Методические указания

При подготовке к семинару вспомните опыт синтаксического разбора предложения в школе, а именно: его основные понятия и синтаксические единицы – главные и второстепенные члены предложения –, их признаки и процедуру определения. Как определяется подлежащее? Какими грамматическими классами слов обычно выражено подлежащее? Основные параметры, по которым описывается любая модель предложения, включают принцип, на котором она основана, процедуру построения модели (каковы ее компоненты и как работает модель),а также ее достоинства и недостатки. В чем, по вашему мнению, достоинства и недостатки классической модели предложения?

Дайте определение научному направлению, известному как универсальная грамматика. Какие цели ставит перед собой универсальная грамматика? Найдите определение понятия «языковые универсалии».

Обратите внимание на систему понятий, используемую Э.Л. Киненом (базисное предложение, базисное подлежащее, степень подлежащеподобия).

В определении признаков подлежащего используются термины, с которыми вы познакомились в предыдущих разделах. Вспомните определение терминов агент/агенс (тема «категория залога»), номинатив/объектив, маркированный падеж (тема «категория падежа»), референция (тема «слова заместители и слова указатели»). Постарайтесь определить, как используются понятия, обозначаемые этими терминами, в модели Э.Л. Кинена.

 

Основные вопросы

1. Основные положения универсальной грамматики

2. Э.Л. Кинен и его теория базисного подлежащего

Задание А. Определите признаки подлежащего по Э.Л.Кинену в следующих предложениях, пользуясь предложенным порядком:

Немаркированный падеж, Агент / экспериенцер, конкретная референция, крайняя левая позиция, согласование со сказуемым, топик, контроль (возвратногого местоимения, ко-референтного местоимения, эллипсиса)

1. He finished work and went home

2. There is a communal garden to the rear

3.  Rear garages are available to purchase

4. Politics is a cut-throat business

5. It’s a question of being able to create a comfortable atmosphere

6. A provocative article was published in yesterday’s paper

Внесите характеристики подлежащего (+/-) соответствующего предложения (1-6) в таблицу:

Признаки подлежащего 1 2 3 4 5 6
Немаркированный падеж            
Агент / экспериенцер            
Конкретная референция            
Крайняя левая позиция            
Согласование со сказуемым            
Топик            
Контроль            

 

Литература

Камшилова О.Н. Теоретическая грамматика английского языка. Глава 18.

Кибрик А. Е. Проблема синтаксических отношений в универсальной грамматике // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XI. М.,1982, с.5-36

Кинэн Э.Л. К универсальному определению подлежащего // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XI. М.,1982, с.236-277

 

СЕМИНАР 10. СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Методические рекомендации

 

При подготовке к семинару вспомните основные параметры, по которым описывается модель предложения: принцип, на котором она основана, процедура построения модели, достоинства и недостатки. Назовите принципы и процедуру семантической модели. Обратите внимание на то, какими лексемами замещаются предикаты и аргументы (актанты).

Понятие «падеж» употребляется Ч. Филлмором для обозначения ролей участников ситуации. Отметьте, сколько падежей было предложено Ч. Филлмором и какие падежи обозначают активных участников ситуации. С течением времени в списке падежей, предложенном Ч. Филлмором, произошли изменения, следует обратить внимание на то, что эти изменения носят характер уточнения, детализации.

В анализе семантической модели следует начинать с определения характера предиката (предикаты первого и второго порядка). Термины и понятия, которые подлежат усвоению: предикаты первого и второго порядка, предметные актанты/аргументы, предикатные актанты/аргументы, элементарная ситуация, неэлементарная ситуация. Помните, что каждому типу предиката соответствует особый грамматический класс глаголов. Составьте списки этих классов, чтобы облегчить процедуру определения типа предиката.

Основные вопросы

1.Денотативная концепция предложения. Понятие семантической ситуации

2. Падежная грамматика Ч. Филлмора

3. Элементарная семантическая ситуация и предикаты первого порядка

4. Неэлементарная семантическая ситуация. Модальные, аспектные, каузативные, таксисные и модусные предикаты.

А. В следующих предложениях (1-8) определите:

Предикат (ы)

Аргументы

Тип семантической ситуации

 

В. Представьте семантическую модель каждого предложения в виде графа.

 

1) Jim saw a car collision in the morning.

2) Sue grew up at a ranch.

3) Mike swallowed the pill and drank some water after.

4) Mel moved to London in August.

5) We eat fish on Sundays.

6) Middle East people use their fingers and bread to pick up food.

7) John is good.

8) Wilma met Carl at a museum.

СЕМИНАР 11. КОММУНИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

ПРАЖСКАЯ ШКОЛА И М.ХАЛЛИДЕЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: