Характеристики рыночных структур

Спрос и предложение являются ключевыми факторами возникновения рынка, посредством их взаимодействия в экономике устанавливается определенный уровень цен. Поведение фирм на рынке, выбор масштабов производства и цен, зависят от типа рынка, на котором они функционируют, его структуры.

Рыночная структура представляет собой совокупность признаков организации рынка, которые определяют характер взаимодействия фирм на нем. К основным признакам рыночной структуры относят:

1) количество продавцов и покупателей на рынке;

2) степень дифференциации продукта;

3) полноту информации;

4) условия входа/выхода на рынок;

5) степень контроля производителя над ценами;

6) характер взаимодействия фирм.

В зависимости от установившегося соотношения выше приведенных признаков на рынке складывается тот или иной тип рынка (табл. 6).

 

 

Классификация рыночных структур

Таблица 6

  Совершенная конкуренция Монополисти-ческая конкуренция Олигополия Монополия
Количество фирм на рынке Неограничен-ное количество Много продавцов Несколько продавцов Один продавец
Степень дифферен-циации продукта Однородный продукт Дифференци-рованный продукт Однородный или дифференци-рованный продукт Уникальный продукт
Степень контроля производителя над ценами Отсутствует Небольшая Высокая Максимальная
Барьеры входа/выхода Отсутствуют Невысокие Высокие Труднопреодо-лимые

 

 

Таким образом, рыночная структура определяет конкурентную среду, в которой приходится функционировать фирмам и осуществлять борьбу за ограниченный спрос потребителя. Существование конкурентной среды выполняет важнейшую функцию в экономике, поскольку принуждает производителей учитывать интересы потребителей. Именно действие конкуренции позволяет получить механизм, с помощью которого рыночная экономика отвечает на вопросы: что? как? и для кого производить?

 

Модель совершенной конкуренции.

Рассмотрим более подробно модель совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, где функционирует большое количество незначительных по размеру фирм, которые не могут оказывать влияния на рыночную цену.

Детерминантами, определяющими структуру рынка совершенной конкуренции, являются:

1) Малые размеры и многочисленность субъектов рынка.

Наличие на рынке большого числа производителей и покупателей приводит к тому, что они полностью подчинены влиянию рыночных сил, продавцы не оказывают влияния на рыночную цену. На рынке совершенной конкуренции каждая фирма является «ценополучателем». Вследствие действия данного фактора, продавцы могут изменять уровень своих доходов только за счет снижения издержек производства.

2) Однородность продукта.

Продукция фирм, действующих на рынке совершенной конкуренции, однородна, одинакова для покупателей, т.е. товары разных фирм будут являться совершенными заменителями. Поскольку продукт однороден, то цена для покупателя выступает единственным сигналом к покупке.

3) Отсутствие барьеров входа/выхода.

Возможность свободно проникать на рынок и уходить с него свидетельствует об отсутствии барьеров входа/выхода даже для небольших фирм. Это значит, что экономические ресурсы мобильны и могут свободно перемещаться из одной сферы деятельности в другую, более прибыльную.

4) Полнота информации.

Условия функционирования рынка совершенной конкуренции таковы, что для всех доступна и бесплатна информация о ценах, о применяемых технологиях, о норме прибыли, о возможных альтернативах. Каждый участник рынка располагает полной информацией и имеет возможность быстрого реагирования на изменяющиеся условия внешней среды.

Перечисленные условия существования рынка совершенной конкуренции трудновыполнимы. В реальной экономической ситуации едва ли возможно выполнение всех данных условий. Однако, модель рынка совершенной конкуренции имеет огромное значение в экономической науке, поскольку позволяет понять логику и механизм функционирования фирмы в экономике.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: