Классификация, оценка и выбор единицы учета материалов

 

Для правильной организации учета материалов важное значение имеют их классификация, оценка и выбор единицы учета.

 В зависимости от роли в процессах производства продукции, выполнении работ и оказании услуг, материалы подразделяться на следующие группы:

-сырье и основные материалы;

-вспомогательные материалы;

-топливо;

-тара и тарные материалы;

-запасные части;

-покупные полуфабрикаты;

-возвратные отходы производства;

-прочие материалы.

Сырье и материалы составляю материальную (вещественную) основу вырабатываемой продукции или являются необходимыми компонентами при ее изготовлении. Сырьем называют продукцию сельского хозяйства, добывающей промышленности (уголь, руды, зерно и т.п.), а материалами - продукцию обрабатывающей промышленности (ткань, сахар, мука и т.п.).

Вспомогательные материалы потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному циклу. Вспомогательные материалы используются для воздействия на сырье и основные материалы с целью придания продукции определенных потребительских свойств, для ухода за орудием труда. Делением  материалов на основные и вспомогательные носит условный характер и нередко зависит лишь от количества материалов, использованного на производстве некоторого вида продукции.

Топливо предназначается для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления зданий. Топливо бывает нескольких видов: нефтепродукты (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин), твердое топливо (уголь, торф, дрова), газообразное топливо.

Запасные части служат для ремонта замены износившихся частей машин, оборудования и транспортных средств. К запасным частям относятся автомобильные шины в запасе и в обороте.

Тара и тарные материалы – предметы, используемые для упаковки, транспортировки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики и коробки), а также материалы и детали, предназначенные для изготовления тары и ее ремонта детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное и др.

Покупные полуфабрикаты – это продукция сторонних организаций, которая потребляется в производственном цикле данной организации, требует затрат по дальнейшей обработке или сборке и входит в материальную основу производимой продукции.

Возвратные отходы производства - это остатки сырья и материалов (опилки, стружка и др.), образовавшиеся в процессе производства продукции и полностью или частично утратившие потребительские свойства исходных сырья и материалов.

Прочие материалы – неисправимый брак, а также материальные ценности, полученные от выбытия основных средств (металлом, утильсырье), которые не могут быть использованы в данном предприятии в составе материалов, топлива или запасных частей.

Материалы внутри каждой из перечисленных классификационных групп подразделяются по видам, сортам, маркам, типоразмерам. Каждому виду, сорту, присваивают кратное числовое обозначение - номенклатурный номер. Номенклатурный номер является единицей аналитического учета материалов. Впоследствии в каждом документе по движению материалов указывается не только их наименование, но и номенклатурный номер.

Номенклатурный номер записывается в специальный реестр, который называется номенклатурой-ценником. При компьютерной форме учета содержание номенклатуры-ценника расширяется: в него вводятся единицы измерения, учетные цены, показатели нормы запаса, номера синтетических счетов и субсчетов и другие постоянные признаки. Номенклатуру-ценник чаще всего кодируют по смешанной порядковой, серийной системе, используя семи- и восьмизначные коды. Первые два знака указывают синтетический счет, третий – субсчет, один или два следующих знака означают группу ценностей, остальные – различные признаки и характеристики.

В соответствии с ПБУ 5/01 материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Формирование фактической себестоимости материалов может осуществляться следующими способами:

-фактическая себестоимость материалов формируется непосредственно на счете 10 «Материалы»;

-фактическая себестоимость материалов формируется с использованием дополнительных счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Выбранный порядок учета материалов должен быть закреплен в учетной политике предприятия.

Отклонения в стоимости материалов рассчитывается по формулам:

%откл = Онм + Ом х 100%

Мнм + Мм

где: %откл – процент отклонений;

  Онм – отклонения фактической стоимости материалов от их стоимости по учетным ценам на начало месяца;

   Ом – отклонения фактической стоимости материалов, приобретенных за месяц, от стоимости по учетным ценам;

   Мнм – стоимость материалов по учетным ценам на начало месяца;

   Мм – стоимость материалов по учетным ценам, поступивших за отчетный месяц.

Ор = Мр х %откл,

100%

где: Ор – сумма отклонений, относящихся к израсходованным за отчетный месяц материалам;

    Мр – стоимость материалов по учетным ценам, израсходованных за отчетный месяц;

%откл – процент отклонений.

Расчет отклонений осуществляется в ведомости в разрезе видов и групп материалов.

Учет материалов в зависимости от учетной политики предприятия можно рассмотреть по таблице 1.

Таблица 1- Учет материалов в зависимости от учетной политики

По фактической себестоимости их приобретения По плановой (нормативной) себестоимости

Учет

На счете 10 «Материалы» формируется фактическая себестоимость приобретенных материалов как сумма всех понесенных расходов с разделением на два элемента: -учетная цена; -отклонения фактической себестоимости от учетных цен. Процесс заготовления материалов отражается счетом 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». По дебету данного счета отражаются фактические затраты, связанные с приобретением материалов, а по кредиту – нормативная (плановая себестоимость) приобретенных материалов.

Поступление материалов

На сумму фактических затрат: Д 10 «Материалы» Д19-3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам» К 60 «расчеты с поставщиками подрядчиками» или К 71 «Расчеты с подотчетными лицами. По фактической себестоимости их приобретения На сумму фактических затрат: Д 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» Д19-3 «НДС по приобретенным материально- производственным запасам» К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или По плановой (нормативной) себестоимости
  К 71 «Расчеты с подотчетными лицами» На сумму плановой себестоимости: Д 10 «материалы» К 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Отклонения

Это суммы, уплаченные сверх договорной цены (наценки, транспортные расходы). Он отражаются на отдельном аналитическом счете и подлежат распределению между остатками материалов на складах и материалами в производстве. Это разность между учетными ценами и фактической себестоимостью. Она отражается на счете 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» и подлежат списанию на счета затрат пропорционально стоимости израсходованных материалов по учетным ценам.

Отпуск в производство

Д 20 «Основное производство» Д 23 «Вспомогательные производства» Д 26 «Общехозяйственные расходы» К 10 «Материалы». Д 20»Основное производство» Д23 «Вспомогательное производство» Д 26 «Общехозяйственные расходы» К 10 «Материалы»- по учетной цене К 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» - на сумму отклонений.

 

     Для материалов, приобретенных за плату фактической себестоимостью признается сумма фактических затрат на их приобретение за исключением налога на добавленную стоимость и возмещаемых налогов, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Фактическая себестоимость материалов приобретенных за плату включает:

-стоимость материалов по договорным ценам;

-транспортно-заготовительные расходы;

     -расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях.

Транспортно - заготовительные расходы - это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию. В состав транспортно-заготовительных расходов входят:

-расходы по погрузке материалов транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате сверх цены этих материалов согласно договора;

-плата за хранения материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях;

-расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов.

Фактическая себестоимость материалов при их изготовлении силами организации определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных материалов.

Исчисление фактической себестоимости приобретения по каждому виду материалов значительных затрат труда времени, но оно  возможно тогда, когда в бухгалтерию поступят все первичные документы, подтверждающие совершенные затраты. Однако движение материалов происходит постоянно, и операции прихода и расхода материалов должны отражаться в учете своевременно, то есть по мере их совершения. Поэтому в текущем учете при оценке материалов возникает необходимость пользоваться фиксированными ценами, которые называются учетными ценами. В течение отчетного месяца движение материалов учитывается по учетным ценам, а по итогам месяца учетная оценка материалов корректируется до фактической себестоимости приобретения.

В качестве учетных цен могут использоваться:

-договорные (контрактные) цены;

-плановая себестоимость приобретения, включающая в себя плановую величину транспортно-заготовительных расходов;

-средние покупные цены и др.

Если в текущем учете материалы оцениваются по учетным ценам, то по окончании месяца исчисляется отклонения фактической себестоимости приобретения материалов от их стоимости по учетным ценам. Данные отклонения рассчитываются как разница между фактическими затратами на приобретение поступивших материалов и их стоимостью по учетным ценам. Очень часто в качестве отклонений от учетных цен отражают заготовительные расходы.

Отклонения фактической стоимости материалов от учетных цен отражаются на регулирующем дополнительном активно-пассивном счете 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», на дебете учитываются сумма отклонений, на кредите – списание суммы отклонений в затраты производства.

Ежемесячно, ежеквартально отклонения списываются на те же счета, куда отнесены материалы в течение отчетного периода пропорционально стоимости израсходованных материалов по учетным ценам. Для этого находят средний процент отклонений: отношение суммы отклонений по поступившим в отчетном периоде и числящимся в остатке материалам и их стоимости по учетным ценам.

Если отклонения себестоимости представляют собой положительную величину, то фактическая себестоимость приобретения материалов выше их стоимости по учетным ценам, то есть имеет место перерасход. Если отклонения себестоимости представляют собой отрицательную величину, то фактическая себестоимость приобретения материалов ниже их стоимости по учетным ценам, то есть имеет место экономия.

Корректировка учетной цены оприходования материалов до фактической себестоимости приобретения производиться в конце отчетного месяца следующим образом:

-положительные отклонения (перерасход) доначисляется к учетной цене материалов дополнительной бухгалтерской проводкой;

-в случае отрицательных отклонений (экономии) учетные цены материалов уменьшаются способом красное стороно;

-в случае реализации материалов отклонения списываются на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Материалы списываются в производство одним из четырех методов:

-по средней себестоимости;

-ФИФО;

-ЛИФО;

-по себестоимости каждой единицы.

Порядок списания материалов закрепляется в учетной политике предприятия. По каждому виду материалов могут применяться различные методы списания.

Определение фактической себестоимости материалов, отпущенных в производство:

-метод оценки по средней себестоимости (цене) приобретения:

средняя себестоимость исчисляется по формуле:

С = ∑ Сi х Кiнм + ∑Сj хКjм  ,

   ∑Кiнм + ∑Кjм

С- средняя себестоимость

Сi – цена материалов i-ой поставки

Кiнм –количество материалов i-ой поставки на начало месяца

Сj – цена материалов j–ой поставки

Кjм – количество j–ой поставки за месяц;

- метод ФИФО:

при списании стоимости материалов на производство, материалы списываются в той же последовательности, в какой они поступили на склад предприятия с учетом стоимости ценностей, числящихся на начало месяца. При применении этого метода оценки материалов, находящихся на складе на конец отчетного периода, производиться по фактической себестоимости последних по времени закупок, а в себестоимость продукции учитывается стоимость ранних по времени закупок;

-метод ЛИФО:

сущность метода заключается в том, что первыми списываются на производство продукции материалы, которые поступили на склад предприятия последними. При примени этого метода оценки материальных ресурсов, находящихся на складе на конец отчетного периода, производиться по фактической себестоимости ранних по времени закупок, а в себестоимости продукции учитывается стоимость поздних по времени закупок;

-Метод оценки по себестоимости каждой единицы:

сущность данного метода в том, что списываются на производство продукции материалы в той оценке, в которой они поступили на склад предприятия, то есть по себестоимости каждой единицы таких материалов.

 

 

1.2  Задачи учета материалов и основные требования, предъявленные к нему.

Учет материалов на складах, в производстве и в бухгалтерии организовывается и ведется под руководством главного бухгалтера предприятия.

Организация учета материалов основывается на базе основных принципов оперативно-бухгалтерского метода учета с применением современных средств механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ.

Основные принципы этого метода учета следующие:

-подлинная оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета на складах, который ведет материально ответственными лицами в складских карточках;

-систематический контроль работников бухгалтерии непосредственно в местах хранения за правильностью и своевременностью документирования складских операций по движению материалов, а также ведение складского учета. Предоставление бухгалтерам права проверять соответствие фактических остатков материалов в натуре данным текущего складского учета;

-осуществление бухгалтерией учета материалов в денежном выражении по учетным ценам в разрезе синтетических счетов, субсчетов, мест хранения, а при обработке документов на компьютере – также в разрезе номенклатурных номеров;

-систематическое подтверждение органической связи между оперативным складским и бухгалтерским учетом сверкой показателей количественного и суммового учета путем сопоставления остатков материалов по данным складского учета, оцененных по принятым учетным ценам с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.

Основными задачами учета материалов на предприятии являются:

-формирование фактической себестоимости материалов;

-правильное и своевременное документальное отражение операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению отпуску материалов;

-контроль за сохранностью материалов в местах хранения и на всех этапах их движения;

-контроль за соблюдением установленных норм запасов;

-систематический контроль за использованием материалов в производстве на базе технически обоснованных норм их расходования;

-проведение анализа эффективности использования материалов.

-своевременное выявление ненужных и излишних материалов для их реализации в соответствии с существующим порядком и мероприятиями, разрабатываемыми на предприятии. 

Основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету материалов:

-сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия материалов;

-учет количества и оценка материалов;

-оперативность учета материалов;

-достоверность;

-соответствие синтетического учета данными аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);

-соответствие данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета.

Все операции по движению материалов должны оформляться первичными учетными документами.

Первичные учетные документы должны включать в себя обязательные реквизиты:

-наименование документа;

-дату составления документа;

-наименование организации, от имени которой составлен документ;

-содержание хозяйственной операции;

-измеритель хозяйственной операции в натуральном и денежном выражениях;

-наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

-личные подписи указанных лиц и их расшифровки.

Первичные документы должны надлежащим образом оформлены, с заполнением всех необходимых реквизитов, и иметь соответствующие подписи.

 

ГЛАВА 2. Организация учета материалов на примере УФ ЗАО «ВМК»

          2.1 Документальное оформление движения материалов.

 

В УФ ЗАО «ВМК» первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов составляют основу организации материального учета. Непосредственно по первичным документам осуществляется, предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов. Поэтому первичные документы по движению материалов должны быть тщательно оформлены, обязательно содержали подписи лиц, совершивших операции, коды соответствующих объектов учета.

Контроль в УФ ЗАО «ВМК» за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений.

Документально оформление в организации операций, связанных с движением материалов, производиться с использованием следующих типовых форм первичной учетной документации:

-доверенность (ф. № М-2);

-счет – фактуры;

-приходный ордер (ф. №М-4);

- акт о приемке материалов (ф.№М-7);

-лимитно – заборная карта (ф.№М-8);

-требование накладная (ф.№М-11);

-накладная на отпуск материалов на сторону (ф. №М-15).

Организация учета движения материалов в УФ ЗАО «ВМК» можно рассмотреть по  рисунку №1.

 

 

В связи с тем, что материалы полностью потребляются в одном производственном цикле, они должны постоянно восполняться.

Сырье и материалы в УФ ЗАО «ВМК» поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств собственного производства, от вспомогательного производства.

 Приобретение материальных ценностей в организации представляет собой многоступенчатый процесс. Сначала определяют потребность в материалах, и формируется заказ. Далее производиться выбор поставщика, проводятся переговоры о количестве и качестве материалов, о цене, о сроках поставки, условиях платежа, форме расчетов и пр. По достижению взаимного согласия принятые условия оформляются заключением  договора поставки или договора купли-продажи материалов.

Примером является  приложение А договор поставки от 25 июня 2005г., в котором ООО «Симбирский текстильный концерн» обязуется поставлять для УФ ЗАО «ВМК» ткани по предварительной заявке. В договоре указано, что продукция должна  быть по своему качеству сертифицирована, цена на материалы выставляется согласно прейскуранту, поставка производиться путем самовывоза. В числе прочих условий оговорены условия оплаты, они по договору должны производиться безналичным расчетом. Договор вступил в силу с 20 июня 2005г и действует по 31 декабря 2006г. Согласие с условиями договора  скреплены печатями и подписями директора УФ ЗАО «ВМК» и директором ООО «Симбирский текстильный комбинат». К договору приложен также прейскурант цен на поставляемые материалы.

 Контроль за выполнением плана материально-технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления и оприходования материалов в УФ ЗАО «ВМК» осуществляет начальник производства или мастер производства.

 Поставщик во исполнение договора готовит к передаче ценности, производит расчет причитающейся к оплате суммы, составляет расчетные документы и выставляет счет на оплату. Бухгалтерия УФ ЗАО «ВМК» проверяет предъявленный счет на правильность заполнения, на соответствие расчетных данных условиям договора и выражает свое согласие на оплату.

Пример: 02 марта 2006 г. ОАО «Кварц» выставил УФ ЗАО «ВМК» счет №85 на оплату (приложение Б), за песок кварцевый в количестве 8 тонн на сумму 4840 рублей. Также по счету УФ ЗАО «ВМК» должно оплатить ОАО «Кварцу» за взвешивание 200 рублей и НДС в размере 18%, что составило в суммарном выражении 907рублей 20коп. В счете указаны банковские реквизиты ОАО «Кварц», по которым УФ ЗАО «ВМК» должен перечислить общую сумму счета в размере 5947 рублей 20 копеек. Счет подписан главным бухгалтером ОАО «Кварц» и скреплен печатью.

Оплата по проверенным счетам оформляется платежными банковскими документами: платежным  поручением, платежным требованием.

 По данному примеру оплата ОАО «Кварц» была произведена платежным поручением № 193 от 07.03.2006г. (приложение В).

  Приемка материальных ценностей на складе поставщика производиться начальником производства или  мастером производства, на основании функциональных обязанностей. Он является материально ответственным лицом и имеет доверенность на получение ценностей, выписанную на его имя.

 Доверенность (ф. №М-2) выдается в бухгалтерии в одном экземпляре под расписку получателя и является основанием для передачи материально ответственному лицу товарно-транспортных (товарных) документов, счетов-фактур и для передачи самих ценностей.

Приложением Г является доверенность №15, выданная 10 марта 2006г. Петрову Ивану Васильевичу, на получение песка кварцевого от ОАО «Кварц». В доверенности указаны: полное наименование компании, реквизиты расчетного счета и местонахождение банка, паспортные данные Петрова Ивана Васильевича, наименование, дата и номер документа, на основании которого должны быть переданы ценности. В перечне товарно-материальных ценностей, подлежащих к получению указано, что доверенность выдана на получение песка кварцевого в количестве 8 тонн. Доверенность подписана директором и главным бухгалтером УФ ЗАО «ВМК», с приложением печати.

В обязательным порядке в доверенности указывается дата ее выдачи дата, по которую данная доверенность действительна. Бланк доверенности имеет корешок, на которой указываются ее основные реквизиты, и по которому в бухгалтерии УФ ЗАО «ВМК» осуществляет учет выданных доверенностей.

Материально ответственное лицо, получив на руки выписанные, на его имя накладные, счета-фактуры и предъявив их владельцу ценностей, имеет право принять и сами ценности. При получении накладных материально ответственное лицо в первую очередь проверяет данные накладной на соответствие условиям договора. Далее он осуществляет приемку ценностей, проверяя соответствие фактического наличия ценностей данным накладной. По завершении приемки накладные подписываются получателем и лицом, передающие ценности, после чего накладные приобретают силу документов, подтверждающих приемку ценностей покупателем.

 В случае приобретения материалов подотчетными лицами, документами, подтверждающими приобретение, могут быть товарный счет (чек), акт (справка), торгово-закупочный акт.

 Приложением Д является торгово-закупочный акт от 01 февраля 2005г, на приобретение УФ ЗАО «ВМК» у частного лица Анненковой Натальи Николаевны песка кварцевого в количестве 100 кг. на сумму 62 рубля. В акте указаны паспортные данные продавца, место проживание, а также расписка на получение денежных средств. 

Материалы каменного производства (стелы, тумбы, цветники) УФ ЗАО «ВМК» приобретает у поставщиков с других регионов. Доставку производит поставщик автомобильным транспортом. Поставщик доставляет груз на основании выписанной товарно-транспортной накладной, которая состоит из разделов: товарного и транспортного.

 Товарный раздел товарно-транспортной накладной заполняется поставщиком товара и содержит сведения о поставщике и плательщике (наименование, адреса, банковские реквизиты); сведения о товаре и таре. Здесь же проставляются суммы налога на добавленную стоимость подписи ответственных лиц.

Транспортный раздел товарно-транспортной накладной содержит информацию о доставке товара: дату; номер автомобиля и путевого листа; наименования и адреса заказчика товара (плательщика), грузоотправителя и грузополучателя; пункт погрузки и разгрузки (при необходимости); сведения о грузе. Указываются также сопровождающие груз документы, вид упаковки, количество мест.

 Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах, из которых один предназначен для покупателя как основание для приходования материалов (эквивалент приходного ордера); два экземпляра – для поставщика, один автотранспортной организации. Заверенная получателями водителем-экспедитором накладная является документом, подтверждающим приемку ценностей получателем.

Примером выписанной товарно-транспортной накладной является приложение Ж. По этой товарно-транспортной накладной  поставщик ИП Асманов Г.С 8 апреля 2006г. произвел поставку детали памятников из гранита в количестве 50 комплектов, на сумму сто двадцать тысяч рублей. Доставку груза производил автотранспортное предприятие ООО «АТП ЮГ Руси» на автомашине МАЗ 642290 № А 153ОХ. Погрузка груза производилась в городе Ростов на Дону, разгрузка по местонахождения склада каменного производилась УФ ЗАО «ВМК». Груз сдал водитель-экспедитор Мищенко Н.Г., принял кладовщик УФ ЗАО «ВМК».

 Полуфабрикаты ритуального производства, такие как искусственные цвет, в УФ ЗАО «ВМК» поступают по централизованным поставкам с Головной Компании. Доставка таких материалов производиться железнодорожным транспортом, на основании  железнодорожной накладной, либо накладной на перевозку груза в универсальном контейнере.

Пример приложением К - оригинал транспортной железнодорожной накладной №ЭС 910440 на перевозку груза в универсальном контейнере № 320809664, по которой на станцию Ульяновск-1 Куйбышевской железной дороги для УФ ЗАО «ВМК» 12 января 2006г. были доставлены искусственные цветы и синтетические ткани. Грузоотправителем является поставщик полуфабрикатов ООО «Ветеран ВС». Груз был отправлен со станции Одинцово-2 Московской железной дороги. Провозная плата составила 1699руб.68к.

Если при приемке ценностей выявлены расхождения между данными накладной и фактическим количеством,  качеством, ассортиментом поступивших ценностей, то созданная для приемки ценностей комиссия оформляет акт о приемке материалов (ф. №М-7) в двух экземплярах. Акт о приемке материалов составляется только на те ценности, по которым установлены расхождения. Акт о приемке материалов составляется также в случае неотфактурованных поставок.

В акте о приемке материалов указывается: наличие ценностей согласно сопроводителям транспортным документам,

дата и время прибытия на станции назначения, дата и время выдачи груза органом транспорта либо доставки на склад получателя, условия хранения продукции на станции получателя, состояние тары и упаковки в момент осмотра ценностей, фактическое наличие ценностей, брак и бой, недостачи, излишки и другие данные.

 Акт о приемке материалов подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем предприятия. Лицо, не согласное с содержанием акта, подписывает его с данной оговоркой и излагает свое мнение. После приемки ценностей один экземпляр акта с приложением товарно-транспортных документов поставщика передается в бухгалтерию как основание для оприходования материальных ценностей. Второй экземпляр с претензионным письмом направляется поставщику. Акт является документом, на основании которого предъявляются претензия поставщику.

Пример приложение Л - акт о приемке материалов. Этот акт был составлен на принятие от поставщика, ИП Исакадиса А.В., элементов памятников из мрамора. Груз был доставлен на основании счета-фактуры №1от 03 марта 2006г. При принятии груза оказалось, что в УФ ЗАО «ВМК» по счету-фактуры недопоставлено: стел1300х600х100 в количестве 2 штук на сумму 3180 рублей, цветников 1200х100х80 в количестве 80 штук на сумму 16800 рублей, цветников 600х100х80 в количестве 40 штук на сумму 6800 рублей. Излишки стел 1200х600х100 в количестве 2 штук на сумму 3060 рублей. Акт подписан комиссией.

Принятые от поставщика материалы передаются на склад и приходуются кладовщиком. Первичным документом, оформляющим операцию оприходования материалов на складе, является приходный ордер (ф.№М-4). Приходный ордер     вписывается материально-ответственным лицом на фактически принятое количество ценностей в день поступления ценностей на склад на основании документов, подтверждающих приемку ценностей от поставщика. Приходный ордер подписывается материально-ответственным лицом, передающим ценности на склад, и кладовщиком, принявшим ценности на складе.

Приходный ордер (ф. №М-4) используется при поступлении материалов на склад от поставщиков, от подотчетных лиц, из переработки.

Пример приложение М – приходный ордер № 208 от 06 февраля 2006года, выписанный кладовщиков склада-ритуал, на основании счета-фактуры №28 и накладной 128 от 06 февраля 2006года. По этому приходному ордеру видно, что кладовщик оприходовал на склад- ритуал 49 заготовки на сумму 24660 рублей.

Если по поступившим от поставщиков ценностям данные накладной соответствуют фактическому и количеству и качеству ценностей, то приходный ордер по данной форме может не выписываться. В целях сокращения количества документов на накладной ставиться штамп, на котором указывается реквизиты приходного ордера, после чего накладная является эквивалентом приходного ордера.

Актированные ценности - приходуются на склад в УФ ЗАО «ВМК» на основании акта о приемке материалов, приходный ордер не выписывается. По материалам, принятым на ответственное хранение, в день их поступления производятся записи в специальную книгу. Данные материалы хранятся на складе обособлено.

Операции, связанные с движением товарно-материальных ценностей со склада в структурные подразделения организации, в производство оформляются лимитно-заборными картами (ф. № М-8), требованиями-накладными (ф. № М-11) и другими документами.

Лимитно-заборные карты (Ф. №М-8) В УФ ЗАО «ВМК» предназначены для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды. Лимитно-заборные карты являются оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада. Лимитно-заборные карты на складе-ритуал выписывает мастер произодства на одно или несколько наименований взаимосвязанных материалов в двух экземплярах, на основании справок комплектаций. Справки комплектации составлены на каждое изделие, утверждены директором и Головной компанией. Для продукции каменного производства учет ведется позаказным методом. Лимитно-заборные карты выписываются отделом установки на основании заказов. Один экземпляр лимитно-заборной карты до начала месяца передается потребителю материалов – цеху (участку), второй экземпляр – складу.

Отпуск материалов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем цеха своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита по каждому номенклатурному номеру материалов. В лимитно-заборной карте цеха расписывается кладовщик, а лимитно-заборной карте склада-представитель цеха. При использовании лимита по окончании месяца лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерию организации. Лимитно заборная-карта также используются для учета возврата неиспользованных материалов из производства. Составления каких-либо дополнительных документов для этого не требуется.

Пример приложение Н - лимитно-заборная карта №200003 от 30.01.06, по которой кладовщик отпустил в цех граверов стелы1200х4560х80 в количестве 13 штук для гравировки.

Движение материалов внутри УФ ЗАО «ВМК» оформляется требованием-накладной (ф. №М-11). Требованием- накладной могут быть оформлены следующие операции:

-получение материальных ценностей со склада;

-сдача из производства на склад остатков неизрасходованных материалов, если они ранее были получены по требованию;

-сдача на склад отходов и брака;

-перемещение ценностей со склада на склад или из цеха в цех;

-передача материальных ценностей одним материально-ответственным лицом другому внутри одного структурного подразделения.

 Требование-накладная составляется в двух экземплярах материально-ответственным лицом подразделения, сдавшего ценности. Один экземпляр предназначен для сдающего подразделения (материально-ответственного лица) и является основанием для списания ценностей, второй экземпляр предназначен для принимающего подразделения (материально-ответственного лица) и является основанием для оприходования ценностей. Требования-накладные сдаются в бухгалтерию вместе с реестром приходных и расходных документов, один раз в неделю.

Пример приложение П - требование-накладная № 200004от 16.01.06., по которой склад каменного производства отпустил ППД на Нижней террасе стелы, тумбы.

Отпуска материалов сторонним организациям или обособленным хозяйствам оформляются накладной на отпуск материалов на сторону (ф. №М-15). Данный документ выписывается в двух экземплярах на основании нарядов, договоров (контрактов, приказов, распоряжений) руководителей и других документов. В накладной на отпуск материалов на сторону:

-содержится перечень разрешенных к отпуску ценностей с указанием количества, цены и общей суммы;

-указывается структурное подразделение (склад), которое должно произвести отпуск;

-указывается организация-получатель ценностей;

-содержится разрешительная подпись уполномоченных лиц.

 В зависимости от принятого графика документооборота, накладная на отпуск материалов выписывается следующим образом:

-бухгалтерия на основании представленных документов выписывает накладную на отпуск материалов на сторону, в данном документе поставляется надпись уполномоченного лица, после чего накладная передается на склад;

бухгалтерия оформляет, приказ на отпуск материальных ценностей, передает его на склад, где на основании приказа выписывается уполномоченным лицом накладная на отпуск.

 Отпуск ценностей уполномоченному представителю получателя, указанного в накладной, производиться при предъявлении представителем доверенности на получение ценностей. Фактический отпуск материалов по накладной подтверждается подписью работника склада и подписью представителя получателя, после чего накладная считается погашенной. Первый экземпляр погашенной накладной остается на складе и является для списания материалов с учета. Второй экземпляр передается представителю организации-получателя. Одна накладная может, оформлена сразу на несколько наименований материальных ценностей. Подразделение снабжения также выдает получателю материальных ценностей пропуск на вывоз или вынос с территории организации. При фактическом вывозе данный пропуск забирается работником службы охраны.

Отпуск материалов на установку памятников в УФ ЗАО «ВМК» оформляется приказом (приложение Р). Приказ выписывается на основании договора с заказчиком в двух экземплярах. В приказе указывается № договора, фамилия заказчика, через какую бригаду производиться установка памятника наименование и количество материалов которые кладовщик должен отпустить бригаде.

 

 

2.3 Учет материалов  на складе и в бухгалтерии

Для хранения материалов в УФ ЗАО «ВМК» созданы два склада: склад материалов ритуального производства и склад материалов каменного производства.

Учет материалов на складах осуществляют кладовщики, с которыми заключается типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

Пример приложение С – договор о полной индивидуальной материальной ответственности с Петуховой Ниной Павловной. По этому договору работник занимающий должность кладовщика принимает на себя полную материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему предприятием материальных ценностей обязуется: бережно относиться к переданным для хранения материальным ценностям, принимать меры к предотвращению ущерба, своевременно сообщать о всех обстоятельствах угрожающих обеспечению сохранности вверенных материальных ценностей, вести учет, составлять и предоставлять в установленном порядке отчеты о движении и остатках вверенных ему материальных ценностей, участвовать в инвентаризации. Администрация по этому договору обязуется: создавать работнику условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности, вверенных ему материальных ценностей, знакомить работника с действующим законодательством о материальной ответственности за ущерб причиненный предприятию, а также с действующими инструкциями, нормативами и правилами хранения, приемки, перевозке, проводить в установленном порядке инвентаризацию.

Склады в УФ ЗАО «ВМК» обеспечены весами, другими необходимыми приборами, мерной тарой и противопожарным оборудованием. Измерительные приборы периодически проверяются.

Для материалов открытого хранения, (например, кварцевого песка, гравия) оборудовано специально приспособленные площадки.

На складах материальные запасы размещаются по секциям, на стеллажах, полках, ящиках, мешках, в штабелях.

Материалы размещены так чтобы к ним был возможен быстрый доступ для отпуска в производство, на сторону, для проверки их наличие, а также обеспечено их надлежащее хранение.

На местах хранения материалов прикреплены ярлыки, а на ячейках, ящиках сделаны надписи с указанием наименования материала, его отличительных признаков (марки, артикула, размера, сорта и т.п.), номенклатурного номера, единицы измерения.

Прием, хранение материалов возложено на кладовщиков, которые несут ответственность за правильный прием, отпуск, учет и сохранность вверенных им материалов, а также правильное и своевременное оформление операций по приему и отпуску.

Учет материалов на складах УФ ЗАО «ВМК» осуществляется в карточках складского учета (ф. № М-17). Карточки учета материалов открываются в бухгалтерии на каждый номенклатурный номер. Бухгалтер заполняет  реквизиты, предусмотренные в карточках: номер склада, наименование материалов, марку, сорт, профиль, размер, единицу измерения, номенклатурный номер. Учет в карточках ведется только в натуральном измерении.

Открытые карточки материалов передаются на склад для текущего заполнения. Кладовщик на основании оформленных в установленном порядке и исполненных первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных, счетов-фактур и т.п.) делает запись в карточках складского учета с указанием даты совершения операции, наименования и номера документа и краткого содержания операции. В карточках каждая операция, отраженная в том или ином первичном документе записывается отдельно.

Записи делаются в день совершения операций и ежедневно выводиться остатки.

УФ ЗАО «ВМК» по графику документооборота установлено, что разноска из лимитно-заборных карт в карточки складского учета данных об отпуске материалов может производиться по мере закрытия, но не реже одного раза в неделю.

Пример приложение Т- карточка складского учета № 330. На этой карточке велся в 2005г. учет тумбы гранитной 500х200х160. Она была открыта на основании приходного ордера № 68.Кладовщик производил записи по этой карточки на основании приходных и расходных документов. В конце каждого месяца кладовщик выверял остатки с данными бухгалтерского учета, об этом свидетельствуют подписи бухгалтера.

Для тех видов материалов, у которых большой оборот по приходу и расходу учет ведется в книгах складского учета. В этих книгах на каждый номенклатурный номер открывается лицевой счет. Лицевые счета номеруются в том же порядке, что и карточки.

Для каждого лицевого счета выделяется необходимое количество листов. В каждом лицевом счете предусматриваются и заполняются реквизиты, указанные в карточках складского учета.

В начале книги размещается оглавление лицевых счетов с указанием номеров лицевых счетов, наименований материалов и количество листов в книге.

Книги складского учета пронумерованы и прошнурованы. Количество листов в книге заверено подписью главного бухгалтера и печатью.

По истечении календарного года на карточках складского учета выводиться остатки на 1 января следующего года, которые переносятся во вновь открытые карточки на следующий год, а карточки истекшего года закрываются. В их делаются отметки: «остаток перенесен в карточку 200_ года № …», каточки подшиваются и сдаются в архив организации.

Раз в неделю кладовщики сдают в бухгалтерию отработанные документы по приходу и расходу материалов. Сдача документов происходит по реестру.

Пример приложение У - реестр приходных и расходных документов склада- ритуал с 01.03.06 по 04.03.06. По этому реестру кладовщик сдал пять приходных и восемь расходных документов.

 Реестр приходных и расходных документов составляется в двух экземпляров. В реестре указывается номер, наименование документа, количество приходных и расходных документов. После проверки реестра на наличие документов бухгалтер, ведущий учет материалов расписывается в получении.

Первый экземпляр реестра вместе с документами бухгалтер оставляет у себя для дальнейшей обработки, а второй экземпляр передает кладовщику.

Принятые документы бухгалтер проверяет с точки зрения правильности их оформления и законченности совершенных операций.

По недооформленным документам принимаются меры к их дооформлению либо такие документы возвращаются для надлежащего оформления.

После обработке первичных документов по учету материалов бухгалтер и кладовщик производит сверку остатков. Для этого распечатываются оборотно-сальдовые ведомости по субсчетам и синтетическим счетам бухгалтерского учета материалов. В оборотно-сальдовых ведомостях указаны следующие данные:

-наименование материала;

- остаток на начало месяца - количество и сумма;

-приход за месяц – количество и сумма;

-расход за месяц – количество и сумма;

-остаток на конец месяца – количество и сумма.

Бухгалтер проверяет и сверяет записи в карточках складского учета с данными оборотно – сальдовых ведомостей и подтверждает правильность выведения остатков своей подписью. Кладовщик ставит свою подпись в оборотно – сальдовой ведомости против каждого наименования материла, в подтверждении согласия с остатком. Выверенные оборотно-сальдовые ведомости сформировываются в материальные отчеты по складам. Отчеты подписываются главным бухгалтером, заместителем директора по производству и утверждается директором.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: