Для более подробного экономического анализа фирмы, помимо общего дохода, используют понятия среднего и предельного дохода.
Средний доход (
, в пер. average revenue) – это общий доход фирмы, приходящийся на единицу реализованной продукции:
, (26)
Предельный доход (
, в пер. marginal revenue) - это прирост общего дохода фирмы, связанный с реализацией дополнительных единиц продукции:
, (27)
Графически динамика общего, среднего и предельного доходов фирмы, при условии действия неизменной цены, представлена на рис. 31.
Вместе с тем, анализируя изменение различных видов дохода фирмы, нельзя не отметить, что цена реализации формируется под воздействием спроса, т.е. ее можно представить как
. Из этого
. Поскольку рыночная цена товара – это функция спроса, то кривая спроса на продукт фирмы совпадает с кривой ее среднего дохода для каждого объема спроса. А так как функция спроса – убывающая, то каждая дополнительно проданная единица товара будет приносить фирме все меньше и меньше дохода, поэтому кривая
имеет убывающий вид.





а) б) в)
Рис. 31 Динамика общего (а), среднего (б) и предельного (в) дохода фирмы
Принцип максимизации прибыли.
В микроэкономической теории в качестве основной цели функционирования фирм рассматривается принцип максимизации прибыли. Данный принцип полностью отражает предпринимательскую мотивацию и главную задачу конкурентного взаимодействия фирм.
Существуют два метода анализа максимизации прибыли:
1) сопоставление абсолютных величин выручки и издержек;
2) сопоставление предельных величин выручки и издержек.






