Пути совершенствования методики ревизии доходов, расходов и финансовых результатов

 

Анализ теории и практики ревизии в Республике Беларусь показывает, что в настоящее время отсутствуют научно обоснованные методики ревизии статей баланса и показателей финансовых результатов в течение отчетного периода. Не разработаны методики оценки надежности системы внутреннего контроля хозяйствующего субъекта, недостаточно используются аналитические процедуры для оценки финансового состояния.

Вопросы совершенствования методик ревизии бухгалтерской отчетности, доходов, расходов, финансовых результатов становятся актуальными в условиях перехода Республики Беларусь на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности.

По нашему мнению, для объективной оценки доходов, расходов и финансовых результатов торговой организации нужна методика системной проверки формирования показателей формы №2 «Отчет о прибылях и убытках», позволяющая осуществить комплексную их проверку в увязке с финансовыми и денежными потоками организации. На основе обобщения положений нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию учета доходов, расходов, финансовых результатов нами была предложена в пункте 3. 1 методика взаимоувязанной проверки формирования финансового результата торговой организации (приложение 19).

Методика комплексной проверки финансовых результатов ревизируемой торговой организации дает возможность:

· установить информационные связи этих показателей с данными бухгалтерского учета и других форм отчетности;

·   провести проверку адекватности показателей финансовых результатов;

·   сделать анализ формирования каждого элемента финансового результата и дать оценку их объективности;

·   выявить недостатки и узкие места в бухгалтерском учете доходов, расходов, финансовых результатов.

Представленная методика показателей финансовых результатов позволяет провести комплексное изучение их формирования в системе бухгалтерского учета торговой организации, объективно оценить финансовое состояние и степень угрозы ее банкротства. Практическое применение методики позволит повысить качество ревизии, объективность оценки результатов и хозяйствования торговой организации.

Внедрение и использование компьютерных технологий обработки учетной информации существенно влияет на методики ревизии. Так, отсутствие научных разработок и специальной литературы по вопросам методики контроля в условиях автоматизации бухгалтерского учета отрицательно сказывается на эффективности контрольных процедур. В условиях электронной обработки информации необходимо большое значение придать качеству учетных данных. Информация в электронной системе учета должна отражаться своевременно, в полном объеме и с достаточным уровнем детализации. Для этого, на начальном этапе, ревизор производит тестирование вводной информации, которая заключается в проведении теста на полноту отражения в машинных носителях исходной информации по доходам и расходам, и на соответствие компьютерных и документированных данных.

Ревизору необходимо проверить полноту и правильность регистрации исходных данных в компьютерной системе. Полнота вводной информации означает, что все необходимые данные, содержащиеся в первичных документах, включены в систему обработки.

На следующем этапе ревизор проверяет электронную обработку данных, которая должна строится в соответствии с действующими нормативными документами по учету доходов, расходов и финансовых результатов.

На заключительном этапе ревизор проводит тестирование сформированных выходных машинных документов по счетам, формирующим данные о доходах, расходах, финансовых результатах. Так, ошибки в настройке форм учетных регистров могут привести к формированию неправильных результатов даже на основе верных входных данных. Тестирование здесь проводится методом параллельного моделирования, когда на основе одних и тех же данных строится тот же учетный регистр, но вручную.

Одной из причин, которая приводит к искажению информации, является сбой в работе аппаратных средств. В этих условиях особенно важным является то, чтобы в бухгалтерских программах в обязательном порядке была заложена функция архивирования. Организационные вопросы архивирования данных необходимо предусмотреть в учетной политике торговой организации и приказом должны быть закреплены лица, ответственные за архивирование. Если наблюдались сбои, то необходимо провести восстановление данных после сбоя, так как известны случаи, когда работники бухгалтерии заведомо уничтожали сведения об проведенных операциях, маскируя потерю данных как произошедшую в результате сбоя технических средств.

По результатам проверки ревизор должен дать оценку надежности системы электронной обработки данных, определить ее влияние на достоверность учетных и отчетных данных.

Предложенная нами методика ревизии в условиях использования компьютерных технологий обработки учетной информации позволит выявить ревизору недостатки, нарушения в автоматизированном бухгалтерском учете, а также установить и наказать виновных лиц.



Заключение

 

Исследование проблем организации методик бухгалтерского учета и ревизии доходов, расходов и финансовых результатов торговой организации в условиях развития рыночных отношений позволило сделать следующие основные выводы и предложения:

. Изучение литературных источников, нормативно-правовых документов, рекомендаций международных стандартов учета и отчетности позволило критически проанализировать различные точки зрения в отношении понятий «доходы», «расходы» и других финансовых показателей на примере различных стран (Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины). Это позволило дать формулировку данным экономическим понятиям, провести классификацию прибыли и определить задачи бухгалтерского учета и ревизии финансовых результатов. Принятая Инструкция по бухгалтерскому учету «Доходы организации» №181 не обеспечивает пользователей бухгалтерской отчетности информацией, необходимой для принятия эффективных управленческих решений. В ней отсутствует разграничение и раздельный учет доходов от обычной деятельности и доходов от чрезвычайных обстоятельств, нет возможности их идентификации по видам деятельности. Следовательно, она требует корректировки. С этой целью в дипломной работе было предложено использовать опыт Российской Федерации и Украины.

. Проведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности ЧТУП «Мядельский торгсервис» позволило сделать вывод о его неплатежеспособности, убыточности и финансовой зависимости, о чем свидетельствует отсутствие собственных оборотных средств, отрицательное значение показателя рентабельности, высокая доля заемных средств в структуре капитала, низкое значение показателей ликвидности и т.д. Следовательно, необходимо разработать и принять мероприятия по улучшению финансового состояния исследуемой торговой организации.

. Исследование организации учета доходов, расходов по основным видам деятельности торговой организации позволило выявить недостатки в данном аспекте, связанные с отсутствием четкой концепции перехода на МСФО и недоработками в области нормативно-правового регулирования. Так, согласно МСФО, обычную деятельность организации можно рассматривать как любую деятельность, отличную от чрезвычайных обстоятельств. Соответственно под определение доходов и расходов от обычной деятельности в Республике Беларусь попадают доходы и расходы от всех видов деятельности, в том числе операционные и внереализационые за исключением чрезвычайных, что не согласуется с Инструкцией о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности. На наш взгляд, необходимо рассмотреть данную проблему и внести соответствующие дополнения в нормативные акты Республики Беларусь.

. В целях устранения нарушений в учете внереализационных и операционных доходов и расходов была предложена методика учета, позволяющая экономически грамотно, согласно Типового плана счетов и Инструкции по его применению, отражать данные хозяйственные операции. В целях приближения к МСФО было бы целесообразно переименовать счет 90 «Реализация» в «Доходы и расходы от операционной (основной) деятельности», а счет 91 «Операционные доходы и расходы» в «Доходы и расходы от прочей деятельности», т. к. в мировой практике под операционной деятельностью подразумевают основную деятельность организации, т.е. деятельность, связанную с реализацией товаров.

. Для устранения резких колебаний величины расходов и прибыли по отчетным периодам в бухгалтерском учете исследуемой торговой организации целесообразно начислять амортизацию по инвентарю, спецодежде, стоимость которых превышает одну базовую величину, и списывать за счет ранее начисленного резерва.

. Необходимо с большей ответственностью относится к срокам предоставления налоговых деклараций в Министерство по налогам и сборам, установленным законодательством, и к срокам их уплаты в целях избежания экономических санкций со стороны государства. Необходимо пересмотреть аналитический учет по счету 99 «Прибыли и убытки», который в данной торговой организации не обеспечивает должной информацией, необходимой для составления Отчета о прибылях и убытках.

. В целях совершенствования методики учета доходов, расходов, финансовых результатов торговой организации необходимо придерживаться принципа соответствия, являющегося одним из обязательных принципов МСФО. Также ввиду достаточной гибкости, универсальности и хорошо налаженной маркетинговой политики необходимо внедрить в практическое использование программу «1С: Предприятие 7.7», что имеет немаловажное значение. При проектировании бухгалтерской программы для учета доходов, расходов, прибыли учитываются не только элементы и методы бухгалтерского учета, но и удобство, быстрота их программной реализации, чем обладает данная программа.

. Для объективной оценки доходов, расходов и финансовых результатов торговой организации в дипломной работе разработана методика системной проверки, позволяющая более полно и тщательно провести контроль за правильностью их отражения в бухгалтерском учете и увязать доходы и расходы с денежными и финансовыми потоками организации.

. С целью осуществления эффективной хозяйственной деятельности торговой организации, своевременного выявления и предупреждения негативных моментов в ее работе проведен анализ структуры и динамики финансовых результатов. Было предложено проведение анализа рентабельности продаж по отдельным товарным группам, что позволит определить высокорентабельные, низкорентабельные и убыточные товары с целью изменения ассортимента продаж и расширения закупки рентабельных товаров. Это позволит сократить расходы по уценке товаров, увеличить оборачиваемость и в конечном итоге улучшить финансовое состояние торговой организации и др.

Данные выводы и рекомендации дают возможность повысить эффективность принятия управленческих решений торговой организацией при совершении финансово-хозяйственных операций.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: