Нравственные устои русской семьи в древнерусской литературе

Дом вести – не лапти плести.

Русская пословица

Семья – одна из основных тем древнерусских литературных памятников.

В понимании древнерусских авторов истинная мудрость семейного воспитания связана с высокой нравственностью, с христианскими добродетелями. Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей древнерусской педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем привития положительных нравственных качеств (трудолюбия, кротости, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности и др.).

Одно из ранних семейных наставлений, сохранившихся в русской литературе, – «Поучение» Владимира Мономаха. Владимир Мономах ратовал за укрепление семьи, высоко ставил роль отца в воспитании у мальчиков трудолюбия, в подготовке защитника-воина, но главное – в выработке умения разумно управлять своим домом: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, избегать суеты, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится».

«В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на слугу или отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело… Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой. А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего».

Как вершина мудрости древнерусского семейного строительства возникла в XVI веке книга «Домострой». Она написана с глубоким пониманием национальных семейных традиций древней Руси, с верой в Божественное значение семейного устройства. «…Быти во всяком христианском законе и во всякой чистой совести и правде, с верой творящее волю Божию и хранящее заповеди Его». «Домострой» наставлял хранить свою веру, служить государству, беречь в душе чувство благоговения к святыням и, главное, – учил, как нести эти чувства в семью, как строить свой внутренний мир и семейный дом.

«Домострой» – это регламент семейной, хозяйственной и религиозной жизни средневекового дома. «Домострой» описывает идеал семейной жизни, который был создан древним русским обществом. Муж-хозяин обязан был принимать решения по всем вопросам домашней жизни, а жена-хозяйка – обеспечивать их практическое исполнение. Женщина поставлена здесь на видное место, но для нее в жизни нет приличных невинных удовольствий: домострой требует, чтобы она не имела и минуты свободной, которая может породить в ней желание удовольствия, или еще хуже – желание развлекать себя «хмелем» (вином). «Да всякий день у мужа жена спрашивала да советовалась обо всем хозяйстве. А в гости ходить и к себе приглашать и пересылаться только с кем разрешит муж. А коли гости зайдут, или сама где будет, сесть за столом – лучшее платье надеть, да всегда беречься жене хмельного: пьяный муж дурно, а жена пьяна и в миру не пригожа… Жене же тайком от мужа ни есть, ни пить, захоронков еды и питья втайне от мужа не держать; у подруг, у родни тайком от мужа и подарков никаких не просить, и самой не давать».

В «Домострое» женщина – хозяйка дома, в иерархии семейных отношений занимает свое особое место. Права и обязанности хозяина и хозяйки строго распределены. «… Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с любовью и страхом внимать и исполнять по его наставлению. …Сама хозяйка ни в коем случае и никогда, разве что занедужит или по просьбе мужа, без дела бы не сидела, так что и слугам, на нее глядя, повадно было трудиться. Муж ли придет, простая ли гостья – всегда б и сама за делом сидела: за то ей честь и слава, а мужу хвала».

Мужчина без жены не является социально полноправным членом общества, он остается при «отцовском» доме.

Последнее слово в доме всегда за хозяином, но делом занимается хозяйка, так что многим из женщин были присущи и крепкое мужество, и непреложный разум – качества, безусловно, мужские.

Мужчина должен быть строг, справедлив и честен, от женщины требовалась чистота и послушание; здесь в полной мере действует правило Владимира Мономаха: «Любите жену свою, но не давайте ей над собой власти. Если подарит кому-то Бог хорошую жену – дороже это камня драгоценного. Добрая жена радует мужа своего, хорошая жена – благая награда тем, кто боится Бога. Она благословенна Богом, так как исполняет заповедь Бога и хвалима от людей. Благословен и муж такой жены, и года свои проживут они в мире. За жену хорошую мужу хвала и честь».

«За всем порядком в доме жена бы следила, да наставляла слуг и добром и лихом: не понимает слова – поколотить. А увидит муж, что у жены и слуг непорядок, сумел бы свою жену наставлять да учить полезным советом: если она понимает – уважить ее, если же наставлению не следует и всего не исполняет, должен муж жену свою наказывать, вразумлять страхом наедине, а, наказав, простить, но при том ни мужу, ни жене на мужа не обижаться – жить всегда в любви и согласии».

Что касается воспитания детей с помощью довольно суровых мер, то в этом «Домострой» не оригинален: вся средневековая педагогика построена была на телесных наказаниях. Дети рассматривались как полностью подчиненные своим родителям, ни о каком равноправии со взрослыми и речи быть не могло. До конца XVII в. жизнь несовершеннолетнего не признавалась равнозначной жизни взрослого, своего ребенка можно было и убить, особенно если он посягнул на жизнь или достоинство родителей; внебрачные дети вообще были вне какой-либо социальной защиты.

«Наказывай детей в юности, и успокоят тебя в старости. И не жалей, младенца бия: если палкой накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, наказав его тело, душу избавишь от смерти… Любя же сына своего, учащай ему раны, и потом не нахвалишься им. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. Сын или дочь, не послушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца дней своих, если прогневят отца или досадят матери».

«Домострой» включает в себя также и свадебный чин – ритуальное действие. Жених и невеста именовались новобрачные (церковное), молодые, князь и княгиня, независимо от социальной среды. В описании свадьбы, несомненно, языческие обычаи преобладают над христианскими, даже священник в застолье оттеснен на задний план. Все участники праздника имели золотые или ярко-красные одежды – как символ плодородия и богатства, но черно-белый цвет самих молодых символизировал их посвящение в многотрудную жизнь.

На страницах «Домостроя» представлена своеобразная «программа» нравственного воспитания детей, семейной подготовки их к жизни, обучения тому, что необходимо в «домашнем обиходе».

Более поздняя русская литература также славила семейную добродетель как первейшее достоинство на жизненном пути. Вся классическая литература XIX века в лучших своих образцах отстаивает добрые начала православной русской семьи, те традиции и нравственные устои, которые утверждались еще «Домостроем».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: