Умение: Выводить закономерность на основе известных действий

Тема 2. Формирование учебных действий при изучении предмета «География» в ходе реализации ФГОС.

 

 

Лекция.

Универсальные учебные действия- это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Научить этому учителей – одна из задач повышения профессиональной компетентности.

По итогам диагностических работ, проводимых в 2015-2016 учебном году была выявлена следующая проблема: самыми трудными (справились менее 45 % из писавших работу) оказались задания, где проверялось умение восстанавливать логические цепочки и было необходимо объяснить зависимости между компонентами природы, знать закономерности природы и объяснять влияние природных условий на жизнь и деятельность человека. Для устранения этой проблемы и задуман данный семинар

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Последние три ориентированы на метапредметные результаты обучения. Освоение этих действий обучающимися предстоит оценивать, поэтому именно для них составляется кодификатор универсальных учебных действий.

В блоке 2 «Познавательные действия» выделяется подпункт 2.3. Логические универсальные действия. Среди логических универсальных действий перечислены такие:

-выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений.

    Для формирования логических учебных действий могут быть использованы задания:

Умение: Выявлять причину и следствие простых явлений

Задание: Используя карту атласа «Строение земной коры» и схему литосферных плит, перечислите не менее 5 вулканов в пределах Тихоокеанского огненного кольца. Объясните их происхождение.

Умение: Описывать объект.

Задание: Используя физическую карту полушарий, заполните таблицу [2, с.147].

Горная система Где находится направление Протяженность Наивысшая точка координаты
Анды   С севера на юг   г.Аконкагуа  
Урал          
Кавказ Юго-Западная часть Евразии        

    Степень заполнености таблицы зависит от сформированости навыка. Чем навык более сформирован, тем более пустой выглядит предлагаемая таблица.

Умение: Воспринимать рассуждения из двух-четырех(5-6 класс) и более звеньев.

Задание: Прочитайте текст (прослушайте рассказ), расположите суждения правильно.

причина следствие
   
   
   
   

Блоки в таблице могут быть более пустыми или более заполненными в зависимости от сформированности навыка.

Задание. Прочитайте текст (прослушайте рассказ), восстановите причино-следственую цепочку.

В начале формирования навыка блоки уже готовы, обучающимся их необходимо просто расположить в нужной последовательности, далее число пустых блоков увеличивается- 1, 2 и так далее.

Умение: Прогнозировать простые явления с учетом совокупности фактов, общей тенденции.

Задания:

Что произойдет с температурой воздуха после захода солнца?

(1 звено)

Как изменится направление ветра возле крупного водоема после восхода солнца?

(2 звена)

Почему отправление парусных судов назначалось на вечернее время?

(3 звена)

Умение: Формулировать выводы.

Задание: С помощью барометра определите давление на разных этажах школы в таблицу. На основании наблюдений – сделайте вывод[2, с.152].

этаж        
давление        
         

Умение: Строить объяснение.

Задания:

- Придумай первую фразу, с которой ты начнешь рассказ о Типах почв России.

- Напиши план своего рассказа о ФГП Антарктиды.

- Придумай последнюю фразу, которой ты закончишь рассказ о климате Африки.

Умение: находить причину и следствие

Задания

Тема «Рельеф Африки»

Задание. Установите соответствие, ответ запишите в виде комбинации цифр и букв, например 1-А, 2-Б и т.д.

Причина Следствие
1.Африканская плита движется на северо-запад А.Равнины занимают большую часть материка
2.В Африке проходит зона «Великих Африканских разломов» В.На севере располагаются горы Атлас
3.Большая часть Африканского материка сложена магматическими и метаморфическими горными породами С.В Африке много действующих вулканов
4.В основании материка лежит Африканская плита Д.Африка лидирует по добыче золота и алмазов.

 

Тема «Северная Америка»

Задание. Установите соответствие, закрасьте их карандашом одного цвета.

Особенности рек Северной Америки Причины, их вызывающие  
1. Миссисипи имеет сложный режим 1. Осадков выпадает очень мало  
2. На реке Маккензи в нижнем течении в начале лета часто образуются ледяные заторы 2. Протекает через несколько климатических поясов
3. Колорадо почти не имеет притоков 3. Осадков выпадает много
4. Колумбия полноводна весь год 4. На поверхность выходят кристаллические горные породы
5. Для рек северо-восточной части материка характерно обилие небольших водопадов и порогов 5. Ледоход начинается поздней весной с верхнего течения
6. Река Св. Лаврентия полноводна круглый год 6. Река течет по равнине, сложенной мягкими осадочными породами
7. Долина реки Миссисипи широкая, с большим количеством террас 7. Горы медленно поднимаются, и реки врезаются в толщи пород
8. Реки текут в глубоких каньонах 8. Река вытекает из озера

Тема «Австралия» [1 ].

Задание. Составить причинно-следственную цепочку из следующих утверждений, записать комбинацию цифр:

 

1.Австралия продаёт на экспорт баранину и шерсть.

2.Австралию почти посередине пересекает южный тропик.

3.В Австралии велика площадь саванн, полупустынь и пустынь.

4.Австралия – жаркий и самый сухой материк.

5.Ведущее место в сельском хозяйстве Австралийского Союза занимает овцеводство.

 

Задание. Заполните пропуски в таблице:

 

причина следствие
Австралия пересекается южным тропиком и почти вся лежит в тропических широтах  
  Она была открыта позже других материков.

 

Задание: Вставь подходящие буквы во вторую колонку

 

Следствия  
1.На большей части материка температуры весь год высокие  
2.Преобладают области с малым количеством осадков  
3.На востоке материка находится область влажного климата  
4.В северной Австралии осадки выпадают летом, а в южной - зимой  
5.В Австралии температуры выше, а осадков выпадает меньше, чем в Ю. Африке  
6.В Австралии на севере теплее, чем на юге  

Причины:

А) В северную Австралию осадки приходят с экваториальным воздухом, а южная часть получает зимой, когда приходят умеренные воздушные массы.

Н) Значительная протяжённость материка с запада на восток, благодаря которой, в Австралии формируются континентальные воздушные массы

0) Северная часть расположена в субэкваториальном поясе, а южная - в тропическом

Т) Высокое положение солнца над горизонтом

У) На большей части материка преобладает высокое атмосферное давление

М) На востоке горы – Большой Водораздельный хребет (влияние рельефа на климат)

 

Тема «Южная Америка»

Выстроите факты в логической последовательности:

1. Тёплые течения усиливают влажность воздуха.

2. Материк Южная Америка хорошо нагревается.

3. Анды способствуют выделению влаги из воздушных масс, приносимых с океана.

4. Давление на материке ниже, чем над океаном, с которого ветры приносят много влаги.

Тема «Северная Америка»

Задание. Ответь на вопрос:

1. На равнинах Канады, Центральных и Великих равнинах чехол осадочных пород имеет различную толщину. Чем объяснить этот факт?

2. Как изменятся температуры января на территории Северной Америки при движении с запада на восток по параллели 50 с. ш.? Чем объяснить выявленный факт?

Умение: Выводить закономерность на основе известных действий.

Задание. Сформулируй и запиши алгоритм определения расстояний на карте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: