Любовь в Ветхом Завете – это Песнь Песней

Даже в самом названии «Любовь – это Песнь Песней» сказано, что любовь – величайшая из песен. У древних евреев не было превосходной степени, и они говорили: «царь царей» или «песнь песней».

Что же это значит? Во-первых, то, что любовь ценнее всего. Здесь так и сказано: «Если бы кто давал все богатства дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презрением» (8:7). Любовь не купишь, таких ценностей нет, ее не на что обменять. «Песнь Песней» предвосхищает Гимн Любви в Послании апостола Павла 1 Коринфянам 13:13, где апостол рассуждает о трёх великих ценностях: вере, надежде и любви, и отмечает: «но любовь из них больше».

В физическом мире вечного движения нет, в духовном – есть, и это любовь. Чем больше мы любим, тем больше любят нас; чем больше любят нас, тем больше мы любим. Наша любовь может стать бесконечной, ибо Божия любовь – бесконечна. У любви нет внешнего предела. Если она ослабевает, то от внутренних причин.

Здесь, в Песни Песней это выражено в том, что стихи взбираются все выше. Чем больше любит один, тем больше любит другой, и так – все время. Он говорит, что она – «лилия между терниями» (2:2), она отвечает, что он «яблонь между деревьями» (2:3); он говорит «ты прекрасна» (1:5), она откликается (1:16). Они подпевают друг другу, подхватывают, не давая любви отяжелеть.

Любовь – это труд.

Любовь не ленива. Она поет дуэт, а пение – работа. Радостная, но работа. Влюбленные поддаются любви, они – пассивны, но любовь их угаснет, если они не будут трудиться, хранить ее и растить; она увянет, умрет, как зерно, которое пассивно падает в землю. Но если его удобряют, поливают, то оно приносит плод.

Невеста поет: «На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его, и не нашла его» (3:1-2). Она ищет любовь, ищет Бога, но это нелегкий путь. Здесь нужно идти пешком. И это тоже труд.

Любовь – это страдание.

Любовь неотрывна от страдания по той простой причине, что она обнажает самое ранимое в нас, подставляет сердце на милость другого человека, времени и судьбы. Если человек этот – только человек, не Бог, то он непременно предаст. Все люди предают любовь. И сказать здесь можно только одно: если любишь, будешь страдать. Не хочешь страдать – не люби, и получишь тягчайшее из страданий – одиночество.

Любовь – это обмен личностями.

В «Песни Песней» есть очень простая и немыслимо загадочная фраза: «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему» (2:16), и снова: «Я принадлежу другу моему» (7:11). Если я тебя люблю, я уже не свой, а твой. Но и ты – моя. Как это может быть? Общаясь, молодые обмениваются частичками своей души. Невозможно любить и не раскрывать свой внутренний мир. Во время общения происходит обогащение и себя, и любимого человека. Все лучшие качества человека обнаруживаются в полной мере тогда, когда он любит. Здесь нарушена обычная связь между дарующим и его даром, субъектом и объектом, причиной и следствием. А на самом деле – высокая и священная тайна.

 

Христианская любовь

Аспект любви, который связан с необходимостью давать, преодолевая свой личностный эгоизм, жизненный инстинкт, особо подчеркивается в христианской морали, формулируя тезис о необходимости любить своего ближнего и своего врага, как самого себя. В христианстве на первом месте должна быть любовь к Богу, ибо отношение человека к Богу определяет его отношение к ближнему: преодолевая свою греховную волю (источник греха – любовь к себе, себялюбие), человек готов жертвовать собой как ради Бога, так и ради ближнего. Любовь к Богу возможна только тогда, когда человек на самом деле любит своего ближнего, даже врага. Любовь в христианстве – это не чувства, это самопожертвование, в основе которого лежит божественное требование. Поэтому такая любовь открывается только в вере, и иначе она не понимается.

В связи с этим в христианстве существуют различные уровни любви. Первый, низший, связан с выполнением «золотого правила» нравственности, а именно: не делай другому того, что бы ты не хотел, чтобы другой сделал тебе. На втором уровне мы видим необходимость отказаться от всего своего имущества, денег, богатства и т.д., отдавая его другим. На высшем уровне – жертвенность. Трактовка любви в христианстве предполагает подавление гордыни и себялюбия, душевное бескорыстие и благородство.

Любовь в христианстве – это не желание или страсть – это отдача, самоотдача, самопожертвование. Вопрос о том, зачем Бог вообще должен любить, в христианстве не имеет смысла. Бог любит не потому, что стремится получить какое-то благо: Он в своей сущности есть любовь, Который дарует и жертвует.

Христианство в средние века трактует любовь как высший нравственный принцип. Оно понимает любовь, которая неуклонно и неустанно действует повсюду, где есть человек.

Христианский мыслитель блаженный Августин выделяет три формы любви:

1) любовь человека к Богу;

2) любовь к ближнему;

3) любовь Бога к человеку- amor Dei.

«Amor Dei» проявляется как стремление человека к самосовершенствованию на пути к Богу.

Любя Бога, невозможно грешить («люби и делай то, что ты хочешь»). Человек не только должен знать, что Бог – это высшее благо, но и любить Его. Это, по мнению Августина, значит, что вся любовь к людям, вещам является настоящей, если она существует ради Бога, а не человека.

Вторая форма любви – это любовь к ближнему, которая возможна потому, что «ближний» – подобие Бога.

Третьей формой является любовь Бога к творению. В этом смысле любовь в своей изначальной глубине непознаваема и невозможна для человека.

 

 

Вопросы и задания к теме 2

  1. Прочитайте отрывок из Библии (книга Бытия) о сотворении человека. Проанализируйте акт Божьего творения.
  2. Как объясняет природу мужского и женского полов философ Ксенофонт?
  3. Какие термины использовали греки для обозначения любви? Объясните их.
  4. Напишите мини-эссе на слова христианского мыслителя апостола Павла: «Любовь– долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла»(Первое послание к Коринфянам, гл.13;4-5).

 

Литература к теме 2

 

  1. Кочетов А.И. Начала семейной жизни. – Минск, 1987.
  2. Крифт Питер. Песнь Песней. Жизнь – это любовь. //Мир Библии. – 1997. – № 4.
  3. Ласмане С., Милтс А. Этика. – Рига, 1994.
  4. Мейендорф И., прот. Брак в православии. – М., 1995.
  5. Свт. Иоанн Златоуст. О девстве. //Свт. Иоанн Златоуст. Собрание творений в 12 т. – Т. 1. – М. – 1991.
  6. Троицкий С. Христианская философия брака. – М., 1995.
  7. Христианский взгляд на воспитание полов и современность: Хрестоматия. – СПб., 1998.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: