Логический тип ещё называют булевским. Их 4:
Boolean(false=0, 1 байт); ByteBool (false=0, 1 байт); WordBool (false=0 в обоих байтах, 2 байта); LongBool (false=0 во всех байтах, 4 байта).
Логические функции:
Ord; Pred; Succ; or;and; xor;
Перечисляемые типы. Функции и операции, применимые к ним.
Перечисляемый тип задаётся тем значениям, которые он может получить. Значения
именуются идентификаторами и располагаются в списке с ().
Type col = (red, white, blue);
Max=65536 значений;
Ord (red) =0;
Var c: col;
C:= col(0);
С:=red;
В идентификаторах нельзя использовать кириллицу. Переменные так же можно объявлять без предварительного описания типа
Var col: (black, white, green);
Множества и операции над ними.
МНОЖЕСТВА - наборы однотипных логически связанных друг с другом объектов. Характер связей между объектами подразумевается лишь программистом и не контролируется Турбо Паскалем. Количество элементов в множестве может меняться от 0 до 255. Множество, которое не содержит элементов, называется пустым. От массивов множества отличаются тем, что количество элементов в нем не постоянно. Его можно расширять и сокращать по ходу выполнения программы.
|
|
Описание типа производится в разделе TYPE.
Структура:
<Имя идентификатора>=SET of <имя типа>;
где <Имя идентификатора> - правильный идентификатор Турбо Паскаля;
<имя типа> - тип элементов множества, в качестве которого может
использоваться любой порядковый тип, кроме WORD, Integer, LogInt,
ShortInt.
пример: TYPE dchar=SET of '1'..'9'; {базовый символьный тип-диапазон}
digit=SET of 0..9;
Переменные этого типа описываются в разделе
VAR S1,S2,S3:dchar; S4,S5,S6,S7:digit;
Для задания множества может использоваться конструктор множества: список (спецификаций) элементов множества, отделенных друг от друга запятыми; список заключается в квадратные скобки. Спецификациями элементов м.б. константы или выражения базового типа, а также пример:
S1:=['1','2','3']; S4:=[0..3,7];
S2:=['2','1','3']; S5:=[4,6];
S3:=['1','2']; S6:=[3..8]; S7:=[]; (пустое)
Два множества считаются эквивалентными тогда и только тогда, когда все их элементы одинаковы причем порядок следования в множестве их безразличен. (S1 и S2 эквивалентны).Если все элементы одного множества входят в другое множество то говорят, что первое включено во второе. (S3 включено в S1).Пустое множество включено в любое другое.
Над множествами определены следующие операции:
1. * пересечение множеств; результат содержит элементы, общие
для обоих множеств. (S4*S6 содержит [3,7]; S4*S5 образует пустое мн.).
2. + объединение множеств, результат содержит элементы первого
множества, дополненные недостающими элементами второго.
S4+S5 содержит [0,1,2,3,4,6,7] S5+S6 содержит [3,4,5,6,7,8]
|
|
3. - разность множеств, результат содержит элементы из первого
множества, которые не принадлежат второму.
S6-S5 содержит [3,5,7,8])
S4-S5 содержит [0,1,2,3,7]) []-S4 даст [].
4. Операции отношений:
= операция эквивалентности; возвращает значение TRUE, если оба
множества эквивалентны; (S1:=S2; ['1','2','3']) =['2','3','1']
проверка неэквивалентности; (TRUE, если множества неэквивалентны); [1,2]<>[1] S3<>S2
>= проверка вхождения (TRUE, если второе множество входит в первое;
in - проверка принадлежности. Структура этой бинарной операции:
in;возвращает TRUE, если выражение имеет значение, принадлежащее множеству.
пример:
3 in S6 TRUE; [] in [0..5] [] in S5
2*2 in S4 FALSE;
Множества имеют компактное машинное представление. Недостаток: невозможность вывода множества на экран, т.к. отсутствует механизм изъятия элемента из множества. Ввод множества возможен только поэлементно.
пример: Можно тип объявлять при описании переменных
VAR S:SET of char; {переменная-множество}
C: char; {элемент множества}
Begin
S:=[]; S:=#0; {обнуление значений}
while C '.' do {цикл до ввода "."}
begin
readln(C); {чтение символа в с}
S:=S+[C]; {добавление его к S}
end; ...
S:=S-['.']; {исключение точки}
End. {Смотри задание на л.р. N 12 }
Оператор выбора CASE (варианта). Комментарии.
CASE<ключ выбора> OF
Const1:оператор;
Const2:оператор;
ELSE: оператор;
END;
Записи. Вложенные записи. Записи с вариантами.
Запись – это структура данных, состоящая из фиксированного числа компонент, называемых полями записи. В отличие от массива компоненты могут быть различного типа. Поля именуются:
<имя типа>=RECORD<определение полей>END.
Type
Bd = record
D,m: byte;
Y: word
Var a,b: bd;
a::=8;
a.day:=27;-доступ к компоненту
Для упрощения доступа к полям записи используют оператор записи With
With<переменная>do<оператор>;
With c.bp do month:=9;
With c do with bp do month:=9;
c.bp.month:=9;
Вариантные поля
Type f= record
N: string;
Case byte of
0:(bp: string[30]);
1:(c: string[10],e: string[20],ed:1..31)
end;
Имена должны быть уникальны, хотя возможно повторение на различных уровнях
Вложенные поля:
Type bd =record
D,m: byte;
X: word;
End;
Var c: record;
Name: string;
Db: bd;
Begin if c.db.year=1939 then………..
End.
В качестве ключа переменная:
Type rec2=record
C: LongInt;
Case x: byte of
1: (d: word);
2: (e:record
case boolean of
3: (f: real);
3: (g: single);
‘3’: (c: word);
end;
end;
Вещественный тип. Операции и функции для вещественного типа.
Вещественный тип определяет число с некоторой конечной точностью, зависящей от внутреннего формата числа
Длина название кол-во знаковых цифр диапазон десятичного порядка
байт
6 real 11..12 -39..38
8 couble 15..16 -324..308
10 extended 19..20 -4951..4932
8 comp 19..20 -2*10^63+1 .. 2*10^63-1
функции
ABS(X), ARCTAN(x), COS(X), EXP(X), FRAC(X), INT(X),LN(X), SIN(X), ROUND(X),SQR(X),SQRT(X) И Т.Д.