Особенностью средних фирм является нишевая специализация.
Ниша – это рынок или его сегмент, который слишком мал для сильной конкуренции или пока никем не занят.
Выбор стратегии роста зависит от темпов роста средней фирмы и темпов роста ниши, в которой эта фирма оперирует.
Темпы роста ниши | |||
умеренные | ускоренные | ||
Темпы роста фирмы | умеренные | 1 – стратегия сохранения | 2 – поиск захватчика |
ускоренные | 3 – выход за рамки ниши | 4 – стратегия лидерства |
1. Стратегия сохранения направлена на сохранение существующего положения предприятия, так как нет необходимости расширения его деятельности (темпы роста ниши стабильны), и возможности (темпы роста невелики). Существует опасность потери ниши из-за изменения потребностей.
2. Стратегия поиска захватчика применяется тогда, когда у фирмы ощущается острая нехватка средств для сохранения своего положения в рамках ниши. Использование финансовых ресурсов крупной компании (захватчика) позволит средней фирме сохранить свое место в нише, фирма при этом может постоянно менять владельцев, сохраняя свою нишевую специализацию.
3. Стратегия выхода за рамки ниши эффективна только тогда, когда рамки ниши слишком узки для фирмы. Фирма может осуществить попытку превратиться в крупную монополию с потерей «нишевого» лица.
4. Стратегия лидерства в нише возможна только при двух условиях:
1) фирма растет так же быстро, как и ниша, что позволяет ей превратиться в ведущую монопольную компанию и не допустить в нишу конкурентов.
2) фирма должна иметь соответствующие финансовые ресурсы для поддержания своего ускоренного роста.
Стратегии роста крупных фирм.
Крупные фирмы в отличие от малых имеют возможность осуществления массового стандартизированного производства, а также расширения сферы своей деятельности (диверсификации производства). Однако пропорционально росту размеров компании падает ее гибкость.
В зависимости от темпов роста и степени диверсификации производства крупные компании можно разбить на три группы: «Гордые львы», «Могущественные слоны», «Неповоротливые бегемоты».
Характеристика | «Гордые львы» | «Могущественные слоны» | «Неповоротливые бегемоты» |
Рост | ускоренный | средний, стабильный | замедленный |
Диверсифи-кация | специализация в важном, перспективном и крупном сегменте рынка | широкая диверсификация в рамках крупного рынка | беспорядочная диверсификация на многих сегментах или рынках |
Прибыль | достаточная для ускоренного роста | достаточная и стабильная | недостаточная, возможно убытки |
Типичным «гордым львом» выступает фирма «Сони корпорейшн», лидер в производстве бытовой электроники. Эта фирма первой начала производство транзисторных радиоприемников, бытовых видеомагнитофонов, лазерных компакт-дисков, телевизоров высокой четкости.
Типичным «могучим слоном» является фирма «Симменс», производственная программа которой охватывает практически всю электротехнику. Чье бы ни было изобретение, выгоду от него всегда получит «Симменс», поскольку имеет возможность его использования в бесчисленных электротехнических устройствах.
Типичным «неповоротливым бегемотом» выступает концерн «Филипс». Концерн имеет около 350 фабрик, разбросанных по всему свету. Часто страдая от их неполной загрузки, «Филипс» пытается все производить сам. Ассортимент «Филипса» простирается от бритвы до прибора для лечения нервов, от долгоиграющей пластинки до персонального компьютера.