IF<условие >THEN<операторы> ELSE <операторы>;
Оператор цикла со счетчиком.
FOR <идентификатор>:=<начальное состояние >TO<конечное состояние > DO<оператор>
FOR <идентификатор>:=<начальное состояние >DOWNTO<конечное состояние > DO<оператор>
Оператор цикла с предусловием.
Цикл ДО
WHILE<условие>DO<оператор>
Оператор цикла с постусловием.
Цикл ПОКА
REPEAT
Оператор;
UNTIL<условие>;
Подготовка и отладка программ в среде TurboPascal.
Меню run
Run- запуск на исполнение
Step over-пошаговое исполнение программы
Trace into- пошаговое исполнение программы только подпрограммы выполняются оператор за оператором
Go to cursor – выполнение до курсора
Program reset- завершение процесса отладки
Parameters- окно для ввода параметров для отладки
Меню compile
Compile- компиляция файла, находящегося в активном окне редактирования.
Make – условная компиляция изменённых модулей в ЕХЕ файл
Build- безусловная компиляция многомодульной программы с созданием ЕХЕ файла
Target…-выбор в окне таргет целевой платформы для приложения
Primary file…-открывает окно для указания главного файла, компилируемой программы.
Меню Debug:
Breakpoints- установка точек условного и безусловного перехода
Call stack – показывает процедуры выполнявшиеся ранее.
Register – информация о регистрах процессора
Watch – окно значений переменных
Output – окно результатов работы программы
User screen – просмотр результатов включая графику
Evaluate/ modify.. – окно изменения значений выражений
Add watch – окно значений и переменных вовремя отладки
Add breakpoint.. – окно установки точек прерывания программы
Константы в TURBO PASCAL (целые, вещественные, 16-ричные, логические, символьные, строковые константы, конструктор множества)
Константы - могут использоваться целые, вещественные, шестнадцатеричные числа, логические константы, символы, строки, множества и признак неопределённого указателя NIL.
Целые числа: от –2147483648 до 2147483647
Вещественные числа: (экспоненциальная часть) 3.14E5
16-ричное число: $(код 36 в ASCII) $00000000- $F…$F(8)
Логическая константа: True, False.
Символьная константа: любой символ в ‘ ‘, либо указатель внутри кода #83=’S’
Конструктор множества - список элементов множества в [].
[1,2,3,4],[red, blue],[true, false]. В ТП разрешается объявление констант
const a=12/343;
Типизированные константы.
Типизированные константы фактически являются переменными со статическим классом памяти. В отличие от простых констант, в описании типизированных указывается как значение константы, так и её тип.
Существуют типы:
Константа, константа-адрес, константа-массив, константа-запись, константа-объект, константа-множество.
Указательный тип:
Type ptr = ^integer;
Conct intptr:ptr=nil;
Структурированный тип:
1 массив (array)
2 множество (set of 1..4)
3 запись (record)
4Объектного типа (object)
Оператор присваивания. Приоритет операций. Стандартные функции.
<имя переменной>:=<выражение>;
арифметические логические отношения прочие
1 NOT @-адресное преобразование
2 *,/,DIV,MOD AND,SHL,SHR
3 +,- OR, XOR
4 <;>;=; IN
Для повышения приоритета используются ().
Стандартные функции ТП.
ABS(X ) SQR(X) SQRT(X) TRUNG(X) ROUND(X)
COS(X) SIN(X) TG(X) ARCTANG(X) EXP(X)
LN(X) PRED(X) SUCE(X) ORD(X) CHR(X)
ODD(X) INT(X) FRAG(X) +,-,*,/ (X)DIV(Y)
MOD(X) NOT AND OR XOR
= < > I_SHL_J I_SHR_J
Операторы и функции безусловного перехода (goto, continue, exit, halt).
EXIT; - выход из программы или подпрограммы
HALT(COD);- (COD) – необязательный параметр, определяет код
HALT; - безусловная остановка программы
ERRORLEVEL; - вниз
BREAK; - досрочный выход из цикла
CONTINUE; - прерывает выполнение текущей операции в цикле, передаёт управление следующему оператору
Структуры простой и сложной программ в Турбо-Паскале.
PROGRAM<имя программы >;
USES<имя модуля>;
TYPE<раздел типов>;
LABEL<метки>;
CONST<константы>;
VAR<переменные и их типы>;
FUNCTION<имя функции>(имя переменной: тип)
BEGIN
операторы
END;
PROCEDURE<имя процедуры>(параметры)
BEGIN
операторы
END;
BEGIN
Текст основной программы
END.
Подпрограммы. Применение. Структура описания. Отличие процедуры от функции.
Самостоятельные, законченные фрагменты программы, оформленные особым образом, снабжённые именем – называются подпрограммами
Использование подпрограмм позволяет разбить программу на ряд независимых частей.
Подпрограммы используются:
1Для экономии памяти, когда некоторая последовательность действий встречается неоднократно на разных участках программы. Каждая подпрограмма существует в ед. экземпляре, но обращаться к ней можно неоднократно из разных точек программы.
2. В сложных программах при модульном проектировании.
Подпрограммы делятся на процедуры и функции
Результатом исполнения функции является единственное значение простого, строкового или указательного типа. Поэтому обращение к функции можно использовать выраженное наряду с константой и переменные.
Процедура обычно возвращает несколько значений, подпрограмма состоит из заголовка и тела подпрограммы.
Тело подпрограммы состоит из раздела описаний и раздела операторов.
Структура: PROCEDURE<имя процедуры >;
FUNCTION<имя функции>(параметр: тип);
USES<модули>;
LABEL<метки>;
CONST<константы>;
TYPE<типы>;
VAR<переменные>;
BEGIN
Тело подпрограммы
END;
Вложенные подпрограммы. Принципы локализации имен (локальные и глобальные переменные).
Вложенными являются подпрограммы, вызываемые из других подпрограмм.
Если какая либо программа использует некоторые переменные подпрограммы,
То данные переменные должны быть описаны не в подпрограмме, а в самой программе. Данные переменные называются глобальными, а переменные, объявленные в модуле или подпрограмме являются локальными, и значения этих временных нельзя использовать в главной программе.