Учетная политика и характеристика предприятия

 

Межрайонное дорожное ремонтно-строительное управление № 3 является филиалом Областного государственного унитарного предприятия «Ульяновскавтодор» и выполняет часть его производственных функций.

Взаимоотношения между МДРСУ-3 и центральным предприятием строятся на основе административного подчинения в соответствии с Положением (приложение А) предприятия.

Производственно-коммерческая деятельность МДРСУ-3 строится на принципах внутреннего хозрасчета, самоокупаемости и самофинансирования.

Филиал не является юридическим лицом и выступает от имени, по поручению и под ответственность центрального предприятия. Начальник МДРСУ-3 действует на основании генеральной доверенности выданной «Ульяновскавтодор». МДРСУ-3 обладает имуществом, принадлежащим центральному предприятию и ведет отдельный бухгалтерский баланс, имеет расчетный счет, печать, фирменные бланки с указанием своей принадлежности.

 Основная деятельность предприятия МДРСУ-3 является удовлетворение общественных потребностей в развитии транспортной сети, осуществление целевых программ по ремонту, строительству и содержанию автомобильных дорог общего пользования, мостов и других сооружений. Оказание всех видов ремонтно-строительных работ, реконструкция, заготовка, переработка и реализация вторичного сырья и отходов. МДРСУ-3 также производит надзор за состоянием автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, проведение их технического обследования, организация строительства и эксплуатации комплексов дорожного сервиса, разработка карьеров, местных дорожно-строительных материалов.

Все имущество МДРСУ-3 закрепляется на его отдельном балансе и находится одновременно на сводном самостоятельном балансе «Ульяновскавтодора». Для формирования доходов и имущества МДРСУ-3 используются следующие источники:

-прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;

-заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;

-амортизационные отчисления;

-капитальные вложения и дотации из бюджета;

-целевое бюджетное финансирование;

-добровольные взносы организаций и граждан.

Оставшиеся средства считаются закрепленными за МДРСУ-3, поступают в его полное распоряжение и идут на формирование резервного фонда и фонда социальной сферы.

 Трудовой коллектив составляют все работники, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового контракта, заключенного в соответствии со штатным расписанием. МДРСУ-3 самостоятельн6о определяет потребность в работающих, их численность, профессиональный и квалификационный уровень, с членами трудового коллектива заключается трудовой контракт, который подписывают Начальник филиала и работник. Размер заработной платы работников МДРСУ-3 определяется условиями трудовых контрактов и зависит от конечных результатов работы и личного вклада работников и максимальным размером не ограничивается.

МДРСУ-3 несет ответственность за результаты своей деятельности закрепленным за ним имуществом, несет субсидиарную ответственность по долгам предприятия «Ульяновскавтодор», в случае недостачи имущества, закрепленного за МДРСУ-3, для удовлетворения претензий кредиторов возмещение производится из имущества предприятия «Ульяновскавтодор».

 Предприятие МДРСУ-3 может быть ликвидирован по решению «Ульяновскавтодор» либо по представлению Начальника МДРСУ-3 в случае систематической убыточности их деятельности, экономической нецелесообразности и бесперспективности дальнейшей деятельности филиала.

 При ликвидации трудовому коллективу должны быть обеспечены социальные гарантии и компенсации, предусмотренные индивидуальными трудовыми контрактами и действующим законодательством. При ликвидации предприятия происходит ликвидация отдельного баланса, Генеральной доверенности и банковского счета предприятия. После принятия решения о ликвидации предприятие назначает ликвидационную комиссию состоящую из представителей предприятия «Ульяновскавтодор» и членов трудового коллектива МДРСУ-3 на паритетных началах. Ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который представляется предприятию «Ульяновскавтодор». Датой ликвидации МДРСУ-3 считается дата прекращения Генеральной доверенности в связи с ликвидацией МДРСУ-3. В случае ликвидации «Ульяновскавтодор» ликвидация МДРСУ-3 производится в порядке, предусмотренном действующим законодательством и Уставом «Ульяновскавтодор».

Обязанности и ответственность работников бухгалтерии определяется Федеральным законом России. Статьей Закона РФ «О бухгалтерском учете»[3, С. 1] предусмотрено, что главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций с законодательством РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Его требования по документальному оформлению фактов деятельности предприятий всех организационно- правовых форм, предъявлению в бухгалтерию всех необходимых документов и информации имеют общую обязательность. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и приниматься к исполнению не должны.

При наличии разногласий между руководителями и работниками бухгалтерии по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут приниматься к исполнению только при наличии письменного распоряжения руководителя организации, который в этом случае несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Главный бухгалтер предприятия МДРСУ-3 несет ответственность за формирование учетной политики, правильное ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

 Однако ответственность за организацию бухгалтерского учета в целом, организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета несет руководитель предприятия.

 Ныне действующее Правило бухгалтерского учета 1/98 «Учетная политика организации» утверждено Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 года № 60зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 1998 года [8, С. 2]. В бухгалтерии МДРСУ-3 применяются способы ведения бухгалтерского учета без которых невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности. К ним относятся:

- способы погашения стоимости амортизируемого имущества по правилам бухгалтерского учета и налогового учета;

- порядок оценки производственных запасов, товаров незавершенного производства и готовой продукции;

- виды создаваемых резервов и сроки списания расходов будущих периодов;

- признание прибыли от продажи продукции (работ, услуг);

- порядок использования чистой прибыли.

Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером- Зининой Натальей Тимирбулатовной, утверждается руководителем организации «Ульяновскавтодор». Утверждению подлежат:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- аналитические регистры налогового учета;

- формы первичных учетных документов, которые отсутствуют в альбомах типовых унифицированных форм, а также формы документов для внутренней отчетности;

- порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

- методы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок внутреннего контроля за хозяйственными операциями.

Учетная политика может пересматриваться при изменении законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету, разработки новых способов обработки информации, существенном изменении условий деятельности. Изменение учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записки к бухгалтерской отчетности.

В бухгалтерском учете предприятия МДРСУ-3 используется План счетов утвержденный Приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94 и дополненный приказом Минфина РФ от 07. 05. 2003 года № 38 [20, С. 23].

Учет ведется согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Инструкция устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. Описание счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета.

 Принципы, правила и способы ведения предприятием бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета. По Плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с настоящей Инструкцией бухгалтерский учет ведется на предприятии МДРСУ-3. На основе Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции предприятие утверждает рабочий План счетов, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

 План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых операций) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

 Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета используются предприятием исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности.

 План счетов включает в себя 99 счетов первого порядка, многие из которых имеют субсчета. Счета сгруппированы по признаку экономического содержания отражаемых хозяйственных процессов и расположенных в определенной, экономически обоснованной последовательности.

 Субсчета представляют собой счета второго порядка, открываемые в развитии основного счета. Организация имеет право вводить новые субсчета, изменять название и содержание имеющихся. На предприятии Муниципального дорожно-ремонтного строительного управления № 3 План счетов не изменен и представляет собой стандартную схему регистрации и группировки активов, капитала, обязательств и фактов экономической деятельности, который позволяет контролировать ход событий на предприятии, формировать финансовые результаты и получать обобщенные данные, необходимые для внутренних и внешних пользователей информации.

Учет на предприятии МДРСУ-3 ведется с применением методов бухгалтерского учета. К ним относятся: документация, оценка, бухгалтерские счета, двойная запись, инвентаризация, калькуляция, балансовое обобщение, отчетность.

Документация представляет собой способ сплошного и непрерывного фиксирования каждой хозяйственной операции. В документах или технических носителей информации отражают данные о содержании произведенных операций, которые затем подвергаются экономической группировке и обобщению. Документальное оформление операций является важнейшим средством контроля за соблюдением законности, сохранностью и целесообразным использованием хозяйственных средств.

Для дальнейшего отражения в бухгалтерском учете и обобщения документально подтвержденных разнородных хозяйственных операций их следует подвергнуть оценке, которая заключается в денежном измерении средств, их источников и операции. В процессе оценки натуральные и трудовые показатели, содержащиеся в документах, переводятся в денежные с помощью цен, тарифных ставок и должностных окладов.

 Для получения итоговых данных о каждом объекте бухгалтерского учета после оценки все операции обобщают и группируют в определенном порядке. С этой целью используют бухгалтерские счета. На счетах регистрируют состояние средств и их источников, а также изменения в объектах бухгалтерского учета, происшедшие под влиянием хозяйственных операций. По каждому учетному объекту, то есть по каждому виду хозяйственных процессов, категории средств и их источников открывают отдельный счет. Тем самым счета служат для группировки учетных объектов по принципу однородности их экономического содержания.

 Отражение хозяйственных операций производится способом двойной записи. Сущность способа состоит в регистрации каждой операции одновременно в двух счетах в одной и той же сумме. Благодаря двойной записи объекты бухгалтерского учета получат отражение на счетах во взаимной связи, что имеет важное значение для контроля.

Правильность отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета периодически проверяются инвентаризацией. Она представляет собой способ проверки наличия средств, их источников, а также состояния расчетов с дебиторами и кредиторами.

 Инвентаризация является важным средством контроля за сохранностью собственности и работой материально - ответственных лиц. Её данные сверяют с показателями учета. Выявленные при этом недостачи в зависимости от причин относят в учете на счета затрат или за счет виновных лиц, а излишки приходуют. Тем самым учетные данные приводят в соответствие с действительным наличием средств предприятия МДРСУ-3.

Инвентаризация - не только средство контроля и достижения реальности учетных данных, но и способ наблюдения и регистрации таких операций и явлений, которые не поддаются документальному оформлению в момент их совершения. С её помощью в учете отражают естественную убыль сырья, товаров и материалов, потери, недостачи, излишки, а так же устанавливают правильность расчетов и бухгалтерских записей.

 Документально обоснованные данные, выраженные в денежной форме, сгруппированные на счетах бухгалтерского учета с применением двойной записи и проверенные с помощью инвентаризации, служат основанием для калькуляции.

 Калькуляция представляет собой способ исчисления себестоимости средств и предметов труда, а также произведенной готовой продукции и оказанных услуг. Она заключается в подсчете общей суммы затрат, относящейся к калькулируемому объекту, и установлении себестоимости единицы продукции или общего её объема. Калькуляцию используют для установления договорных цен. При калькуляции в промышленности, сельском хозяйстве и строительстве исчисляется себестоимость приобретенных материалов и сырья, производственная и полная себестоимость, включающая в себя не только расходы по производству, но и сбыту продукции.

 Исчисление фактической себестоимости годовой продукции, товарно-материальных ценностей необходимо для определения финансового результата хозяйственной деятельности предприятия: прибыли и убытка.

 Итоговые данные по счетам, полученные с помощью двойной записи, и исчисленный финансовый результат подвергают дальнейшей укрупненной группировки с целью получения обобщенных показателей деятельности. Для этого применяют баланс и отчетность. С помощью балансового обобщения осуществляется контроль за совокупностью объектов бухгалтерского учета путем сопоставления хозяйственных средств с их источниками, которые по общей сумме должны быть равны друг другу. Бухгалтерский баланс характеризует финансовое состояние организации.

На ряду с балансом обобщенные данные о деятельности и финансовом состоянии организации содержатся и в других формах бухгалтерской отчетности. Последняя, кроме баланса, состоит из ряда таблиц (форм) и служит для оперативного руководства хозяйственной деятельностью организации, контроля за сохранностью имущества, экономического анализа и оценки деятельности организации.

Данные для составления отчетности, включая баланс, получают из бухгалтерских счетов. Некоторые отчетные показатели содержат также информацию статистики и оперативного учета. Составление и рассмотрение бухгалтерской отчетности является завершающим этапом учетной работы в организации.

Порядок создания, принятия и отражения первичных документов на рассматриваемом предприятии регламентируется «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» [5, С. 2].

 Система документальной регистрации первичных данных о состоянии и движении имущества всех форм собственности на данном предприятии отвечает следующим требованиям:

-своевременное, точное и обоснованное отражение всех учитываемых объектов в документах;

-простота регистрации и обработки первичной информации, приспособленность носителей первичной информации к способам её последующей обработки;

-рациональная организация и минимальные затраты на ведение первичного учета.

 Все хозяйственные операции в МДРСУ-3 производятся с оформлением первичных документов, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Документы на предприятии классифицируются по различным признакам:

- по назначению;

- по содержанию хозяйственных операций;

- по объёму отраженных в них операций;

- по способу использования;

- по числу учитываемых операций;

 - по месту составления;

- по способу заполнения.

Бухгалтерские документы по назначению делятся на группы:

-организационно-распорядительные;

- оправдательные;

- комбинированные;

- документы бухгалтерского оформления.

Документооборот организованный в МДРСУ-3, позволяет ускорить прохождение каждым первичным документом весь путь от оформления и проверки до обработки, способствует равномерному распределению учетной работы в течении всего рабочего времени, повышает производительность труда работников бухгалтерии, способствует усилению контрольных функций бухгалтерского учета, способствует повышению уровня автоматизации учетных работ, повышает эффективность всей работы организации. Главный бухгалтер своим распоряжением по бухгалтерии обязывает принимать только те документы, которые оформлены в установленном порядке. Каждому лицу, участвующему в документообороте, вручается соответствующая выписка определяется ответственность за невыполнение требований документооборота.

 Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным- непосредственно по окончании операции.

Своевременное и качественное оформление первичных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы [23, С.124].

Форма бухгалтерского учета выбирается предприятием самостоятельно, исходя из объёма получаемой информации, степени подготовленности бухгалтеров и ряда других факторов. В течении отчетного периода принятая форма не меняется.

 На предприятии МДРСУ-3 находят применение следующая форма бухгалтерского учета - журнально-ордерная (с использованием журналов –ордеров, вспомогательных ведомостей, накопительных таблиц, регистров аналитического учета, Главной книги).

В основы построения журнально-ордерной формы учета положены

следующие принципы:

- производство записей в журналах-ордерах в порядке регистрации операций только по кредиту счета, в корреспонденции с дебетуемыми счетами;

- совмещение в единой системе записей синтетического и аналитического учета;

- отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций в разрезе показателей, требующих для контроля и составления периодической и годовой отчетности;

- применение месячных журналов-ордеров.

На предприятии МДРСУ-3 работу бухгалтеров стараются по возможности автоматизировать. Каждое рабочее место бухгалтера оснащено компьютером. Это стимулирует работника учетной службы, повышает его работоспособность. Автоматизация бухгалтерского учета является объективной необходимостью, работа бухгалтера становится творческой.

Бухгалтерская отчетность- система показателей, отражающих состояние активов и обязательств организации, её доходов и расходов. Бухгалтерскую отчетность на предприятии МДРСУ-3 составляют нарастающим итогом по состоянию на отчетную дату. Предприятие сдает годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 90 и не ранее 60 дней после того, как закончится отчетный год. Отчетным годом является календарный год-с 1 января по 31 декабря. Годовой отчет предъявляется согласно Федеральному закону от 21 ноября 1996 года № 126-ФЗ «О бухгалтерском учете» [3, С. 3].

Годовая бухгалтерская отчетность МДРСУ-3 включает:

- бухгалтерский баланс. Форма № 1 (приложение Б,);

- отчет о прибылях и убытках. Форма № 2 (приложение В);

- отчет об изменения капитала. Форма № 3(приложение Г);

- отчет о движении денежных средств. Форма № 4 (приложение Д);

- приложение к бухгалтерскому балансу. Форма № 5 (приложение Ж);

 - пояснительную записку (приложение К);

Отражение данных по основным средствам производят в приложении к бухгалтерскому балансу. Форма № 5 (приложение К).

В форме № 5 указывают движение заемных средств, наличие дебиторской и кредиторской задолженности, наличие амортизируемого имущества, движение средств направленных на финансирование долгосрочных инвестиций и финансовых вложений, наличие финансовых вложений и долгосрочных инвестиций, информацию о расходах по обычным видам деятельности, социальные показатели деятельности организации.

Так как нематериальных активов на предприятии МДРСУ-3 нет, данный раздел в приложении к бухгалтерскому балансу не рассматривается.

Основные средства на начало года отражены суммой: 31828 тыс. рублей. Поступило за 2004 год основных средств на сумму: 137 тыс. рублей. Выбытия нет. На конец отчетного периода стоимость основных средств на предприятии МДРСУ-3 отражена суммой: 31965 тыс. рублей.

Амортизация основных средств на начало года 17876 тыс. рублей. На конец отчетного года:18618 тыс. рублей.

Более полный анализ движения основных средств изложен в главе 3 «Анализ основных средств на предприятии МДРСУ-3».

 2.2 Поступление основных средств на предприятии МДРСУ-3

 

Основные средства учитываются на основном инвентарном активном счете 01 «Основные средства». На дебете счета отражается наличие и поступление, на кредите счета – выбытие основных средств по первоначальной стоимости.

Основные средства могут поступать в организацию при приобретении за плату у других организаций, строительства хозяйственным или подрядным способом, при получении от других организаций и лиц в безвозмездное пользование, внесения учредителями в счет их вкладов в уставной капитал, взятия в аренду с последующим выкупом и другими способами, не противоречащими действующему законодательству.

Пример.

На предприятии безвозмездно получен кусторез. Бухгалтерские проводки отражены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Бухгалтерские проводки на поступление основных средств

 Содержание операции Дебет Кредит  Сумма руб.
Отражена рыночная стоимость поступившего безвозмездно кустореза   08   98-2   50000
 Учтены расходы по наладке кустореза: списаны материалы, начислена заработная плата   08   10, 70, 69   5000
Кусторез введен в эксплуатацию   01   08   55000
Начислена амортизация на кусторез 1% от первоначальной стоимости ежемесячно     20     02     550
По мере начисления амортизации часть этой суммы ежемесячно относится на внереализационные доходы- 1% от рыночной стоимости     98-2     91     500

 

В 2003 году МДРСУ-3 приобрел от ООО «Ландшафт» два кустореза- 252 (страна изготовитель- Швеция), по цене-23730 рублей за штуку. Это приобретение обошлось предприятию 56952 рубля, налог в том числе. Данная операция была оформлена следующими первичными документами:

Счет-фактура 592686 от 4. О8. 2003 г. (приложение М).

На новые основные средства завели «Карточки учета основных средств». Согласно первичному документу «Требование» № 706 (приложение Н) одну косилку отправили в Новоспасский участок, по «Требованию»№ 707, вторая косилка была отправлена на участок Ташла-Кулатка.

 В 2004 годуМДРСУ-3 приобрел Снегоуборочник Е 640 по цене 37847-46, с учетом налога 44660-00. На поступление оформлена Товарная накладная № 26 от 20.02.2004 года, (приложение П), Счет-фактура, на это основное средство оформлено согласно требованиям и содержит все необходимые реквизиты.

 19 июля 2004 года по «Товарно-транспортной накладной», было получено три единицы основных средств:

- Два кустореза 252 по цене 24395 рублей за штуку;

- Корд 3м по цене 1937-25.

Стоимость приобретения с учетом налога составила 59858 рублей 16 копеек.

На все купленные основные средства имеется Сертификат соответствия.

Учет затрат по приобретению основных средств МДРСУ-3 сначала учитывают по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» без НДС:

Дебет 08Кредит 60, 76… Учтены затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств.

Затем на основании счетов-фактур отражают сумму налога на добавленную стоимость:

Дебет 19Кредит60, 76…Учтен НДС по затратам, связанным с приобретением объекта основных средств.

Когда МДРСУ-3 вводит в эксплуатацию объект основных средств, делается проводка:

Дебет 01Кредит 08 Введен в эксплуатацию объект основных средств.

После оплаты объекта основных средств отражается вычет по НДС:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС»Кредит 19НДС принят к вычету (на основании счета- фактуры поставщика).

Бухгалтерские проводки на поступление Снегоуборочника Счет-фактура № 0000026 от 20. О2. 2004 года (без НДС) отражены в таблице 3.

Таблица 3 - Схема корреспонденции счетов на поступление снегоуборочника

Хозяйственные операции Дебет Кредит Сумма руб.
Оплачен счет ООО «Ландшафт» 60 51 44660,00
Оприходован снегоуборочник на баланс предприятия   08   60   44660,00

Продолжение таблицы 3

Хозяйственные операции Дебет Кредит Сумма руб.
Доставку снегоуборочника оплатили наличными через подотчетное лицо: Выданы из кассы деньги подотчетному лицу для оплаты доставки снегоуборочника      71     50     300,00
Плата за доставку учтена в стоимости снегоуборочника 08  71 300,00
Зачисление в состав основных средств снегоуборочник 01  08 44660,00

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: