Тема 2. Формирование учебных действий при изучении предмета «География» в ходе реализации ФГОС.
Лекция.
Универсальные учебные действия- это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Научить этому учителей – одна из задач повышения профессиональной компетентности.
По итогам диагностических работ, проводимых в 2015-2016 учебном году была выявлена следующая проблема: самыми трудными (справились менее 45 % из писавших работу) оказались задания, где проверялось умение восстанавливать логические цепочки и было необходимо объяснить зависимости между компонентами природы, знать закономерности природы и объяснять влияние природных условий на жизнь и деятельность человека. Для устранения этой проблемы и задуман данный семинар
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Последние три ориентированы на метапредметные результаты обучения. Освоение этих действий обучающимися предстоит оценивать, поэтому именно для них составляется кодификатор универсальных учебных действий.
В блоке 2 «Познавательные действия» выделяется подпункт 2.3. Логические универсальные действия. Среди логических универсальных действий перечислены такие:
-выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
-построение логической цепи рассуждений.
Для формирования логических учебных действий могут быть использованы задания:
Умение: Выявлять причину и следствие простых явлений
Задание: Используя карту атласа «Строение земной коры» и схему литосферных плит, перечислите не менее 5 вулканов в пределах Тихоокеанского огненного кольца. Объясните их происхождение.
Умение: Описывать объект.
Задание: Используя физическую карту полушарий, заполните таблицу [2, с.147].
Горная система | Где находится | направление | Протяженность | Наивысшая точка | координаты |
Анды | С севера на юг | г.Аконкагуа | |||
Урал | |||||
Кавказ | Юго-Западная часть Евразии |
Степень заполнености таблицы зависит от сформированости навыка. Чем навык более сформирован, тем более пустой выглядит предлагаемая таблица.
Умение: Воспринимать рассуждения из двух-четырех(5-6 класс) и более звеньев.
Задание: Прочитайте текст (прослушайте рассказ), расположите суждения правильно.
причина | следствие |
Блоки в таблице могут быть более пустыми или более заполненными в зависимости от сформированности навыка.
Задание. Прочитайте текст (прослушайте рассказ), восстановите причино-следственую цепочку.
► | ► | ► |
В начале формирования навыка блоки уже готовы, обучающимся их необходимо просто расположить в нужной последовательности, далее число пустых блоков увеличивается- 1, 2 и так далее.
Умение: Прогнозировать простые явления с учетом совокупности фактов, общей тенденции.
Задания:
Что произойдет с температурой воздуха после захода солнца?
(1 звено)
Как изменится направление ветра возле крупного водоема после восхода солнца?
(2 звена)
Почему отправление парусных судов назначалось на вечернее время?
(3 звена)
Умение: Формулировать выводы.
Задание: С помощью барометра определите давление на разных этажах школы в таблицу. На основании наблюдений – сделайте вывод[2, с.152].
этаж | ||||
давление | ||||
Умение: Строить объяснение.
Задания:
- Придумай первую фразу, с которой ты начнешь рассказ о Типах почв России.
- Напиши план своего рассказа о ФГП Антарктиды.
- Придумай последнюю фразу, которой ты закончишь рассказ о климате Африки.
Умение: находить причину и следствие
Задания
Тема «Рельеф Африки»
Задание. Установите соответствие, ответ запишите в виде комбинации цифр и букв, например 1-А, 2-Б и т.д.
Причина | Следствие |
1.Африканская плита движется на северо-запад | А.Равнины занимают большую часть материка |
2.В Африке проходит зона «Великих Африканских разломов» | В.На севере располагаются горы Атлас |
3.Большая часть Африканского материка сложена магматическими и метаморфическими горными породами | С.В Африке много действующих вулканов |
4.В основании материка лежит Африканская плита | Д.Африка лидирует по добыче золота и алмазов. |
Тема «Северная Америка»
Задание. Установите соответствие, закрасьте их карандашом одного цвета.
Особенности рек Северной Америки | Причины, их вызывающие |
1. Миссисипи имеет сложный режим | 1. Осадков выпадает очень мало |
2. На реке Маккензи в нижнем течении в начале лета часто образуются ледяные заторы | 2. Протекает через несколько климатических поясов |
3. Колорадо почти не имеет притоков | 3. Осадков выпадает много |
4. Колумбия полноводна весь год | 4. На поверхность выходят кристаллические горные породы |
5. Для рек северо-восточной части материка характерно обилие небольших водопадов и порогов | 5. Ледоход начинается поздней весной с верхнего течения |
6. Река Св. Лаврентия полноводна круглый год | 6. Река течет по равнине, сложенной мягкими осадочными породами |
7. Долина реки Миссисипи широкая, с большим количеством террас | 7. Горы медленно поднимаются, и реки врезаются в толщи пород |
8. Реки текут в глубоких каньонах | 8. Река вытекает из озера |
Тема «Австралия» [1 ].
Задание. Составить причинно-следственную цепочку из следующих утверждений, записать комбинацию цифр:
1.Австралия продаёт на экспорт баранину и шерсть.
2.Австралию почти посередине пересекает южный тропик.
3.В Австралии велика площадь саванн, полупустынь и пустынь.
4.Австралия – жаркий и самый сухой материк.
5.Ведущее место в сельском хозяйстве Австралийского Союза занимает овцеводство.
Задание. Заполните пропуски в таблице:
причина | следствие |
Австралия пересекается южным тропиком и почти вся лежит в тропических широтах | |
Она была открыта позже других материков. |
Задание: Вставь подходящие буквы во вторую колонку
Следствия | |
1.На большей части материка температуры весь год высокие | |
2.Преобладают области с малым количеством осадков | |
3.На востоке материка находится область влажного климата | |
4.В северной Австралии осадки выпадают летом, а в южной - зимой | |
5.В Австралии температуры выше, а осадков выпадает меньше, чем в Ю. Африке | |
6.В Австралии на севере теплее, чем на юге |
Причины:
А) В северную Австралию осадки приходят с экваториальным воздухом, а южная часть получает зимой, когда приходят умеренные воздушные массы.
Н) Значительная протяжённость материка с запада на восток, благодаря которой, в Австралии формируются континентальные воздушные массы
0) Северная часть расположена в субэкваториальном поясе, а южная - в тропическом
Т) Высокое положение солнца над горизонтом
У) На большей части материка преобладает высокое атмосферное давление
М) На востоке горы – Большой Водораздельный хребет (влияние рельефа на климат)
Тема «Южная Америка»
Выстроите факты в логической последовательности:
1. Тёплые течения усиливают влажность воздуха.
2. Материк Южная Америка хорошо нагревается.
3. Анды способствуют выделению влаги из воздушных масс, приносимых с океана.
4. Давление на материке ниже, чем над океаном, с которого ветры приносят много влаги.
Тема «Северная Америка»
Задание. Ответь на вопрос:
1. На равнинах Канады, Центральных и Великих равнинах чехол осадочных пород имеет различную толщину. Чем объяснить этот факт?
2. Как изменятся температуры января на территории Северной Америки при движении с запада на восток по параллели 50 с. ш.? Чем объяснить выявленный факт?
Умение: Выводить закономерность на основе известных действий.
Задание. Сформулируй и запиши алгоритм определения расстояний на карте.