Оптимальный объем производства. Эффект масштаба

Долгосрочный период производства характеризуется тем, что фирма может не только использовать различные комбинации факторов производства, но и изменять их количество. В том случае, если фирма изменяет количество всех применяемых ресурсов, она меняет размер или масштаб производства, т.е. поле производственной деятельности сужается или расширяется.

Изменение масштабов производства – это кратное изменение всех факторов производства.

Поскольку фирма должна использовать только эффективные комбинации факторов производства, то и изменение масштабов деятельности должно выполняться с сохранением оптимальных пропорций между факторами. Однако, увеличение размера производства даже при соблюдении оптимальных пропорций между факторами может приводить к разным результатам, что является следствием проявления эффекта масштаба.

Эффект масштаба – это характеристика процесса производства, отражающая зависимость между увеличением затрат факторов производства и изменением объемов выпуска.

В зависимости от характера изменения соотношения между дополнительным вовлечением факторов производства и объемом выпуска различают следующие виды эффектов масштаба:

1) Постоянный (неизменный) эффект масштаба, когда объем выпуска изменяется в такой же пропорции как и затраты факторов производства.

2) Положительный (растущий) эффект масштаба, когда объем выпуска изменяется более быстрыми темпами, чем затраты факторов производства.

3) Отрицательный (снижающийся) эффект масштаба, когда объем выпуска изменяется меньше, чем количество затраченных факторов производства.

Нахождение эффекта масштаба для фирмы возможно лишь при сохранении неизменности соотношения между применяемыми факторами производства для любого уровня выпуска. Действие данного эффекта проявляется только в долгосрочном периоде. Оно не связано с интенсивностью использования какого-то одного фактора производства, а также с действием закона убывающей отдачи. Причиной проявления эффекта масштаба служит влияние организационных факторов при разных объемах выпуска.

Так к факторам, увеличивающим отдачу можно отнести: рост производительности труда за счет большей специализации работников, возможность использования новых технологий и техники, возможность более полной загрузки производственных мощностей фирмы и т.п.

Факторы, которые препятствуют проявлению эффекта отдачи, могут быть следующие: появление узких мест и увеличение аварийности работы с ростом масштабов производства, трудности в управлении и координации, рост административных, транспортных и сбытовых расходов и т.п.

Действие эффекта масштаба определяется эмпирическим путем и тесно связано с  технологией, применяемой фирмой. В каждой отрасли будет действовать свой оптимальный масштаб производства – такой объем выпуска, при котором кратное увеличение факторов не приводит к снижению эффективности производства.

 

Тема 6: Издержки производства.

Концепции издержек, их структура и виды.

Динамика издержек производства в краткосрочном периоде.

Динамика издержек производства в долгосрочном периоде.

 

Концепции издержек, их структура и виды.

Анализ теории производства показал, что для фирмы может существовать несколько технологически эффективных способов производства. Однако, фирма осуществляет выбор одного из них – экономически эффективного, обеспечивающего фирме минимизацию стоимостных затрат.

Каждый производственный процесс характеризуется определенными затратами, связанными с преобразованием факторов производства в конечный продукт. Экономическая наука использует две концепции издержек:

- концепцию бухгалтерских издержек;

- концепцию альтернативных издержек.

Бухгалтерские издержки

Бухгалтерские издержки – это величина фактических денежных расходов фирмы, связанных с выплатами работникам и контрагентам. Данные издержки включают в себя:

1) Затраты на материалы;

2) Затраты на оплату труда работников;

3) Отчисления на социальные нужды;

4) Амортизационные отчисления;

5) Прочие затраты (арендные платежи, расходы на рекламу, проценты за кредит и т.п.).

Бухгалтерская концепция издержек позволяет дать издержкам четкую и однозначную оценку, которая отражается на счетах фирмы. Методика бухгалтерских расчетов стандартизирована и поэтому является основой оценки финансового состояния фирмы, определения прибыльности ее функционирования.

Бухгалтерские издержки представляют собой величину явных (внешних) издержек, т.к. отражаются в виде хозяйственных операций на счетах фирмы. Однако, не все затраты можно отразить таким способом, есть ресурсы которые находятся в собственности фирмы и за их использование она ничего не платит. Затраты, связанные с использованием таких ресурсов, называются неявные (внутренние) издержки. Взаимосвязь явных и неявных издержек представлена на рис. 23.

 

Бухгалтерские издержки
Явные (внешние) издержки
Неявные (внутренние) издержки
Экономи-ческие издержки
Нормальная прибыль

 


Рис. 23 Виды издержек и их взаимосвязь

 

К неявным издержкам руководителя фирмы можно отнести его заработную плату, которую он  мог получать, работая по найму, например, на госслужбе. Если оборудование и здание принадлежит руководителю фирмы, то неявные издержки представляют собой сумму, которую он мог получать, сдавая данные ресурсы в аренду или получив деньги от их продажи, разместил бы их на депозит.

Сумма явных и неявных издержек фирмы представляют собой экономические (вмененные) издержки, которые рассматриваются концепцией альтернативных издержек.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: