Мифы, легенды и быль о зарождении любви между мужчиной и женщиной. Философское обоснование природы любви

Хотя форм и направлений любви множество, однако, умы мыслителей всегда занимал вопрос о ее первоначалах.

Из глубокой древности дошла до нас легенда о природе взаимоотношений мужчины и женщины. «В начале времен Тваштар (древнеиндийское божество) сотворил мир. Но когда он создал человека, то оказалось, что им были израсходованы все строительные вещества, и не осталось у него ни одного прочного элемента, из которого он мог бы сотворить женщину. Он взял округлость луны и волнообразную линию змеи, путаность ползучих растений, дрожание травы, стройность тростника, беспечное веселье солнечного луча и слезы туч, непостоянство ветра, пугливость зайца, щегольство павлина, неподатливость алмаза и мягкость пуха, покрывающего шейку воробья, сладость меда и жестокосердие тигрицы, жар огня и холод снега, болтливость сойки и воркование горлицы, смешал все это вместе – и сотворил женщину. И когда сотворил он ее, то позвал к себе человека и отдал ему в подарок. Человек взял женщину и ушел с ней. Спустя восемь дней он пришел к Тваштару и сказал: «Государь! Что за существо ты мне подарил! То оно рыдает из-за каждого пустяка, то бесконечно болтает, отнимает у меня время и не дает мне работать, и вечно хворает. Я пришел просить тебя, Государь, чтобы ты забрал его обратно, ибо я не могу с ним жить». И Тваштар взял у человека женщину обратно. Но через восемь дней человек пришел снова к Тваштару и сказал: «Государь, не знаю, почему, но жизнь моя стала одинокой с тех пор, как ты забрал у меня это существо. Я вспоминаю, как оно танцевало и пело передо мною, как странно глядело на меня, отдай мне его обратно». И Тваштар отдал мужчине женщину обратно. Но ровно через три дня мужчина опять пришел к Тваштару и сказал: «Нет, Государь, теперь я окончательно убедился, что существо, которое ты мне подарил, причиняет мне гораздо больше горя, чем радостей. Я умоляю тебя, возьми его назад!» Но тут рассердился Тваштар и воскликнул: «Ступай прочь, человек, и устраивайся сам как можешь!» – «Но не могу я жить с женщиной», - сказал человек. «Но не можешь ведь жить и без нее», - возразил Тваштар. Тогда человек удалился и сказал: «О, я несчастный! И с женщиной не могу жить, и без нее не могу…»

Для человечества важен вопрос, актуальный в любой культуре: как возможен тот факт, что единое человечество «выражается» в двух полах, двух телесных организациях – мужчины и женщины?

Где находится тот объединяющий момент, который преодолевает физическое различие? Этот вопрос получил мифологическую интерпретацию.

В диалоге Платона «Пир» изложен миф о пралюдях: «Прежде всего люди были трех полов, а не двух, как нынче – мужского и женского, ибо существовал еще третий пол, который соединял в себе признаки обоих … от него сохранилось только имя … андрогины (греч. androgunoV, андрос – мужчина, гинэ – женщина), они сочетали вид и наименование обоих полов. Кроме того, тело у всех было круглое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых, голова же у двух лиц, глядевших в противоположные стороны, была общая, ушей имелось две пары, срамных частей две…

Их сила была большой и могучей, они не боялись выступать против богов… И вот Зевс и прочие боги стали совещаться, как поступить с ними.

Наконец Зевс, насилу кое-что придумав, говорит: «Кажется, я нашел способ и сохранить людей, и положить конец их буйству, уменьшив их силу. Я разрежу каждого из них пополам…» Сказав это, он стал разрезать людей пополам… Вот с каких древних пор свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу».

А книга Бытия повествует, что Бог с самого начала сотворил человека как одно лицо, в котором были объединены две природы, а не два пола. В нем не было того разделения, той поляризации мужских и женских физиологических и психологических особенностей. Трудно и даже невозможно конкретно представить единение мужской и женской природы в одном лице, т.к. здесь идет вопрос об отношениях, превышающих категории нашего разума. И теперь, когда мужчина и женщина объединяются в любви (браке), это единство является восстановлением единства первозданного.

Святой Иоанн Златоуст развивает эту мысль: «Тот, кто не соединен узами брака, не представляет собой целого, а лишь половину. Мужчина и женщина не два человека, а один человек» (Беседа на Посл. к Колоссянам, XII, 5).

Философ Н.А. Бердяев указывает на андрогинную природу любви.

«Любовь есть преодоление разделения на мужское и женское. Любовь восстанавливает целостность личности».

Мир един, и един также человек. Однако в мире каждая вещь имеет свое место, в силу относительной обособленности. И оба пола отчуждены, обособлены по причине телесных различий, и каждый из них имеет свои задачи, свое место в социальной иерархии.

Философ Ксенофонт объясняет это так: «Бог с самого начала природу обоих полов приспособил по-своему: женскую – для домашних работ и забот, а природу мужчины – для внешних. Тело и душу мужчины он сформировал такими, чтобы человек мог лучше перенести холод и жару путешествия и военные походы. А тело женщины он сделал менее способным и потому, как мне кажется, доверил ей домашние заботы».

Мир пронизывают полярные противоречия, противоположности, среди которых одной из наиболее стабильных является мужское – женское. Мужское выражает активность, волю, женское – пассивность, подчинение, а в единении мужского и женского – гармония и совершенство.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: