ЧТО такое коммунистическое общество 7 страница

   Фаза – это не стадия, не этап, не ступень процесса. Фаза – это одно из состояний объекта при его революционном скачкообразном переходе из одного качества в другое. При этом, на всё время этого перехода остаётся постоянной, неизменной площадка перехода, когда накопившееся количество одного состояния, одного качества переходит в новое качественное состояние. Так, в охлаждающейся жидкости происходит кристаллизация её при постоянной температуре, образуется температурная площадка перехода. Аналогично, социалистические производственные предприятия перестраивают свою внутреннюю организацию скачком, кардинальным образом изменённых государством структур коммун. Не меньшей истиной является утверждение, что и коммунизм – фаза социализма. Процесс обратим.      

          Ошибка КПСС и её сегодняшних сторонников заключается в том, что фазовый переход – не эволюция в период протекания этого процесса, а революция – полное переустройство формы (для воды – кристалл, для социализма – коммуна). Развившись до уровня автоматизации производства, социалистическое государство должно было строить предприятия нового коммунистического уже типа, полностью перестраивая их организацию и функционирование. КПСС, советское руководство этого не поняли, не вросли в естественный процесс развития общества и его потребности, следовательно, они стали препятствием для этого развития. Выросло антагонистическое противоречие в неантагонистической среде, в результате чего произошла реставрация прежнего состояния общества, реставрация частной собственности по законам развития самого социализма, в недрах которого ещё сохранялись и всегда будут сохраняться остатки частной собственности, капитализма.

2. Вторая роковая ошибка КПСС заключается в непонимании сути необходимых изменений

в социализме на его пути в коммунизм. Считая коммунизм естественным развитием социализма, его новой стадией развития идеологи ожидали (как и многие сегодня) самопроизвольного эволюционного перерастания социализма в коммунизм. Они не видели ни уровня перехода одного в другое (уровень элементарной ячейки производства – предприятия), ни сознательности этого действия (с момента рождения социализма человек вошёл в эпоху понимания законов общественного развития и сознательного применения этих законов), ни осознания, ЧТО именно надо менять, в чём отличие коммуны от социалистического предприятия и почему.

3.  Между тем, классики научного коммунизма особо подчёркивали, что самым важным в коммунизме после формы собственности и государства диктатуры пролетариата, является капиталистическое разделение труда, без замены которого на естественное разделение по возрасту и полу, никакого коммунизма быть не может. Разделение труда является и основой для формы распределения, обмена и потребления продукта труда. Но на каком уровне общественного производства стоит капиталистическое разделение труда? На уровне непосредственной кооперации производителей, т. е. на уровне предприятия. Капитализм создал машину, машинное производство, организованное на специфичном капиталистическом разделении труда по операциям, разделив тем самым и людей по рабочим местам, специальностям, профессиям..., превратив цельного ремесленника в частичного работника при частичной машине, превратив человека в придаток к машине. Унаследовав от капитализма машинное производство (иного тогда фактически не было), социализм унаследовал вместе с производством и капиталистическое разделение труда – главное, против чего и восстаёт коммунизм. Сделать человека полным производителем, вернуть ему отобранную у него капитализмом возможность развивать все свои природные способности и таланты, освободить его от зависимости от материального производства, предоставив право потреблять по разумным потребностям – вот цель коммунизма. Сделать это можно только путём обобществления производства, создав на базе автоматизации достаточное производство продуктов потребления (в денежном выражении) и систему фондов потребления по потребности. И это требует принципиально иной организации людей. Невозможно в капиталистическом (социалистическом, машинном) предприятии заменить одно разделение труда на прямо противоположное, не ломая всю систему и не прибегая к сознательному целеустремлённому построению принципиально новой организации людей. Для этого надо строить совершенно иное предприятие. Не понимая этого, в КПСС ожидали эволюционной самопроизвольной смены общественного устройства целиком всего и одновременно.

4. Связывая социализм с будущим коммунизмом, в СССР полагали, что это совершенно одна система, но недоросток. Надо развивать производство и социализм вырастет сам собою в коммунизм. Ожидалось, что к коммунизму приходят всем обществом сообща, одновременно. Однако, достаточно неглубокого анализа и понимания, что переход от первого ко второму – это революция, фазовый, но революционный переход, при котором люди волюнтаристски сознательно ломают одну систему производства до основания, а затем... на её месте (образно, конечно) строят новый мир. Это революция, сознательное разовое переустройство не только производства, но и всей организации людей в нём. И это не социалистический вариант ломки, где переустройство происходит на уровне ГОСУДАРСТВА, т. е. ВСЕГО общества. Это революция в устройстве общины, развивающейся на своём производстве. Поэтому, ввиду малого охвата людей (не всё общество, как в социалистической революции, а лишь малая часть его), процесс этой революции растянут во времени и незаметен на всём обществе как революционный. Имеется кажущееся непротиворечивое изменение. Ну создало государство новый самолёт, космический корабль, коммуну... Ну и что? Всё в плановом порядке. Эта ошибка КПСС выразилась в обвал веры людей в саму идею коммунизма, а врагам позволила объявить коммунизм утопией. В конечном итоге, это способствовало контрреволюции в СССР.

5. Сохранение в социалистическом производстве (как следствие, во всём обществе) капиталистического разделения труда означает сохранение и соответствующего ему распределения продукта труда (гордость социализма – оплата по труду), обмена и потребления. Если разделение труда лишает всех равных возможностей положения в обществе, равных прав на равный продукт труда, то распределение по труду создаёт условия для возрождения частной собственности на совершенно безобидном основании: на хоть и неравном вознаграждении разного труда, но всё же честно заработанном. Неравенство в получении продукта труда в частное потребление, связанное с неравным положением (по разным причинам) в иерархии общества согласно разделению труда, приводит к накоплению у высокооплачиваемых граждан непотреблённых излишков продукта труда, которое вырастает в накопление в богатство и воспроизводит частнособственнический интерес так изменить законы общества, чтобы эти накопленные средства могли работать на получение нового дохода. Интерес порождает частнособственническую философию и психологию. Со временем разбогатевших людей, желающих изменить законы государства, общественный строй во благо своим интересам становится всё больше, и они совершают контрреволюцию, реставрацию капитализма. Если китайцы сумели подавить у себя такую попытку контрреволюции, то в СССР КПСС не осознала такую опасность, не осознают её как главную причину краха Советского Союза и теперь. Социализм не может допускать ослабления государственной диктатуры по отношению к попыткам буржуазии (пусть даже вновь зарождающейся) реставрировать капитализм. Однако, и запускать общественную систему до точки таких попыток тоже не следует. СССР, будучи уже достаточно развитым социалистическим обществом, требовал рождения коммуны и не повышения зарплат, а развития общественных фондов потребления. И этого тоже КПСС не поняла. Ценой сему стала её гибель. Делая из всего сказанного (и не только) выводы, следует не столько упрекать КПСС в этих роковых ошибках, сколько понять и принять ко вниманию их с целью недопущения их в будущем. Законы развития природы и общества неумолимы и рано или поздно всё равно приведут к социализму. Не повторять ошибок прошлого – вот цель этого разговора.

             3.1.19. РОССИЙСКИЙ ТРИБУНАЛ И ВСЕНАРОДНЫЙ СУД

                   НАД ГРОБОВЩИКАМИ СССР

     Преступления сионистов в связи с государственным переворотом в СССР, узурпацией власти кучкой международных преступников, антинародная смена советской государственной системы, уничтожение советского социализма, мировой социалистической системы, бедствия народов советских республик и стран соцлагеря, разрушение производства, армии, науки и культуры и последовавшие за госпереворотом преступления по удержанию преступной ОПГ власти и геноцид советского, прежде всего, русского народа – все эти преступления не могут оставаться безнаказанными.

    Такого масштаба преступлений мир ещё не знал. И удивительно, что российские левые силы, прежде всего радикальные коммунисты, до сих пор не учредили, если не международный, то хотя бы российский трибунал и всенародный суд над подонками, совершившими эти чудовищные дела. Ладно уж, оппортунистичная парламентская оппозиция, включающая и зюгановцев, молчит (их устраивает и модернизация буржуазного государства, милостиво платящая им по миллиону за сотрудничество), но и более радикальные партии, как Коммунисты России, РОТ-ФРОНТ и др. не поднимают вопрос об ответственности гробовщиков СССР перед народом (народами), перед историей человечества, перед коммунизмом.
    Неисчислимые бедствия, сравнимые с мировой войной, с геноцидом народов, десятки миллионов вымерших и не родившихся людей по целенаправленной политике буржуазного государства, ведомого мировым сионизмом, международным финансовым капиталом, убийства политических противников власти, их тюремные страдания, обращение вспять развития советского народа, социализма, насаждение ему религиозного дурмана, сращивание религий с государством… Да много-много зла принесли нашей стране эти злобные контрреволюционеры. И за них придётся отвечать КАЖДОМУ соучастнику в меру тяжести его деяний. Суд истории, народа всё равно состоится. Трибунал, подобный нюрнбергскому процессу без срока давности. Суд может учесть и благостные поступки и дела с учётом общей политической обстановки конца 80-х – начала 90-х годов, но на фоне преступлений каждого.
     В связи с нынешними выборами президента РФ учреждение российского трибунала гробовщикам Страны Советов особенно актуально. Поверившие уже в безнаказанность упыри, не только снова жульнически рвутся во власть, но и пытаются диктовать условия на перспективу. Используя административный ресурс, эти проходимцы и мошенники, никогда ещё не обходившиеся без махинаций на выборах, строем ведущих военнослужащих голосовать по приказу командиров, трудящихся под страхом увольнения с работы, студентов под контролем и пр., заявляют о недопустимости насильственного свержения их власти, не желая вспоминать, каким путём они эту власть получили.

    Трусливо опасаясь потерять наворованное у советского народа богатство, вывозя краденное в зарубежные офшоры, надеясь ещё хоть сколько-то затянуть грабёж России, новоиспечённая криминальная до мозга костей буржуазия, вчера ещё составлявшая ОПГ на улицах, а сегодня осевшая в госструктурах, спешно объединяется и, несмотря на внутренние либеральные разногласия, совместно выступает с антинародными программами, надеется сохранить в президентах представителя криминальной буржуазии Путина.

    Ну а кто такой Путин? Народу пора уже понять, что Путин и есть от начала и до конца один из тех преступников, что уничтожали СССР. Ещё до переворота в Ленинграде вместе с командой Собчака он прибирал к рукам власть в северной столице, сажал в Кресты противников (как автора книги «СОБЧАЧЬЕ СЕРДЦЕ»), переименовывал улицы и площади с антисоветскими настроениями, а позже эту самую собчачью команду вывез в Москву к Ельцину, где стал его первым замом, а затем и главой государства, так или иначе причастным ко всем творившимся в стране безобразиям. До 2008 года Путин – тот же Ельцин, подконтрольный «семье». И отделить себя от от ельцинской команды, тем более противопоставлять себя ей – ещё одна махинация. Вспомним КУРСК. Вспомним антироссийские договора с янки и эту делёжку мировой власти с «партнёрами», «коллегами» и «друзьями».

     Ну вот мало оказалось российским олигархам, интересы которых Путин представляет, мировой бензоколонки. Интересы правят поступками людей. Вот разошлись интересы янки и советских перевёртышей: мало было выделено с их стола. Разорившие и угробившие СССР заговорщики превратились в немощных импотентных братьев. И зачем они стали нужны сионистам США?! Договориться не получилось. Янки стали угрожать физическим уничтожением Путина, белоленточными революциями с последующей расправой, подобной расправам над Саддамом Хусейном и Муаммором Каддафи, показательно устроили войнушку 08.08.08. И вот с этого момента, путинским гопникам стало ясно, что армию и производство СССР они поспешили уничтожить: без них они никто. Вот тут-то и началось «возрождение» России, армии, ОПК… Тут интересы обострились и Крымом и Новороссией, и санкциями США. Не ради счастливой жизни нищенствующего в геноциде народа, а в сохранение своей шкуры. Так что не нужно удивляться, почему олигархи процветают, священники пухнут, а народ задыхается в нищете.

       Я за то, чтобы хоть одна, пусть самая крохотная, но порядочная компартия возбудила (чем скорее, тем лучше) процесс по созданию трибунала и всенародного суда над всеми гробовщиками СССР, включая и «всенародно любимого» президента. Может быть именно сейчас самое нужное время для этого. И, думаю, та партия, которая решится на это, станет и народной партией. А значит, и станет способной повести за собой.

https://vk.com/id59174370?z=video59174370_456240116%2Fpl_wall_59174370                   

        3.1.20. ПРЕИМУЩЕСТВА КОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

                                               (К ЮБИЛЕЙНОМУ ГОДУ РЕВОЛЮЦИИ)

   Вступление человечества в 2017 год, юбилейный год Великой Октябрьской революции, с новой силой вызвало в СМИ всплеск дискуссий о разных сторонах советского социализма, о желании большинства граждан вернуться в «новый» социализм, в новый СССР, прогнозы о возможности новой социалистической революции в России и т. п. Все дебаты, как правило, ведутся на уровне интеллекта домохозяек, взвешивающих примитивные обывательские потребности сегодняшнего дня, даже если полемику ведут новоиспечённые политологи, купившие тем или иным путём себе дипломы ВУЗов, кандидатские и докторские, зарегистрировавшие на себя «международные научно-исследовательские институты и академии» исторических, экономических и политических наук. Всеобщая полит-экономическая неграмотность полемизирующих, не только не пытавшихся системно осмыслить на современном уровне коммунистическую общественно-экономическую формацию, но и на уровне К. Маркса и Ф. Энгельса ничего в ней не понявших, сводит общественную дискуссию на бытовой уровень, никак не доходя до хоть сколько-нибудь научных знаний. А начинать надо с самого главного, с принципиальных различий производства и общества капиталистической и коммунистической систем. И прежде всего, это различие в отношении к собственности на средства производства, а вслед за этим, и на все средства общественной жизни. Даже в фазе начального социализма, когда коммунистическая революция не доведена до полной реорганизации общества, взятие обществом всех средств производства, всех природных и человеческих ресурсов, в единое безраздельное владение через государство диктатуры пролетариата позволяет организовать всю национальную систему производства как единое плановое общенародное хозяйство, где отпадает всякая надобность в рыночных отношениях внутри этой системы. Вся страна, всё её производство в целом, внутри, работают как одно (образно говоря) капиталистическое предприятие. И это огромное преимущество социализма, заключающееся в исключении таких неизбежных и губительных издержек буржуазной системы как циклические кризисы перепроизводства, безработицу трудящихся, нерациональное, а вернее, варварское потребление природы, её ресурсов. Концентрация всех средств производства в руках государства позволяет и продукт производства распределять более рационально, распределяя и новое производство по национальной территории, и используя реорганизацию и совершенствование старых предприятий более экономично. Как следствие, и вся общественная система объединяется в глубоко централизованный живой организм, что позволяет концентрировать финансовые, производственные и человеческие ресурсы на благо всей нации, всего народа (ведь основной закон социализма – максимальное удовлетворение потребностей трудящихся!!!), на основы развития общества, человека – образование, здравоохранение, развитие способностей людей... Плановое хозяйство ликвидирует безработицу. И это принципиально важно для выживания социалистического общества в среде буржуазного рыночного беспредела в современном мире бурно автоматизирующегося и интеллектуализирующегося производства, да и всей жизнедеятельности людей. Капиталист, единственной целью которого является прибыль, получаемая им за счёт неоплачиваемого им трудящимся рабочего времени, никогда не станет сокращать время работы работников, но всегда стремится сократить число работающих, что и вызывает безработицу – ужасающее нищенское существование лишённого средств к жизни населения, а вслед за этим и падение спроса этого нищего населения на товары народного потребления, спад производства и кризис перепроизводства. Ожидаемая в Европе в ближайшее время безработица достигает 35%, а в перспективе и того больше. Уже сегодня в южных государствах ЕС безработица среди молодёжи достигает 50%. Выживание пока достигается миграцией трудящихся в более благополучные страны севера. Перспектива буржуазного мира такова, что конкуренция на рынке товаров требует удешевления производства их под угрозой полного краха буржуазии, т.

е. требует технического и технологического перевооружения производства на базе его автоматизации, интеллектуализации и введения более эффективных, менее трудоёмких технологий, сокращающих число работников. Такое развитие общества приводит к параличу общества из-за подавляющей безработицы трудящихся, полной нерентабельности производства из-за падения спроса, покупательной способности населения, дефицита бюджета государства в связи с отсутствием платёжеспособности и у трудящихся, и у предприятий. И спасти буржуазную систему от полной катастрофы может только социализм, коммунистическая система, способные, благодаря своей плановой системе, включить в свои хозяйственные потребности продукты производства иностранных буржуазных предприятий. В связи с этим, вызывает удивление та воинственность буржуазии, которая противостоит социализму: как первому, так и второму нужно сотрудничество, а не противостояние. Ведь для буржуазного предприятия в сегодняшний общий кризисный этап капиталистической системы заключение твёрдых долгосрочных договоров на поставки товаров равносильно получению госзаказа на всё время действия договоров. Капиталистическая система стоит перед выбором: либо полная деградация буржуазного общества, либо,пусть вынужденное, но сотрудничество с социалистическим бескризисным государством (а вернее, с мировой социалистической системой), если не полностью ликвидирующим капиталистические кризисы, то в значительной мере сглаживающие их. В будущем человечестве такое сосуществование взаимно полезных систем станет гармоничным общечеловеческим производством. В то же время, коммунистическая система, целью которой является не прибыль 1% буржуа, а максимальное развитие способностей людей на базе полного разумного удовлетворения их потребностей, основанное на полной автоматизации производства и сокращении рабочего времени, только и начинается с автоматизации производства. И коммуне не только никак не грозит безработица, но напротив, автоматизированное производство позволяет проектировать новые предприятия – коммуны – такой производительности и занятости работников, что только так и обеспечивает потребление по разумной потребности и сокращение рабочего времени до почти полного высвобождения коммунаров для развития своих способностей и интеллектуальной деятельности их. Таким образом, если для капиталистической системы автоматизация производства – это, с одной стороны, единственный источник повышения конкурентоспособности товаров на рынке, с другой стороны, это неминуемый крах всей системы при максимальном развитии её, то для системы коммунистической – это основа её материально-технической базы коммуны. Таким образом, говорить о советском социализме измеряя его преимущества и недостатки на уровне колбасы, безвизовых режимов, мнимых буржуазных свобод – это не понимать (либо не хотеть понимать) принципиальные преимущества его. СССР был первым поистине социалистическим государством на Земле. Были у него и недостатки, и ошибки как объективные (окружение враждебной капиталистической системы), так и субъективные (не ошибается только тот, кто ничего не делает). Сказались и мировые процессы, такие как фашизм, сионизм, международный сионистский заговор на свержение советского государства изнутри. Будет ли в 2017 году новая социалистическая революция? Скорее всего, нет. Во-первых, новая революция возможна только как мировая, охватывающая большую часть человечества, а для этого уже нужны всемирные органы управления (мировое социалистическое государство) и координации отрядов социализма. Во-вторых нет сейчас ещё общепринятой современной теории развития человечества, а следовательно, нет главной идеи для объединения социалистических сил. В третьих, нет и соответствующей времени компартии, способной не только выдвинуть современную теорию развития человечества, но и организовать, объединить прогрессивные силы хотя бы одной страны (для начала) на борьбу за новое общество. Однако, очевидно, что всё это неизбежно придёт, что 2017-й год станет переломным в настроениях людей. Очевидно и что центром социалистической реинкарнации станет только Россия, ибо нет больше на Земле другого народа, кроме русского, который бы был способен на это. Просыпайся же народ России! Большие дела ждут тебя снова. Ты, любимый, и только ты снова спасёшь мир от гибели. Народ-герой, народ-жертвенник, умница и коллективист, народ единственный в человечестве развившийся в единый живой организм, способный выйти на новую ступень цивилизации –космической земной цивилизации. Но для этого такую цивилизацию ещё надо создать в противостоянии с человеконенавистническими сионистскими силами мировой капиталистической системы. Сегодня главной задачей является объединение всех прогрессивных сил мира для уничтожения фашизма высшего уровня – сионизма, для создания мирового социалистического государства, мировой системы социализма.

 

 

                3.1.21. НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММУНИЗМ (нацком)

      Недавно на одном из телевизионных ток-шоу представитель зюгановской партии смущённо заявил, что КПРФ – национально ориентированная партия. Это сразу же вызвало сравнение с национал социализмом, т.е. нацизмом. Но дело не в терминологии, а в сути терминологии.

  Вопрос интернационализма и как его понимать всегда был дискуссионным. Пролетарский интернационализм, объявленный К. Марксом как условие победы пролетариата над европейской буржуазией 19-го века, в начале 20-го века троцкистами был расширен до мировой революции с отказом от всего национального. Национальное было сведено совсем на нет в пользу интернационализма. На этих воззрениях сионисты-троцкисты сознательно массово уничтожали русский народ открыто и замаскированно (что сегодняшние их потомки в лице либералов всех мастей приписывают Сталину и его соратникам), подавляли русскую национальную культуру (в широком смысле термина), втайне осуществляя давние иудейские цели установления господства еврейского этноса над человечеством, создания управляемого ими мирового концлагеря в виде мирового хазарского каганата, цели, активно осуществляемой сионистами и сегодня.

   Жизнь развивается по своим объективным неизменяемым детерминированным законам, и потому всему определено своё место. Социализм победил в одной стране, а троцкизм так и продолжает злобствовать уже в виде мирового финансового капитала, объединившегося в тайном (хотя всё тайное рано или поздно становится явным) мировом правительстве – клановом объединении крупного финансового и банковского (главным образом еврейского) сектора современного капитализма расистского толка. Буржуазия, даже если она еврейская (что случается редко и лишь по иудейским канонам), вынашивая свои классовые интересы всегда готова к такому объединению. Поэтому классики марксизма и призывали к подобному объединению и всех разрозненных национальными квартирами пролетарских сил, классово противостоящих буржуазии. Практика – лучший критерий теории – подтвердила верность призыва Маркса. Борьба советского социализма за расширение нового общественного строя по миру в течение всей его истории сопровождалась интернационализмом.

    Но может ли в принципе существовать интернационализм без наций, без национального? Ведь он уже предполагает наличие наций, вступающих в сотрудничество, оставаясь при этом всё же нациями со всеми их противоречивыми интересами, определяемыми их ландшафтом обитания, собственной самобытной историей, образом жизни и пр. Естественно, что эти свои собственные национальные, этнические и пр. интересы защищаются их носителями, кем бы они ни были, пролетариями или крестьянами, интеллигенцией или правящим буржуазным классом, хотя и выходят в международную сферу сотрудничества. Смена общественного строя меняет тип нации, переориентирует её на интересы трудящихся, но не отменяет особые интересы выживания нации.

    Следовательно, национализм, направленный на сохранение и процветание своей нации, -- это естественный интерес, и будь то буржуазная нация, социалистическая, коммунистическая…, она всегда имеет свои особые собственные интересы. Вопрос лишь в том, определяется ли патриотизм нации любовью к своему отечеству без ненависти к другим нациям, или же благо своей нации строится через расистскую ненависть к иным народам, что и характеризует нацизм как политическую идеологию.

   Стыдливо провозглашённый зюгановцами национально ориентированный коммунизм (или социализм, что по сути не разделимо) – вполне нормальный, не направленный против других народов и наций общественный строй, никак не противоречащий ни марксизму, ни ленинизму, ни какому бы то ни было ещё изму, не вынашивающих человеконенавистнических целей, не строящих благополучие своей нации на презрении и ненависти к другим.         

  Коммунизм любого народа всегда будет иметь своё собственное лицо, а шествие его по планете происходит не путём троцкистского уничтожения всего национального (а именно это и провозглашается сегодняшними сионистскими программами), а объединением народов в нации, наций в региональные цивилизации, а последних в глобальную Земную цивилизацию.

     

   

                ГЛАВА

 

 ЧЕТВЁРТАЯ

 

 

      К О М М У Н А

        

 

         4.ГЛАВА  ЧЕТВЁРТАЯ    

 

                 4.1. КОММУНА   

     4.1.1. Коммуна есть первичная элементарная ячейка коммунистического общества. Это высокоавтоматизированн ое социалистическое предприятие, внутренняя организация и функционирование которого основано на естественном разделении труда по возрасту и полу в коммунной общине, владеющей, управляющей или распоряжающейся этим предприятием. Революционное отличие коммуны от обычного социалистического предприятия лишь в том, что в ней используется высочайший уровень (по современным ей технологиям и технической базе) автоматизации, интеллектуализации, роботизации в производстве и всей жизнедеятельности людей, которые организованы по естественному разделению труда в общине. Орудия труда определяют уровень производства, а производство, в свою очередь, определяет организацию общества (в данном конкретном случае – общины коммуны).

«Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства. Как первобытный человек, чтобы удовлетворять свои потребности, чтобы сохранять и воспроизводить свою жизнь, должен бороться с природой, так должен бороться и цивилизованный человек, должен во всех общественных формах и при всех возможных способах производства. С развитием человека расширяется это царство естественной необходимости, потому что расширяются его потребности; но в то же время расширяются и производительные силы, которые служат для их удовлетворения. Свобода в этой области может заключаться лишь в том, что коллективный человек, ассоциированные производители рационально регулируют этот свой обмен веществ с природой, ставят его под свой общий контроль, вместо того чтобы он господствовал над ними как слепая сила; совершают его с наименьшей затратой сил и при условиях, наиболее достойных их человеческой природы и адекватных ей. Но тем не менее это всё же остаётся царством необходимости. По ту сторону его начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы, которое, однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как на своём базисе.»




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: