществ. В ее обязанности входит представление сведений об опасных природных явлениях гидрометеорологического и аэро­метеорологического характера, экстремальных загрязнениях при­родной среды, изменениях климата, о радиационной обстановке на поверхности Земли и в околоземном космическом про­странстве.

Сейсмический мониторинг в нашей стране осуществляется фе­деральной системой сейсмических наблюдений.

Наиболее мощными сейсмосетями обладают США, Япония и Китай. На территории США в настоящее время действуют несколь­ко тысяч стационарных сейсмостанций. В потенциально опасных районах (например, Калифорния) среднее расстояние между стан­циями составляет всего 10 км. Очевидно, что сейсмосети должны контролировать большие территории с приоритетом для наибо­лее сейсмоопасных районов. С этой целью разрабатываются и по­стоянно совершенствуются карты сейсмического районирования, которые учитываются в строительных правилах и нормах.

Техногенный мониторинг включает в себя процедуры измере­ния параметров технологического процесса на объекте, выбро­сов вредных веществ, состояния окружающей среды на приле­гающих к объекту территориях, а в случае аварии — за их пре­делами.

Мониторинг, как правило, организуется на конкретных по­тенциально опасных объектах и в пределах их санитарно-защит-ных зон. Для АЭС обязательному мониторингу подлежит 30-ки­лометровая зона наблюдения и контроля (в безаварийной ситуа­ции).

Комплексный мониторинг радиоактивного и химического загряз­нения является логичным развитием систем радиационного и хи­мического контроля состояния окружающей среды. Его основное назначение — наблюдение и контроль появления радиоактивных и вредных химических веществ в окружающей среде. Система сфор­мирована в целях получения информации для принятия решений на проведение защитных и реабилитационных мероприятий в ус­ловиях радиоактивного и химического загрязнения окружающей среды.

Данные мониторинга и полученная в результате системная информация об опасных процессах и явлениях служат основой для прогнозирования чрезвычайных ситуаций и наблюдения за их изменением после возникновения.

Наблюдение осуществляется за источниками возможного воз­действия (природные процессы, ПОО), факторами воздействия (в нормальной обстановке и при возникновении Ч С), результата­ми воздействия (на человека, объекты, окружающую среду). По­лученная информация не только отражает состояние, но и позво­ляет прогнозировать обстановку и ее развитие. Оценка прогнози­руемой обстановки сводится к определению ожидаемого ущерба. Орган управления использует всю поступающую информацию для предупреждения ЧС, ограничения ее масштабов, принятия за­щитных мер.

Прогнозирование — это получение качественных и количе­ственных характеристик о будущем состоянии процесса или яв­ления.

Наиболее важный элемент при прогнозировании — информа­ция об объекте прогнозирования, раскрывающая его поведение в прошлом и настоящем, а также закономерности этого поведения. Она и позволяет с использованием тех или иных методов опреде­лить состояние объекта в будущем.

Методы прогнозирования подразделяются на три группы: эв­ристические, статистические, математическое моделирование.

Эвристические методы строятся на использовании мнений спе­циалистов-экспертов и используются для прогнозирования процес­сов, формализовать которые (представить в виде формул, уравне­ний) практически невозможно. Главное для работы экспертов — получение объективной начальной информации о прогнозируемом процессе.

Статистические методы прогнозирования строятся на основе обработки статистического материала об интересующих явлениях и процессах и получении математических зависимостей, связыва­ющих полученные характеристики со временем.

Математическое моделирование выполняется на основе стати­стического материала (результатов наблюдений), являющегося ис­ходным.

Все изложенное можно отнести и к прогнозированию ЧС.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций получение количе­ственных характеристик о процессе возникновения и развития ЧС в будущем на основе анализа причин и источников их возникно­вения в прошлом и настоящем.

Процесс прогнозирования ЧС по назначению логично разде­лить на два этапа:

1) прогнозирование возникновения ЧС;

2) прогнозирование сценариев развития и последствий Ч С.

Разные цели, объемы исходной информации, ее содержание и способы получения, с одной стороны, позволяют рассматривать эти этапы вполне самостоятельно; с другой стороны, оба этапа неразрывно связаны, являясь стадиями единого процесса — про­гнозирования возникновения и развития ЧС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: