Счастье взаимной любви

Редки те, кому ни разу в жизни не выпадало счастье, но еще более редки те, кто сумел его сохранить.

А. Моруа

Счастье душа познает лишь любя.

Гёте

 

Для того чтобы понять связь между любовью и счастьем, необходимо вспомнить о том, что любовь может открываться нам совершенно по-разному.

Во-первых, мы узнаем о том, что такое любовь, когда сами любим. Любя, мы узнаем, что такое любовь, хотя при этом полностью сосредоточены на любимом человеке.

Во-вторых, сущность любви нам дана в другом человеке. Мы можем быть свидетелями любви двух друзей, супружеской пары и т. д. Но существует и еще одна форма раскрытия любви, – когда нас кто-нибудь любит, когда лучи его любви проникают к нам в душу, когда его любовь охватывает нас.

Прежде всего, суть любви заключается в том, что она относится к конкретному человеку. Во всякой любви любимый человек играет важную роль в нашей «личной жизни». Одним из источников счастья является любовь как объективное благо для нас. Второй источник счастья – взволнованность красотой и достоинствами любимого. Ни с чем не сравнима радость, которую приносит восхищение любимым человеком. Это счастье находиться с ним, в его обществе.

Счастье любви гораздо интимнее, поскольку радость, которую несет существование любимого человека – это нечто личное, поскольку, с другим человеком существует таинственная связь. Любовь предполагает совершенно иную, более глубокую, более продолжительную, более индивидуальную и интимную взволнованность красотой любимого человека, чем в случае уважения или восхищения человеком.

Любимый человек восхищает нас и радует своим существованием – и тем больше, чем больше мы его любим. Ребенок восхищает мать всеми проявлениями своего характера, он является неисчерпаемым источником радости, блаженства для матери. И для любящего супружеской любовью существо любимого человека представляет собой постоянный источник счастья: его индивидуальность, манера говорить, смеяться, его отношение к жизни – все это восхищает любящего, радостно волнует сердце.

В супружеской любви, когда она раскрывается во всей красоте и величии, любимый человек воплощает собой в определенном смысле весь мир ценностей. Создается ощущение, что в любимом просиял весь ценностный мир.

«Ты можешь скрываться за тысячами форм, но любимую мою я сразу узнаю», – говорит Гете, точно выражая это основное свойство любви.

Любить, быть способным любить – это необыкновенное счастье.

Кроме того, любить – это новая, более подлинная форма личного существования, необыкновенное духовное пробуждение, обретение своей настоящей сущности, что само по себе является счастьем. Здесь полностью применимы слова Гете: «Счастлива лишь одна любящая душа» или: «Если бы я не любил тебя, Лили, то где бы нашел свое счастье?»

Если подумаем о человеке, который никого не любит, который не знает ни дружеской, ни родительской, ни супружеской любви, то увидим неподлинность его существования, пустоту, изоляцию в самом себе. Говоря о любви и счастье, необходимо повторить, что в любви основной темой является не наше счастье, а личность любимого человека, его счастье, его спасение и во вторую очередь – счастье единения с ним.

В любви есть еще один аспект счастья, присущий только ей, это – счастье взаимной любви. Всякая любовь жаждет ответной любви, поскольку истинный личностный союз может возникнуть только во взаимопроникающих взглядах любви. Чем больше любовь, тем сильнее жаждет она взаимности. Если любовь останется безответной, то это становится источником несчастья. Мать, любящая своего ребенка больше всего на свете, страдает, если ребенок не отвечает взаимной любовью. Но болезненней всего такое несчастье в безответной любви между полами, где, собственно, и употребляется выражение «несчастная любовь».

Между любовью, счастьем и несчастьем существует тесная взаимосвязь, такая, что любящий не может по собственному желанию отказаться от любви к другому человеку или от того, чтобы тот любил его. Любовь приносит чистую радость, даже если еще нет ответной любви, однако есть все основания надеяться на нее. До тех пор, пока любимый человек не уничтожает в той или иной форме надежду любящего на взаимность, любовь приносит радость и счастье.

Если во взаимности отказано, однако любящий продолжает надеяться contra spem (вопреки очевидности) – то счастье перевешивает страдание неразделенной любви. Если же исчезли всякие перспективы, то страдание может перевесить счастье, тогда неразделенная любовь может стать источником несчастья, отравлять существование. Желанный союз любви может возникнуть только при разделенном чувстве.

Рассмотрим другие аспекты, связанные с ситуацией «нас любят».

Любовь к нам независимо от нашей собственной любви приносит глубокое счастье. Представим себе ощущение того, кто еще не был любим и вдруг впервые осознает обращенную к нему любовь. Даже наблюдать любовь других людей – это необыкновенно прекрасно.

Но здесь решающую роль играет фактор нашего отношения к любящему нас. Только в том случае, если человек, обращающий на нас свою любовь, не антипатичен нам, его любовь к нам приносит радость, в противном случае она скорее обременительна. Но даже если человек не вызывает у нас резкого неприятия, его настойчивая любовь может быть обременительна, поскольку мы будем чувствовать, что он ожидает от нас большего, чем мы можем ему дать своей любовью. И неодинаковость любви в тех или иных взаимоотношениях предполагает определенные обязанности со стороны того, кто любит больше. Он должен приспосабливать ритм отношений и все свои требования к совместному существованию.

Но, прежде всего, для нас обременительны такие отношения, когда нас любят супружеской любовью, а мы можем ответить только дружеской любовью. В этом отношении любовь может стать обузой для нас, и мы будем желать, чтобы нас не любили таким образом.

Вернемся к счастью разделенной любви. Счастье, связанное с существованием любимого человека, необыкновенно усиливается, когда он отвечает на нашу любовь. Его существо, любимое нами, приносящее радость, становится еще доступнее, настолько интимно раскрывается, насколько это возможно, когда оно обращает к нам свой лик в ответной любви. Но любимый не только раскрывает по-новому свое существо в ответной любви, но и объективно становится прекраснее и достойнее любви, когда любит. Как сказал блаженный Августин: «Любя, любящий становится сам достойным любви». Любовь – достоинство того, кто нас любит.

Особый источник счастья возникает только при ответе на нашу любовь, а не просто в любви к нам как таковой.

 

Верность влюбленных

Как только возникла дружба или супружеская любовь появляется строгий нравственный долг верности. Верность всегда предполагает постоянство. Верный человек на протяжении длительного времени сохраняет в неприкосновенности любовь к людям, которым он однажды ее отдал, и не забывает слов любви, сказанных им кому-либо.

Неверный человек – это, прежде всего такой человек, любовь которого проходит под влиянием новых впечатлений, симпатий к другим людям и просто с течением времени. Необходимо отличать и ложную «верность». Ложная верность – это приверженность к человеку, который не является настоящим другом и в действительности не достоин нашей любви. Если человек оказывается не тем, за которого я его принимал, если я ясно вижу, что находился во власти иллюзий, то я ни в коем случае не должен считать себя обязанным продолжать любить его дружеской любовью. А должен, наоборот, стараться освободиться от такой любви.

В супружеской любви вопрос о верности связан с исключительностью такой любви. Исключительность любви в следующем:

1) невозможно любить двух людей одинаковой любовью;

2) любимому отводится исключительное место в нашем сердце, он играет главную роль в нашей жизни, и если я обращаю любовь на другого человека, то неизбежно отбираю ее у первого.

Неверность, прежде всего, заключается в лишении человека любви, в прекращении любовного интереса к человеку. О неверности можно говорить в том случае, когда прекращение любви односторонне. Если оба человека перестают любить, то это не является неверностью по отношению друг к другу.

Если любящий обнаружил, что любимый не тот человек, за которого любящий его принимал, если он ясно видит, что они не столь духовно близки, как он думал, либо сам любимый оказывается неверен или проявляет такие черты своего характера, что любящий уже не стремится к браку, то отказ от любви будет совершенно законным и не будет означать неверность, более того, цепляться за такую любовь было бы вышеупомянутой ложной верностью.

Верный любящий не только предан своей любви, но он избегает всего того, что несовместимо с верностью, например, флирт, оказание определенных знаков внимания другому, попытка влюбить в себя другого человека либо наслаждение всем этим, если это происходит само по себе.

Если же дело зашло так далеко, что мы предпочитаем кокетничать с другим, а не быть вместе с любимым, если мы наслаждаемся такой «игрой» больше, чем обществом любимого, это несомненный признак того, что наша любовь если и не «умерла», то в значительной мере ослабла.

Совсем другой «неверностью» по отношению к любимому будет тот случай, когда партнер поддается чувственному искушению и вступает в интимные отношения с другим человеком. Мы говорим о неверности в рамках взаимной любви до брака. Таинство физической близости в половой любви столь глубоко и непостижимо, что грех чувственности представляет собой нечто несовместимое с союзом взаимной любви и является «предательством» по отношению к любимому.

Подлинно верным может быть тот человек, который не только ясно понимает это, но и борется со всеми подобными искушениями во имя любви к любимому человеку.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: