Браковенчание. Смысл Таинства. Препятствия к браковенчанию

Браковенчание – одно из семи Таинств Православной Церкви. Таинство, тайна – само слово указывает на некую потаенность, сокровенность, скрытую от внешних взоров. Христиане всегда признавали брак таинством веры и скрепляли вступление в супружество молитвой и церковным благословением.

В раннехристианской Церкви не существовало особого чина венчания: муж и жена приходили к епископу и получали его благословение, после чего вдвоем причащались на Литургии Святых Таин Христовых. Чтобы понять духовный смысл христианского брака, обратимся к чинопоследованию этого Таинства.

Венчание предваряется обручением. Во время обручения жених и невеста должны засвидетельствовать добровольный характер своего вступления в брак. Священник обращается к жениху: «Имеешь ли желание благое и непринужденное, и крепкую мысль взять себе в жены ту, которую здесь перед собой видишь? Не обещал ли другой невесте?»; и к невесте: «Имеешь ли желание благое и непринужденное, и твердую мысль взять себе в мужья того, кто перед тобой здесь стоит? Не обещала ли другому жениху?». Обручение подразумевает и обет верности друг другу, а в некоторых регионах существует обычай давать присягу верности. Кольца, которыми обмениваются молодые, являются символом вечности супружеского союза. Круг – символ вечности и неразрывности; троекратный обмен кольцами символизирует преданность друг другу, единодушие и полное согласие.

Само венчание совершается, как правило, после Литургии. Центральным моментом Таинства является возложение на головы молодоженов венцов, которые являются символом царственности: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их». Смысл этой символики двояк: во-первых, человек – царь всего творения и ему воздается честь и слава, во-вторых, каждая христианская семья – это домашняя Церковь, и ей в указанный момент открывается путь в Царство Божие (ср.: неслучайно на Руси молодоженов называли князь и княгиня, независимо от сословной принадлежности). Но венец также и символ мученичества, потому что брак – не только радость первых месяцев после свадьбы, но и совместное несение тягот, скорбей.

В наше время, когда распад семьи стал обычным явлением, и при первых же трудностях и испытаниях супруги готовы предать друг друга и разорвать свой союз, это возложение мученических венцов служит напоминанием о том, что брак только тогда будет прочным, когда он основан не на сиюминутной страсти, а на жертвенной любви, готовности жить друг для друга.

Во время венчания читается Евангелие о браке в Кане Галилейской. Этим чтением подчеркивается незримое присутствие Христа на всяком христианском браке и благословение Самим Богом брачного союза.

Однако не всякий гражданский брак может быть увенчан церковным благословением. Существуют препятствия к браковенчанию. Не допускаются:

а) лица, связанные кровными узами родства;

б) духовные родственники (между восприемниками и их крестниками, между крестным отцом и родной матерью ребенка, между восприемниками, т.е. крестным отцом и крестной матерью);

в) лица, которые трижды состояли в гражданском браке.

Церковью установлено совершать браковенчания в понедельник, среду, пятницу и воскресенье, исключая посты, святки и канун великих праздников.

В настоящее время прослеживается своеобразная мода на венчание: повенчаться, чтобы лучше жить или чтобы торжественно и красиво устроить свою свадьбу. Как расценить такое венчание? Ответ на этот вопрос мы находим в «Комментариях к социальной концепции Русской Православной Церкви» протоиерея Николая Балашова: «Венчание без веры приносит намного больше вреда, чем пользы.

Во-первых, если в церковном Таинстве участвуют фактически неверующие люди – это не что иное, как профанация Таинства. Во-вторых, церковный брак в таком случае не имеет гарантии от развода. Если нет веры, нет желания жертвовать собой и следовать Божьим заповедям, то никакая внешняя сила этот брак не сохранит».

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл свидетельствовал на основании опыта: непрочными оказываются союзы людей, которые венчаются или из-за моды, чтобы не отставать от других, или из желания устроить свадьбу «поромантичнее», либо по настоянию родителей. «Мы не язычники, – говорит владыка, – чтобы считать Таинство чем-то вроде талисмана. Благодать Божия не спасает сама по себе без наших усилий. Если жизнь молодоженов будет далека от христианской, то венчание не сможет сделать их отношения прочными».

Поэтому для участия в венчании необходимо осмысленное принятие решения с верой в то, что Бог – хранитель их семейного союза, только Он может защитить и сохранить навечно целостность семьи.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: