Инвентаризация материальных ценностей

 

В УФ ЗАО «ВМК» созданы все необходимые предпосылки для действенного контроля за сохранностью материальных ценностей, а именно:

-должным образом оборудованы склады;

-материалы размещены по секциям, а внутри их по отдельным группам таким образом, чтобы была возможность быстрой их приемке, отпуска и проверки наличия.

-в местах хранения каждого вида материала прикреплен ярлык, с указанием данных о находящихся здесь материале;

-места хранения материалов оснащены необходимым весовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой, они периодически проходят переосвидетельствование и клеймение;

-установлен круга лиц, ответственных за приемку и отпуск материальных ценностей за правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранность вверенных им материальных ценностей. Заключены с этими лицами в установленном порядке письменные договора о материальной ответственности;

-определен круг должностных лиц, которым предоставлено право, подписывать документы на получение и отпуск со складов материалов, а также выдавать разрешение на вывоз с предприятия материальных ценностей.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности в УФ ЗАО «ВМК» проводится инвентаризация материалов на 1 декабря, а также в случаях, предусмотренных в Законе о бухгалтерском учете.

Инвентаризация может проводиться по следующим причинам:

1. при смене материально-ответственного лица

2.  при установлении фактов хищения или злоупотребления, а также порчи ценностей

3. в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.

Инвентаризация в УФ ЗАО «ВМК» проводится комиссией, назначаемой приказом директора, в присутствии материально ответственного лица.

УФ ЗАО «ВМК», имеет одиннадцать структурных подразделений и для одновременного проведения инвентаризации во всех пунктах, создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав инвентаризационных комиссий утверждается директором УФ ЗАО «ВМК». Приказ регистрируется в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации предприятия, работники бухгалтерской службы, другие специалисты. Отсутствие хоть одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительным. До начала проверки наличия материалов инвентаризационной комиссии получает последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материалов.

Председатель визирует все приходные и документы, приложенные к отчетам, с указанием на «(дата)», что служит для  бухгалтерии основанием для определения остатков к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально-ответственное лицо дает расписку о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все материалы, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Комиссия в присутствии заведующего складом проверяет фактическое наличие материалов путем обязательного пересчета, перевешивания или перемешивания. При проведении инвентаризации комиссия не вносит в опись данные об остатках ценностей со слов материально-ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

Товарно-материальные ценности, поступившие во время проведения инвентаризации, принимаются материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти материалы заносятся в отдельную опись под наименованием «Материалы, поступившие во время инвентаризации». В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименовании материала, количество, цена, сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии делается отметка «после инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти материалы.

Инвентаризационные описи заполняются ручкой четко, ясно без помарок и подчисток. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штук, килограммах, метрах) эти материалы показаны, все члены комиссии ставят свои подписи.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления оговариваются и подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственным лицом. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственное лицо. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией материалов в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи материалов на ответственное хранении. На материалы находящееся, на ответственном хранении, или полученное для переработки составляются отдельные описи.

 На выявленные отклонения при инвентаризации составляются сличительные ведомости.

В сличительных ведомостях отражаются результаты, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данным инвентаризационных описей.

В результате инвентаризации могут быть выявлены:

-соответствие фактического наличия материалов данным учета;

-излишки материалов, которые подлежат оприходованию и включению в состав дохода предприятия;

-недостача материалов;

-пересортица.

Если при проведении инвентаризации обнаружены недостача или излишки, материальное лицо пишет объяснительную записку. В ней материально ответственное лицо подробно описывает причины, по которым образовались недостачи или излишки.

До 31 декабря каждого года бухгалтера УФ ЗАО «ВМК» должна обработать инвентаризационные описи и составить по каждому субсчету сводную ведомость.

Если при проведении инвентаризации на складах и в структурных подразделения обнаружены недостача или излишки, то делаются и сводные сличительные ведомости.

Сводные инвентаризационные, сличительные ведомости с решением центральной инвентаризационной комиссией отправляются в Головную компанию.

На сумму излишков делаются бухгалтерские записи на счета:

Д 10 «Материалы»

К91.1 «Прочие доходы».

Недостача материалов списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» бухгалтерскими записями:

Д 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К 10 «Материалы».

При этом ценностям, которые числятся в недостаче и на которые установлены нормы естественной убыли, рассчитывается недостача в пределах норм естественной убыли.

Недостача в пределах норм естественной убыли подлежит списанию на затраты производства, а сверх норм – на материально ответственное лицо.

Для учета расчетов с материально ответственными лицами используется счет 73.2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Недостача по вине материально ответственного лица списывается со счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», при этом делаются записи на счетах бухгалтерского учета:

Д 73.2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

К 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

В случаях, когда о взыскании недостачи отказано судом, недостача по вине материально ответственного лица списываются на убытки предприятия бухгалтерскими записями на счетах бухгалтерского учета:

Д 91.2 «Прочие расходы»

К73.2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: