Роль внешней привлекательности и моды в межличностных отношениях

Дано мне тело – что мне делать с ним,

Таким единым и таким моим?

О. Мандельштам

Каждому человеку совершенно необходимо уметь нравиться, но искусством этим овладеть нелегко. Человеческая красота, привлекательность имеет две стороны. Первая охватывает то, что мы называем внешней привлекательностью, вторая – то, что обозначается как внутренняя духовная привлекательность мужчины и женщины. Какая группа индивидуальных качеств имеет решающее значение? Многие христианские писатели склонны отдавать предпочтение духовной красоте. Однако внешняя красота – это, в первую очередь, индикатор души, и пренебрегать ей не стоит. Внутренний мир постоянно вырывается наружу в улыбке, в выражении глаз, в жестах, в выборе слов. Человек устроен так, что, в первую очередь, смотрит на внешние данные другого человека, тогда как внутренний мир для него до некоторого времени закрыт. Возможно, что какая-нибудь женщина полюбит мужчину, даже если он практически не выказывает признаков трудолюбия. В некоторых случаях мужчина любит женщину внешне привлекательную, но не блещущую никакими социально ценными достоинствами. В таких странных вариантах, которых в жизни немало, «внутренние», моральные факторы противодействуют чувствам и подтачивают отношения, но все же чаще они второстепенны.

Напротив, «внешняя привлекательность» человека может оказаться решающей в ситуациях любовного выбора. Ее нелегко компенсировать и самым богатым набором духовных (моральных) и прочих достоинств. Именно о такой противоречивости отношений пишет в своих «Опытах» Монтень: «Впрочем, я отнюдь не пренебрегал духовными качествами, однако же при том условии, по совести говоря, если бы оказалось, что надо обязательно… выбирать между духовной и телесной красотой, я предпочел бы скорее пренебречь красотой духовной: она нужна для других, лучших вещей; но если дело идет о любви, той самой любви, которая теснее всего связана со зрением и осязанием, то можно достигнуть кое-чего и без духовных прелестей, но ничего без телесных».

Роль «внешней привлекательности» человека достаточно велика. Вообще без «внешней привлекательности» (а красота – это результат внутренней целостности) любовь невозможна. Французский король Людовик впоследствии канонизированный Церковью, как-то сказал своим подданным: «О жены, одевайтесь красивее, чтобы вашим мужьям было легче вас любить». Непривычно слышать такое из уст христианина, но в этом и есть смысл красоты – как преддверия любви.

1. Косметика. Рассмотрим некоторые «технологические аспекты» красоты мужчины и особенно женщины, существенно способствующие их взаимной привлекательности. Значение косметики было велико уже в Древнем Египте. Тогда косметика была искусством украшения человеческого тела, прежде всего кожи, лица, пальцев, ногтей и т.д. В Древней Греции, а затем и в Древнем Риме это искусство получает дальнейшее развитие.

Еще за 5000 лет до Р.Х. египтяне делали педикюр, пользовались краской для волос, тенями для глаз и т.д. Римляне широко применяли баню, создавали кремы для поддержания свежести кожи. В XIX веке вновь наступает расцвет косметики, уже на научной основе. Возрастает ее роль как раздела гигиены, служащего целям поддержания красоты и здоровья человека. «Косметика, – пишет Ф. Гуске, – это искусство сохранить человеческое тело здоровым и красивым, проявляя индивидуальную заботу о нем». Ему вторит Честерфилд: «Ты с головы до ног должен иметь чистый и опрятный вид. Грязные руки и безобразные, обкусанные ногти – первый признак человека необразованного, неотесанного и грубого».

С одной стороны, косметика является искусством, с другой – это наука о гигиене, профилактике, терапии и декорировании (эстетизации) кожи, губ, волос и т.п. Косметика по существу имеет три аспекта: гигиена, лечение, декорирование. Украшая человека, косметика вместе с тем заботится о его здоровье и лечении. Заботясь о его гигиене и лечении, она украшает его. Вот почему косметика всегда должна находиться одновременно в руках медицины и эстетики, науки и искусства (в широком смысле слова). Изучение и оценка многовекового искусства косметики – сложная задача. В ней следует выявлять как рациональное начало, так и опасные прихоти кокетства и суетности, сопутствующих человеческому бытию.

Когда косметологи осторожно устраняют те или иные дефекты лица, сохраняя в то же время тип человека, характерные признаки его внешности, это полезное дело. Но стремление (особенно определенной категории женщин) любой ценой стать красивыми, вопреки всем рекомендациям косметологов, абсолютно неоправданно. В основе такого популярного сегодня стремления лежит болезненный синдром недовольства своей внешностью (дисморфофобия). Психологи выделяют четыре основных признака данного синдрома:

1) активное недовольство своей внешностью;

2) обвинение своей внешности во всех неприятностях;

3) перенос своих психологических проблем (например, неумение общаться и т.п.) в телесную сферу;

4) убеждение, что стоит только изменить к «лучшему» свою внешность, как тут же к лучшему изменится жизнь.

Недовольство своей внешностью может перерасти в серьезную медицинскую и психологическую проблему, от которой и хирургическое вмешательство не в силах избавить. Женщина, путем пластической операции превратившая свой длинный с горбинкой нос в маленький курносый носик, изменяет свой внешний тип. Это приводит к недоразумению психологического характера, вносит элемент дисгармонии и искусственности в жизнь человека. Нельзя безнаказанно обманывать природу, рано или поздно эта легкомысленная игра в прятки может привести к результатам, противоположным желаемому. Косметическое вмешательство оправдано и рационально, если оно не затушевывает и не фальсифицирует индивидуальные черты лица, атрибуты тела, а ярче, пластичнее подчеркивает тип человека.

Косметика – это обоюдоострый нож. Ее полезность вряд ли можно отрицать, когда речь идет о коррекции определенных «дефектов» природы, об известном приукрашивании тела. Однако косметика становится обманом, врагом счастья и любви, когда она фальсифицирует истинную человеческую внешность, вырабатывает изящные маски для ее прикрытия, для демонстрации мнимых достоинств.

Чрезмерное употребление косметики и излишняя разряженность придают женщине сходство с живой куклой. Все в ее красоте выглядит искусственным, созданным в лаборатории косметики. Разумное применение косметических средств не скрывает типа данного лица, но подчеркивает его естественные формы, придавая ему определенную индивидуально-эстетическую направленность. Привлекая внимание к определенным чертам лица, следует учитывать особенности его строения.

2. Мода. В отношениях мужчины и женщины определенную роль также играет мода. Как психический феномен, она имеет общественный характер. Мода затрагивает различные стороны быта и социальной жизни: домашнюю обстановку, правила поведения, развлечения, спорт, науку, искусство, языковые стандарты, одежду, обувь, прическу, украшения, песни, танцы, косметику и другое. «Обрати самое серьезное внимание на то, чтобы одеваться так, как все уважающие себя люди твоего возраста оделись бы, идя туда, куда идешь ты, ничем не дав повода обсуждать свою одежду, как чересчур небрежную или, напротив, чересчур изысканную» (Честерфилд.  Письма к сыну).

Мода, как и косметика, имеет многовековую историю. Еще древние египтяне создавали эстетические каноны человеческой внешности. Так, женщинам позволялось носить лишь вполне определенные украшения и туалеты строго установленной формы, прозрачное, ниспадающее с плеч плиссированное платье четких прямых линий (калазирис), длинные прямые волосы, особенные «сфинксовые» платки и др.

В Древней Греции сформировались иные представления о стиле одежды и внешности человека. Основными видами одежды древних греков были хитон, подобие рубашки, скреплявшийся на плечах застежкой, и гиматий, свободно драпировавшийся прямоугольный кусок ткани. Эта одежда, позволявшая проявить все богатство эстетической фантазии человека, не скрывала гибкости и пластичности форм его тела.

В эпоху феодализма наступает черед более плотных и строгих одеяний. Они словно в кокон укутывают женщину с головы до ног, скрывая формы тела и придавая ему искусственные геометрические очертания.

Современная эпоха предоставляет неисчерпаемый простор изобретательности в этой области. Мода становится свободной, утилитарной, динамичной. Одежда, как наиболее важная сфера ее проявления, должна отвечать следующим функциональным требованиям: быть практичной, целесообразной и удобной для человека во время выполнения им той или иной деятельности в процессе труда и отдыха, защищать его от неблагоприятных атмосферных воздействий; отражать определенную профессиональную принадлежность личности; подчеркивать стройность и красоту фигуры в целях эстетического воздействия на другой пол.

Следует считать вполне естественным желание человека подчеркнуть или выделить с помощью одежды достоинства своего тела в рамках принятых норм общественной благопристойности, с помощью разумных эстетических средств, соблюдая приличия и границы допустимого в данное время и в определенном месте.

Для моды важно проявление чего-то нового, иного, способного привлечь внимание, прежде всего, представителя другого пола.

То, что вчера выглядело смешным и некрасивым, сегодня торжествует как мера эстетического совершенства, а завтра опять может оказаться отброшенным модой. Однако, изменения линий, форм и красок не являются произвольными, строго индивидуальными. Им свойственен один основной признак – стандартизация. Мода унифицирует и шаблонизирует вкусы людей.

Мода всегда психически заразительна как форма внушения, почти полностью исключающая критический момент. В ней господствует не индивидуальный, а надиндивидуальный вкус. Он заставляет человека добровольно и с удовольствием ей подчиняться. Индивидуальность может привнести в стандарт лишь незначительные вариации.

 Присущая моде подражательность имеет определенный социальный и личностный внутренний смысл. В различных социальных пластах мода распространяется сверху вниз. Человек, безоговорочно принимающий ее, охотно платит дань убеждению, что подражает определенной элите, достаточно авторитетным людям. Именно поэтому он считает, что следование моде в одежде и украшениях поможет ему достичь большей утонченности и более высокого уровня культурного развития. В то же время, следуя моде, человек отделяет себя от представителей уже надоевшей традиционной моды. Хотя бы в собственных глазах он возвышается над определенной социальной средой.

Подражая моде определенной части общества, человек стремится приобрести новое, дополнительное качество для своей характеристики. Б.Д. Парыгин называет моду «средством компенсации… неудовлетворенного чувства личного достоинства»; цель моды – «вызвать к себе интерес», она выражает стремление человека к «более высокой оценке и потребность в новом опыте и общении».

Женщина, предпочитающая модную одежду, прическу, обувь и т.д., действительно повышает свой престиж не только в собственных глазах, но и в сознании большинства представителей противоположного пола. Она заботится о производимом ею впечатлении, она подтянута, изысканна. Напротив, женщина (особенно молодая), привыкшая постоянно пренебрегать модой (если только это не связано с отсутствием средств), как правило, невнимательна к своему внешнему виду, неаккуратна. Поэтому она много теряет в своей естественной привлекательности. «Забота о красоте одежды большая глупость, и вместе с тем, не меньшая глупость не уметь хорошо одеваться» (Честерфилд. Письма к сыну).

Мода не должна быть догмой, стопроцентным стандартом, не должна подавлять человеческую индивидуальность. Ее основные формы, открывающие широкие эстетические возможности, должны отвечать личным вкусам, творческой активности мужчины и женщины.

Некритическое и шаблонное восприятие любой моды может привести к результату, прямо противоположному предполагаемому. Человек, который не в состоянии подобрать и гармонически сочетать предметы своего туалета так, чтобы они отвечали его индивидуальности, неизбежно приходит к безвкусице.

 

Это интересно

 

Наставления и рекомендации о внешнем виде и благородных манерах дает Филип Дормер Стенхоп Честерфилд в своих «Письмах к сыну»:

«…Приятная внешность, изящные движения, умение надлежащим образом одеться, мелодичный голос, открытое и приветливое выражение лица без насмешливости – все эти качества и множество других – необходимые составные внешней привлекательности человека».

«…Мне очень хотелось бы, чтобы люди часто видели на твоём лице улыбку, но никогда не слышали, как ты смеешься. Частый и громкий смех свидетельствует об отсутствии ума и о дурном воспитании – этим способом низменная толпа выражает свои глупые радости по поводу каких-нибудь глупых происшествий. На ее языке это означает веселиться. По-моему, громко смеяться может только человек крайне ограниченный и невоспитанный».

«…Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, т.к. чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени. Хорошее воспитание заключается не в соблюдении всех правил вежливости, а в непринужденном, учтивом и уважительном поведении».

Честерфилд удерживает и от пороков:

«…Я действительно не знаю ничего более преступного, более низкого и более смехотворного, чем ложь. Это – порождение злобы, трусости или тщеславия».

Очень важно в становлении личности общество, в котором находятся молодые люди:

«…Приложи все усилия к тому, чтобы общаться с теми, кто выше тебя (по достоинствам). Это подымет тебя, так как общение с людьми более низкого уровня вынудит тебя опуститься».

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: