Анализ финансовой деятельности школы №5

Обеспечение эффективного функционирования учреждения требует экономически грамотного управления его деятельностью, которое во многом определяется умением её анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности учреждения, вырабатывается экономическая стратегия его развития.

Главной целью данного раздела работы является анализ финансового состояния учреждения, как инструмента для проведения мероприятий по улучшению финансово-экономического состояния и стабилизации экономического положения.

Чтобы достичь поставленной цели, в разделе будут рассмотрены наиболее важные моменты проведения финансового анализа, как в теоретическом, так и в практическом аспекте.

Для реализации поставленной цели потребуется:

1. рассмотреть общеэкономическую характеристику учреждения;

2. обосновать финансово – экономическое состояние его развития;

3. выполнить финансовый анализ;

4. сделать финансовый прогноз ожидаемых результатов.

В данном разделе будут изучены и проанализированы фактические данные работы МОУ школы №5 г. Саяногорска. На основании собранных отчетных материалов в работе отражается состояние развития учреждения за два отчетных периода, которые будут представлены в виде таблиц.

Школа имеет закрепленное за ней на праве оперативного управления обособленное имущество, являющееся муниципальной собственностью муниципального образования г. Саяногорска, самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном порядке в органах казначейства для учета операций по исполнению расходов республиканского и иных бюджетов и учета полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, имеет печать со своим полным официальным наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы, бланки и иные реквизиты юридического лица.

Основные потребители услуг МОУ школы №5 г. Саяногорска - дети г.Саяногорска и его пригорода (п.Сизая, п. Майна, пгт. Черемушки).

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях имеет специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном процессе. Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Министерства Финансов РФ, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести:

- организация учета в разрезе статей бюджетной классификации;

- контроль исполнения сметы расходов;

- выделение в учете кассовых и фактических расходов;

- отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранение, образование, науки).

Бухгалтерский баланс – способ отражения в стоимостной оценки состояния активов учреждения и источников их образования на определенную дату. Так как школа является бюджетным учреждением и занимается предпринимательской деятельностью, ее баланс одновременно отражает бюджетные, внебюджетные средства по отдельности и вместе в одном балансе (Приложение 7).

Средства в активе учреждения группируются по двум разделам:

- в первом разделе отражаются нефинансовые активы учреждения (основные средства в первоначальной и остаточной стоимости, их амортизация, нематериальные активы, материальные запасы);

- во втором разделе отражаются финансовые активы учреждения (денежные средства, в т.ч. денежные средства на банковских счетах, во временном распоряжении, в пути, касса, денежные документы; финансовые вложения; расчеты с дебиторами по доходам, в т.ч. от рыночных продаж услуг; расчеты по авансам, в т.ч. услуги связи, коммунальные услуги, транспортные услуги, услуги по содержанию имущества, авансам за приобретение основных средств; расчеты с подотчетными лицами, в т.ч. по оплате труда, по оплате услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг; расчеты по недостачам; расчеты с прочими дебиторами).

Пассив баланса представлен двумя разделами:

- обязательства (расчеты с кредиторами по долговым обязательствам; расчеты с поставщиками и подрядчиками; расчеты по платежам в бюджеты; прочие расчеты с кредиторами);

- финансовый результат (финансовый результат учреждения; финансовый результат текущей деятельности, в т.ч. доходы, расходы учреждения; финансовый результат прошлых отчетных периодов; доходы будущих периодов).

Проанализировав расшифровку к бюджету можно проследить все изменения (отклонения) по статьям бюджета. Так за период с 01 января по 01 октября было приобретено основных средств на суму 166785,3 рублей, материальных запасов (канцелярских, хозяйственных товаров) на сумму 134342,11 рублей и т.д.

Анализ финансирования………………

Анализ был выполнен на базе фактических данных работы МОУ школы №5 г.Саяногорска. Затраты на реализацию услуг соответствуют установленной норме, т.е. полученная выручка от реализации услуг не только позволяет полностью возместить осуществляемые эксплуатационные затраты, связанные с производством и реализацией услуг, но и получить прибыль от реализации, которую можно направить на дельнейшее развитие и расширение производства.

 

2.3 Международные и российские подходы к учетной политике
бюджетных организаций

В настоящее время происходит выработка элементов учета, определение и формирование учетной политики бюджетных учреждений, т.е. фактически создается сама технология реформированного бухгалтерского учета с целью последовательного приближения к МСФО.

Уже сегодня возникла необходимость отработки технологии анализа элементов учета, принятия решения и управления производственными процессами. Однако еще рано говорить о том, что бухгалтерская технология в существующем Плане счетов сформировалась окончательно и что она всех устраивает. Рано пока говорить и о высвобождении тех ресурсов, которые сегодня вовлечены в разработку программных продуктов и в проведение самой ре формы бухгалтерского учета. Но одно, несомненно: реформа учета - это начало реформы управления Бюджетными учреждениями.

Вполне резонно предположить, что после того как российские учреждения определятся с элементами учета и технологиями его последующего контроля, у них в процессе перехода на Международные стандарты финансовой отчетности возникнет потребность в пересмотре учтенных и неучтенных элементов.

При формировании учетной политики по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета, как правило, возникает необходимость выбора одного способа из нескольких, допускаемых законодательством. Если по тому или иному аспекту учета в законодательстве не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики учреждение разрабатывает соответствующий способ исходя из основных принципов бухгалтерского учета и требований к составлению финансовой отчетности.

В зарубежной учетной практике со стороны регулирующих органов зачастую вводятся определенные ограничения на выбор методологии учета, тем не менее, организация самостоятельно определяет (в заранее установленных границах) свою учетную политику. Она должна соответствовать целям налоговых служб и представлять собой именно ту часть учета, которая и составляет финансовый учет. В то же время администрация бюджетной организации может иметь свои цели, не совпадающие с целями налоговых служб. В этом случае она выбирает для исчисления финансовых результатов свои методы учета и организовывает помимо финансового учета внутренний управленческий учет.

Прибыль, (когда организация ведет еще и предпринимательскую деятельность) исчисленная по данным финансового учета, может не совпадать с ее прибылью, показанной в управленческом учете. Это не фальсификация данных, а сознательный подход к достижению различных целей - исчислению налогооблагаемой прибыли, с одной стороны, и оценки администрацией организации результатов своей работы, с другой.

В соответствии с МСФО 1 руководство организации само выбирает такую учетную политику, которая позволяет финансовой отчетности соответствовать всем требованиям стандартов и толкований Постоянного комитета по интерпретации этой отчетности. В тех случаях, когда в них не содержится особых требований, при выборе и осуществлении учетной политики рекомендуется руководствоваться такими принципами, как уместность, правдивое представление, преобладание сущности над формой, нейтральность, осмотрительность и существенность учетной информации.

Некоторые стандарты дают возможность выбора учетной политики, но при этом не поясняют, как именно такой выбор можно осуществить. Например, при составлении отчетности в соответствии с МСФО 8 "Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике" любые изменения в учетной политике следует или отражать как поправки к нераспределенной прибыли на начало отчетного периода, или включать в нераспределенную прибыль за данный период.

Учетная политика - это, прежде всего, конкретные принципы, основы, условия, правила и практика, принятые бюджетной организацией для подготовки и представления финансовой отчетности.

Если нет конкретного международного стандарта и разъяснений Постоянного комитета по интерпретации, руководство использует свои собственные суждения для разработки учетной политики, которая обеспечивает наиболее полезную информацию для пользователей финансовой отчетности организации. При вынесении такого суждения следует учитывать:

1) требования и руководства МСФО, затрагивающие аналогичные или связанные с их использованием проблемы;

2) критерии определения, признания и оценки активов, обязательств, доходов и расходов, установленные в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности Комитета по МСФО;

3) решения других органов, устанавливающих стандарты и принятую отраслевую практику в той, и только в той, степени, в какой они соответствуют требованиям первых двух пунктов.

Учетная политика является важной составляющей МСФО 1, поэтому данный стандарт предлагает несколько основных положений бухгалтерского учета, которые следует использовать в процессе подготовки финансовой отчетности. Эти положения применяются во многих странах и считаются приемлемыми для использования в практике бухгалтерского учета. Считаем целесообразным, их привести в той форме, в какой они предлагаются данным стандартом:

Метод начисления. Данный метод используется при подготовке всех видов финансовой отчетности, за исключением отчета о движении денежных средств.

Последовательность в представлении. Представление и классификация статей в финансовой отчетности должны сохраняться от одного отчетного периода к другому, кроме тех случаев, когда изменение приводит к более качественному отражению операций хозяйствующего субъекта, либо данное изменение необходимо провести в соответствии с МСФО.

Существенность и агрегирование. Несущественные статьи аналогичного характера и назначения допускается предоставлять агрегированно. Существенные статьи предоставлять агрегированно нельзя.

Взаимозачет. Активы и пассивы взаимозачитываются только в том случае, если это допустимо в соответствии с МСФО.

Сравнимость информации. Сравнительная информация должна быть раскрыта в отношении предшествующего периода для всей числовой информации, представленной в финансовой отчетности. Сравнительная информация также должна быть включена в обзорную и описательную информацию в целях улучшения понимания финансовой отчетности за текущий период. При изменении классификации статей сравнительные показатели должны быть реклассифицированы с указанием характера, суммы и причин реклассификации.

Содержание учетной политики организации должно определять возможные варианты учета тех или иных операций, по которым предусмотрены альтернативные решения в рамках системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения.

Учетная политика организации не должна дублировать положения по бухгалтерскому учету отдельных операций, а также положений по его инвестиционной политике и других положений в той части, которая жестко определена действующими нормативными документами.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.).

Организация должна раскрывать в примечании к финансовой отчетности принципы своей учетной политики, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями финансовой отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания, о применении которых заинтересованными пользователями финансовой отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств и других финансовых результатов деятельности организации.

Учетная политика, как правило, не пересматривается и не меняется в течение года. В России такие изменения в настоящее время должны быть согласованы с ГНИ. Пересмотр учетной политики бюджетной организации может иметь место в следующих случаях:

1. изменения в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения;

2. реорганизации (слияния или разделения) хозяйствующего субъекта;

3. смены собственников (если организация становится не бюджетной);

4. возникновения других объективных причин.

    Самое, пожалуй, значимое нововведение и, как следствие решение многих проблем российской системы учетов планирует ввести в 2009 или 2010 году Минфин. Будет предоставлен проект поправок, касающихся учетной политики.

Их главная цель - формализовать весь комплекс отношений, связанных с учетной политикой. Сейчас налоговый орган требует при проведении проверки информацию об учетной политике, но формально обязанность предоставления документов по учетной политике нигде не закреплена. Кроме того, представляется целесообразным определить в Налоговом кодексе, что же такое учетная политика и определить требования к ней.
     При этом законопроект практически не будет вводить ограничений для компаний. Как отметили в Минфине: «Ограничение, связанное с учетной политикой, будет только одно. Оно касается особенностей использования кассового метода при сделках между взаимозависимыми организациями. Никаких других ограничений мы не планируем»[21].
      Эта мера заключается в запрете покупателю при сделках между взаимозависимыми организациями учитывать расходы до тех пор, пока контрагент, применяющий кассовый метод, не учел доходы.
      По мнению чиновников, такое правило исключит схему, при которой покупатель на методе начисления снижает налогооблагаемую прибыль на «бумажные» расходы, тогда как продавец не платит налог, "дожидаясь" оплаты.

    Эти разработки помогут гораздо более эффективно использовать учетную политику, что прямо отразится на качестве всей системы учета.

 







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учетная политика имеет огромное значение в работе организации, это не просто формальный документ, который должен быть утвержден приказом за подписью директора, это план работы на год, он может помочь организации оптимизировать налогообложение и зачастую выиграть спор в суде.

Любые изменения учетной политики организации требуют предельно внимательного и квалифицированного подхода. Это объясняется целым рядом причин, таких как:

1. новая учетная политика будет действовать в течение всего отчетного года;

2. с помощью учетной политики можно управлять финансовыми ресурсами предприятия;

3. элементы учетной политики влияют на формирование налоговых обязательств предприятия перед бюджетом и затрагивают порядок исчисления налогов.

В данной бакалаврской работе была изучена тема учетной политики бюджетного учреждения школы №5 города Саяногорска

Особенностью МОУ школы №5 является то, что, это учреждение является государственным состоит на бюджете и осуществляет свою деятельность по смете расходов, а также на основе экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации введенным с 2001 года. Учреждение занимается предпринимательской деятельностью и ведением налогового учёта.

ГЛОССАРИЙ

1. Учетная политика организации - это внутренний документ организации, раскрывающий всем заинтересованным лицам особенности бухгалтерского (налогового) учета этой организации в конкретном отчетном периоде.

2. Реклассификация -процесс переноса скорректированных остатков со счетов в российском Плане счетов на предлагаемый План счетов МСФО.

3. Агрегирование -объединение, суммирование экономических показателей по какому-либо признаку для получения обобщенных, совокупных показателей.

4. Аналитические регистры налогового учета -сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями НК РФ, без распределения по счетам бухгалтерского учета.

5. Консолидированная отчетность -под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения рассматриваемых в целях составления данной отчетности как единый хозяйствующий субъект в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее – МСФО) организации, других организаций, иностранных организаций.

6. Консолидированный баланс -сводная бухгалтерская отчетность о деятельности и финансовых результатах материнского и дочерних обществ в целом

7. Нематериальные активы -являются активы, либо не имеющие материально-вещественной формы, либо материально-вещественная форма которых не имеет существенного значения для их использования в хозяйственной деятельности, способные приносить доход и приобретенные с намерением использовать в течение длительного периода (свыше одного года).

8. Имущественная обособленность означает, что имущество и обязательства предприятия существуют отдельно от имущества и обязательств собственников.

9. Непрерывность деятельности предприятия означает, что, принимая какое-либо решение по вопросам учетной политики, исходят из того, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него отсутствует намерение или необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в остановленном порядке

10. Последовательное применение учетной политики - это когда избранные предприятием способы ведения бухгалтерского учета, применяются последовательно от одного периода к другому.

11. Документооборот -это движение документов с момента их получения или создания до завершения исполнения отправки или сдачи в дело

12.   Непроизведенные активы -Различают природные активы (земля, недра, естественные биологические ресурсы, водные ресурсы) и непроизведенные нематериальные активы (ценные бумаги, юридические документы), которые возникают в связи с процессами производства и периодически переходят от одних лиц к другим.

13.   Реорганизация -Реорганизация предприятий является как одной из форм создания, так и одной из форм ликвидации юридического лица, причём одновременно могут создаваться и ликвидироваться несколько юридических лиц. Реорганизация предприятий необходима также при смене организационной формы предприятия, изменение уставного капитала, корректировке учредительных документов.

14. Дебет -левая сторона бухгалтерского счета. В активных счетах Д. означает увеличение учитываемых сумм, а в пассивных счетах - уменьшение. Д. показывает наличие учитываемых ценностей на начало каждого месяца и их поступление в течение месяца. Каждая операция в бухгалтерском учете в одинаковых суммах записывается дважды: в дебете одного счета и кредите другого.

15.   Дебиторская задолженность -имущественные права (требования), принадлежащие организации-должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг.

16.   Кредит -правая сторона бухгалтерского счета. По активным и активно-пассивным счетам, увеличение кредита означает стоимости имущества или имущественных прав организации. По пассивным счетам, увеличение кредита означает увеличение собственных средств организации (источников).

17. Малоценные предметы -представляют собой группу средств, участвующих в производственном процессе предприятий в качестве орудий труда (инструменты и приспособления), хозяйственного инвентаря (столы, стулья и т.д.), средств защиты работающих от вредных воздействий производственной среды (спецодежда, спецобувь и др.).

18. Счетоводство -Ведение счетов, работа со счетами от их оформления и до получения конечного результата

19.   Минимальный размер оплаты труда -оплата труда в размере не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.

20. Журнал-ордер - бухгалтерский регистр, построенный по шахматному принципу на свободных листах специального разграфления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: