Организм (или человек)

Реферат по дисциплине: «Консультирование детей и подростков»

По теме: «Теоретические и практические особенности подхода игровой терапии, центрированной на ребенке»

ТИТУЛЬНИК (отдельно распечатать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Теоретические особенности подхода игровой терапии, центрированной на ребенке…………………………………………………………………………….4

1.1.Организм (или человек)………………………………………………..........5

1.2. Феноменальное поле…………………………………………………….......6

1.3. Я ребенка……………………………………………………………………..7

1.4. Основные принципы игровой терапии, центрированной на ребенке…….9

2. Практическое применение игровой терапии, центрированной на ребенке..12

2.1. Терапевтическое установление ограничений……………………………...14

2.2. Использование групповой игровой терапии на практике………………...17

2.3. Факторы окружающей обстановки для проведения игровой терапии, центрированной на ребенке……………………………………………………..18

Заключение……………………………………………………………………….20

Библиографический список……………………………………………………..21

 

 

Введение

Игровая терапия, как и само детство - это путешествие, увлекательный процесс исследования, в котором терапевту посчастливилось участвовать. Именно в рамках такого партнерства или подобной системы отношений дети, испытывающие боль, получают исцеление и осмысляют собственное Я. Некоторые из них совершают это путешествие в пределах личных отношений с терапевтом, а другие - вместе с терапевтом и другими детьми.

Игровая терапия, центрированная на ребенке, - это и в самом деле путешествие первооткрывателей, во время которого дети обнаруживают в себе ресурсы для решения проблем и исцеления. В основе психотерапевтического подхода, разработанного Карлом Роджерсом и адаптированного Вирджинией Экслайн для консультирования детей, лежит создание атмосферы дозволенности, способствующей личностному росту и позволяющей ребенку в полной мере реализовать свой потенциал. Игровой терапевт интересуется не проблемой ребенка, а самим ребенком. Для него не терапия определяет рецепт, а рецепт - терапию. Игровой терапевт не концентрируется на организации терапевтического процесса, а, доверившись внутренним силам ребенка, стремится способствовать развитию ситуации, возникающей в игровой терапии. Это путешествие в область открытий и исследований собственного "Я".

Терапевт, проводящий игровую терапию, центрированную на ребенке, должен быть хорошо подготовлен в области игровой терапии. Эти навыки остаются вторичными по отношению к установке игрового терапевта, как ее определили Лэндрет и Суитни «Игровая терапия, центрированная на ребенке, - это не мантия, которую игровой терапевт надевает, входя в игровую комнату, и снимает, уходя оттуда; скорее, это философия, формирующая установки и способы поведения человека, жизнь которого протекает во взаимоотношениях с детьми. Это, с одной стороны, базовая идея о том, что в ребенке изначально заложено стремление к росту и созреванию, а с другой - глубокая и твердая вера в способность ребенка к конструктивной самонаправленности.

Философия, центрированная на ребенке, рассматривает игру как необходимую составляющую здорового развития ребенка. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру ребенка. Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение. Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям возможность научиться справляться с трудностями, погружаясь в само-исследование. Терапевт использует игру с детьми потому, что игра для ребенка является символическим языком для самовыражения. “Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни”. “Терапевт, мыслящий слишком буквально и не выносящий полета детской фантазии, стремящийся перевести ее в осмысленность взрослых, иногда может растеряться”.

Теоретические особенности подхода игровой терапии, центрированной на ребенке

Игровая терапия, центрированная на ребенке, базируется на теоретических конструктах клиентоцентрированной терапии, разработанной Карлом Роджерсом. Эти конструкты использовались Вирджинией Экслайн, ученицей и коллегой Роджерса, в игровой терапии с детьми. В основе центрированного на ребенке подхода к игровой терапии лежит тот же принцип, на котором строится и клиентоцентрированная терапия: главное - не действовать, а просто быть рядом с ребенком. Это не столько процесс репарации, сколько процесс становления. Роджерс суммирует сущность подхода так: «Клиентоцентрированный подход, таким образом, является, прежде всего, способом бытия, который выражается в установках и поступках, создающих атмосферу, способствующую личностному росту. Это скорее базовая философия, чем просто техника или метод. Она помогает человеку свободно развивать заложенные в нем возможности и стимулирует конструктивные изменения в других. Эта философия придает человеку силы, которые, как показывает опыт, тот стремиться использовать для преобразований как в личностном, так и в социальном плане».

Именно эта конструктивная тенденция, присущая всем людям - и, вообще говоря, всему живому - лежит в основе центрированного на ребенке подхода к детской психотерапии. Теория структуры личности, центрированная на ребенке, основывается на трех главных конструктах: организм (или человек), феноменальное поле и Я (Роджерс).

Организм (или человек)

 Организм - это весь ребенок, такой, каким он себя видит: его, мысли, чувства, поступки, а также физические характеристики. Поскольку человек всегда находится в процессе развития, ребенок - это «целостная организованная система, изменение в одной из частей которой может привести к изменениям в любой другой» (Роджерс). Процесс детского развития подчеркивается особо, поскольку каждый ребенок «существует в непрерывно меняющемся мире опыта, центром которого он является». Дети взаимодействуют с этим постоянно меняющимся миром собственного опыта и реагируют на него.

Таким образом, происходит непрерывное динамическое внутриличностное взаимодействие, в котором каждый ребенок (организм), как целостная система, стремится к актуализации Я. Лэндрет и Суини утверждают, что динамика этого живого процесса создает возможности для движения к формированию позитивно функционирующей личности, к позитивному росту и совершенствованию, к независимости, зрелости и самораскрытию. В этом процессе поведение ребенка направлено на определенную цель: он стремится удовлетворить собственные

потребности, возникающие в уникальном феноменальном поле, которое и является реальностью для данного конкретного ребенка.

Феноменальное поле

Феноменальное поле представляет все, что происходит с организмом в конкретный период времени - на сознательном или бессознательном уровне как во внешнем, так и во внутреннем плане, включая ощущения, мысли, чувства и поступки. В сущности, феноменальное поле - это внутренний стандарт, основа для мировоззрения; иными словами, реальностью для ребенка является его субъективное понимание происходящего. Это позволяет вывести основное правило игровой терапии, центрированной на ребенке: если мы хотим понять ребенка и его поведение, мы должны понять его способ восприятия действительности.

Таким образом, то, что находится в феноменальном поле ребенка, - важнее реально происходящих событий. Сила эмоций, испытываемых ребенком, зависит от того, насколько важно поведение, направленное на сохранение и поддержание организма. Роджерс предположил, что «сущность поведения составляет направленность организма на достижение цели - удовлетворение потребностей, возникающих в феноменальном поле». Действительность, таким образом, определяется индивидуально и субъективно. Эта концепция является главной для игровой терапии, центрированной на ребенке.

Поведение любого ребенка или группы детей можно понять, только глядя на них детскими глазами. Следовательно, терапевт намеренно старается не судить и не оценивать даже самые незначительные проявления детского поведения (например, рисунки, постройки из кубиков, сцены из песка) и старательно работает над тем, чтобы попытаться понять внутреннюю референтную систему каждого ребенка. Если терапевту удается установить личностный контакт с ребенком, детский феноменальный мир должен быть точкой отсчета, которую следует понять. Не стоит ожидать, что дети будут соответствовать заранее определенным критериям или войдут в предварительно намеченные категории (Ландрет).

Я ребенка

Третьим главным конструктом центрированной на ребенке теории личностной структуры является Я. Это отдельный аспект феноменального поля, вырастающий из «оценочного взаимодействия ребенка с другими» (Роджерс. Восприятие другими эмоциональной и поведенческой активности ребенка и их соответствующая реакция приводят к формированию Я-концепции. Я формулируется как «организованная картина, существующая в сознании в виде фигуры... или фона..., самого себя и себя-в-отношениях..., вместе с позитивными или негативными ценностями, которые ассоциируются с определенными качествами и взаимоотношениями, воспринимаемыми как существующие в прошлом, настоящем или будущем».

Согласно Роджерсу, даже у младенцев существует процесс «прямого оценивания на уровне организма», начиная с таких простых переживаний, как «это невкусно, мне это не нравится». Такое оценивание является началом естественного и непрерывного процесса, в котором дети позитивно оценивают переживания, усиливающие Я.

Этот процесс оценки - родителями, другими и самим собой - указывает на одно из ключевых преимуществ терапии, центрированной на ребенке. По мере развития дети контактируют с родителями и другими взрослыми; отношение этих людей влияет на формирование детской самооценки. Чтобы сохранить позитивную Я-концепцию, ребенок может искажать опыт общения и отказываться признать удовлетворительными отношения с другими людьми. «Именно поэтому, не только не происходит интроекции родительских установок, но они воспринимаются... искаженным образом, как бы на основании собственной сенсорной и мышечной системы ребенка. Таким образом, искаженная символизация приводит к тому, что выражение гнева переживается как плохое, несмотря на то, что в более аккуратной системе символов гнев может переживаться положительно - вызывать чувство удовлетворения или прилив сил». Опыт игровой терапии создает условия, когда терапевт, центрированный на ребенке, рассматривает его как позитивную и развивающуюся личность.
Роджерс выдвинул гипотезу о том, что Я растет и изменяется в результате непрерывного взаимодействия с феноменальным полем. Взаимодействие ребенка с терапевтом или группой детей облегчает ему построение Я-концепции. Роджерс описывает структуру представления о самом себе как «организованную конфигурацию восприятия самого себя, поступающую в сознание. Эта структура состоит из таких элементов, как: восприятие собственных характеристик, способностей, ощущений и осознания себя в отношениях с другими и со средой; оценочные свойства, ассоциирующиеся с переживаниями и объектами; цели и идеалы, которым приписывается положительная или отрицательная валентность». Это свидетельствует не только о том, что поведение ребенка сопряжено с его Я-концепцией, но и о том, что терапевт может способствовать позитивному ее изменению.

Постулаты Роджерса о личности и поведении являются ключом к пониманию клиентоцентрированного подхода к терапии. Бой и Пайн  приводят парафраз и сжатое изложение постулатов Роджерса, который предлагает рассматривать каждого ребенка следующим образом:

· Ребенок лучше всех определяет собственную реальность

· Ребенок ведет себя как организованное целое

· Ребенок стремится к усилению собственного Я

· Ребенок ориентирован на достижение цели для удовлетворения своих потребностей

· В своем поведении ребенок руководствуется эмоциональным, а не рациональным началом

· Ребенок способен к осознанию собственного Я

· Ребенок умеет ценить себя

· Ребенок заинтересован в сохранении позитивной Я-концепции

· Ребенок ведет себя в соответствии с Я-концепцией

· Ребенок не умеет вести себя вразрез с собственной Я-концепцией

· Ребенок демонстрирует психологическую свободу или напряженность, в зависимости о того, какие переживания он включает в Я-концепцию

· Ребенок отвечает на угрозу ригидным поведением

· Ребенок допускает в сознание переживания, не соответствующие его Я-концепции, если Я ничто не угрожает

· Ребенок лучше понимает других, если его Я-концепция хорошо интегрирована

· Ребенок продвигается от ценностей, защищающих Я, к ценностям, укрепляющим Я.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: