Внешний контроль и мониторинг в сфере образования

Контроль как функция управления объективно необходим. Контроль - это система наблюдения и проверки процесса профессионального функционирования соответствующего объекта с целью устранить его отклонения от заданных параметров, скорректировать поведение подконтрольного объекта.

Заказчиками и потребителями финансовой информации могут быть как внешние (государство, органы управления образованием, инвесторы, кредиторы и т.п.), так и внутренние (непосредственные участники финансовой и хозяйственной деятельности образовательных учреждений).

Внешний финансовый контроль независим от руководства контролируемого объекта. Он проводится внешними контролирующими органами и отвечает за достоверность своих материалов прежде всего перед внешними потребителями финансовой информации.

Внешний контроль осуществляется органами управления образованием, профессиональными сообществами и общественными организациями (внешний аудит). Содержанием внешнего контроля, как правило, выступает: оценка соответствия условий образовательного процесса лицензионным требованиям; оценка соответствия содержания, уровня и качества образования аттестационным требованиям; оценка соответствия целей, условий, содержания и результатов (эффективности) образовательного процесса аккредитационным показателям к учреждению заявленного типа и вида.

Мониторинг — это стандартизированное наблюдение за обра­зовательным процессом и его результатами, позволяющее созда­вать историю состояния объекта во времени, количественно оце­нивать изменение субъектов обучения и образовательной систе­мы, определять и прогнозировать направления их развития. Ос­новная цель создания системы мониторинга — повышение качества образования

К составляющим мониторинга относятся: объекты и субъекты образовательного процесса, комплекс показателей ка­чества образования, инструментарий, базы данных для накопле­ния информации, методики анализа, переработки и интерпрета­ции информации, программно-инструментальные средства обра­ботки данных. Ведущими функциями мониторинга в об­разовании являются: информационная, диагностическая, сравни­тельная и прогностическая. Основная сфера практическо­го применения мониторинга — информационное обес­печение управления качеством образования, осуществляемого раз­личными методами, в том числе и прямым административным вмешательством.

Статистика, описывающая состояние системы образования, может использоваться для демонстрации потребности в образова­тельных реформах, служить доказательством плохой работы пре­дыдущего управленческого состава в образовании или показывать преимущества проводимых в государстве реформ.

Условия эффективного проведения мониторинга. Специалисты по мониторингу выделяют ряд условий его эффективности, среди которых:

- использование системного подхода, обеспечивающего слажен­ную работу механизма по сбору; обработке, анализу и интерпре­таций -информации;

- сочетание количественных и качественных методов измере­ния в мониторинге; - репрезентативная совокупность показателей мониторинга, учет различных, в том числе и косвенно влияющих на результаты обучения, факторов;

- корректная интерпретация данных мониторинга с учетом различных влияний и связей между показателями;

- репрезентативность выборочных совокупностей учащихся, принимающих участие в мониторинге;

- привлечение к проведению, мониторинга квалифицирован­ных специалистов и преподавателей школ;

- использование качественного инструментария и современ­ного программного обеспечения для обработки и анализа данных мониторинга;

- методическая и финансовая помощь со стороны органов уп­равления образованием разного уровня.

 

Виды мониторинга

Информационный мониторинг. Проведение информационного мониторинга нацелено на сбор, накопление, анализ, структури­зацию и интерпретацию данных по выделенной совокупности показателей при условии, что анализ носит не сопоставительный или прогностический, а констатирующий характер.

Диагностический мониторинг. Диагностический мониторинг предназначен для определения того, как справляются с различ­ными темами или разделами учебного плана большинство уча­щихся.

Сравнительный мониторинг. Сравнительный мониторинг отли­чается от других видов мониторинга специфическим анализом данных, который направлен на сопоставление количественных оценок по совокупности показателей для регионов, областей, районов, школ, отдельных преподавателей и других участников образовательной деятельности.

Прогностический мониторинг. Прогностический мониторинг предназначен для выявления и предсказания позитивных и нега­тивных тенденций в развитии образовательных систем.

В системе образовательного мониторинга можно выделить три уровня:

- 1-й уровень – персональный; мониторинг осуществляется педагогом ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого учащегося и коллектива в целом);

- 2-й уровень – внутришкольный; мониторинг осуществляется администрацией образовательного учреждения (отслеживание динамики развития коллективов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени);

- 3-й уровень – муниципальный; мониторинг осуществляется органами управления образования (отслеживание динамики развития образовательных учреждений).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: