Современная дидактическая система складывается из элементов традиционной дидактики и включает в себя элементы, представляющие ее развитие. Среди элементов традиционной дидактики мы находим вклад дидактик Коменского, Гербарта, Дьюи, Бруннера и др. Дидактика современного педагога включает элементы систем отечественных педагогов, основателей концепции базового образования.
Дидактика - теория обучения. Понятие было введено учёным Вольфгангом Ратке в ХVI веке. Содержание и смысл этому понятию дал Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.).
Категории дидактики
В основании дидактики находятся категории дидактики. Категория - это основное понятие конкретной науки.
Основные понятия дидактики можно представить в виде нескольких блоков понятий:
1. Преподавание, учение, обучение, образование.
2. Цель, содержание, средства.
3. Виды, формы, методы.
Все категории дидактики - это категории педагогики. Дидактика же, и все её категории являются категориями педагогики.
1. Организация, система, технологии.
|
|
Преподавание - это целенаправленная деятельность педагога, имеющая определённый порядок, последовательность, направленные на достижение педагогической цели. Эта деятельность включает в себя воспитательный аспект, информационную часть, работу с учеником по осознанию материала и практическую часть.
Учение - это процесс (сопроцесс) познания. Этот процесс включает в себя осознание и осмысление в процессе познания, упражнения и практический опыт. В процессе учения у ученика изменяются прежние и возникают новые формы поведения.
Обучение - это упорядоченное взаимодействие педагога и воспитанника.
Знания - это совокупность идей, в которых выражено теоретическое овладение предметом.
Умение - это способность использовать знания на практике и овладение способами использования знаний.
Навыки - это умения, доведённые до автоматизма.
Содержание - это система научных знаний, практических умений и навыков, а также способов мышления и способов деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками.
Организация - это упорядочение процесса обучения, придание ему формы.
Форма - это внешний вид, оболочка.
Средства - это то, что располагается между педагогом и учеником (классная комната, учебник, техника, голос преподавателя и т.д.).
Роль образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании общества
В "Великой дидактике" немаловажное значение уделяется понятию природосообразного обучения. Всю задачу обучения Коменский зачастую сводит не столько к пользе конкретного человека (хотя и не избегает ее), сколько к пользе, прежде всего государства.
|
|
Основываясь на примерах детей-Маугли, каких, вероятно, было немало в стране пожираемой огнем войн и эпидемий, Коменский доказывает, что человек без воспитания становится не чем иным, как только зверем. Он утверждает, что воспитание и образование нужно всем категориям людей, богатым и бедным, умным и глупым, начальникам и подчиненным, мужчинам и женщинам. Ни один человек не может избежать образования, ибо именно оно делает человека настоящим человеком.
В школах нужно стремиться к тому, чтобы:
1. При посредстве наук и искусств развивались природные дарования.
2. Совершенствовались языки.
3. Развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности согласно со всеми нравственными устоями [5, с. 295].
Коменский неоднократно пытается определить так называемое "правильное образование", вкладывая в него собственное христологическое содержание. Но сама по себе мысль о правильности той или иной формы образования является ценной для нас. С древних времен до сегодняшнего дня в школах разных народов боролись и продолжают бороться различные педагогические системы. Каждая из них считает именно свою точку зрения в качестве единственно правильной. Но единственным критерием правильности деятельности той или иной формы обучения может выступать лишь качество знаний выпускников.