Б) Межправославная встреча в Салониках весной 1998 года

 

Сторонники выхода из экуменического движения еще в 1997 году ожидали положительного решения по этому вопросу от Архиерейского Собора, но, как известно, наше священноначалие посчитало необходимым по этому вопросу посоветоваться с другими Поместными Церквами и дождаться решения Всеправославного Совещания. Тем временем из ВСЦ вышла Грузинская Церковь.

 

Наконец, с 29 апреля по 2 мая 1998 года в Салониках (Греция) такое совещание состоялось, но оно было не столь представительным, как Совещание 1948 г., которое приняло решение не участвовать в экуменических организациях. На встрече в Салониках не было ни одного Патриарха. Возможно, поэтому это Совещание в документах называется не Всеправославным Совещанием, а скромнее — Межправославной встречей.

 

От каждой Поместной Церкви в этой встрече принимали участие один представитель и один консультант. От Русской Православной Церкви таковыми были председатель ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) и секретарь по межхристианским связям, член Синодальной богословской комиссии иеромонах Иларион (Алфеев) [5]. Оба делегата являются убежденными сторонниками экуменической деятельности.

 

Встреча явилась весьма своеобразным и пока единственным мероприятием, которым Православные Церкви отметили 50-летний юбилей Всеправославного Совещания 1948 года. Итоговый документ изложен канцелярским языком с широким применением противоестественной экуменической лексики. Намерения участников из текста документа непонятны, формулировки — неопределенны, а потому двусмысленны. Дух соглашательства и компромисса в отношении к своим неправославным партнерам по ВСЦ соседствует с резкими оценками в отношении своих единоверцев, возражающих против участия в экуменическом движении.

 

Темой совещания было: «Взаимоотношение между Православием и экуменическим движением». Согласно Итоговому документу, вопрос о выходе Православных Церквей из экуменического движения не стоял вовсе. При официальном освещении этой Межправославной встречи в Итоговом документе и в СМИ от церковной общественности было скрыто важнейшее событие: делегация Болгарской Православной Церкви высказала мнение о необходимости выхода из ВСЦ и надеялась, что другие участники встречи поддержат ее предложение. Убедившись, что этого не случилось, делегация Болгарской Церкви покинула это совещание до его окончания. По возвращении в Болгарию на заседании Синода было принято решение о выходе Болгарской Церкви из ВСЦ и других экуменических организаций, а также о роспуске ОВЦС. Синод Болгарской Церкви считает, что этот Отдел является наследием коммунистических времен и никак не способствует нормальной церковной жизни.

 

Если же судить по официальному Итоговому документу встречи в Салониках, — дело будто бы ограничилось дискуссией вокруг «смелого» предложения делегации Русской Православной Церкви послать в Хараре на Ассамблею ВСЦ в конце 1998 г. не официальные делегации, но лишь наблюдателей. Но и это предложение не прошло.

 

«После длительной дискуссии по этому предложению было принято компромиссное решение, — читаем в Коммюнике. — Поместные Церкви направляют все же делегатов, но не для участия в основной работе, а только для того, чтобы там, перед лицом инославных, засвидетельствовать свою озабоченность процессами, происходящими в ВСЦ, и потребовать его структурной перестройки. При этом православные делегаты не будут принимать участие в молитвах и других религиозных церемониях, а также в голосованиях и дискуссиях». Значит, теперь вместо «свидетельства истины Православия» православные экуменисты в загранкомандировках на экуменических сборищах будут «свидетельствовать свою озабоченность», причем без «дискуссий».

 

В конце документа звучит намек на мягко выраженную угрозу: «Эти полномочия (то есть то ли делегатов, то ли наблюдателей, не участвующих в «религиозных церемониях») сохранятся до тех пор, пока не будет закончена радикальная перестройка ВСЦ, которая сделает возможным надлежащее православное участие». То есть пока вы, неправославные члены, радикально не перестроитесь, до тех пор мы, православные члены, в ваших религиозных церемониях участвовать не будем и прекратим свидетельствовать истину Православия. Испугаются ли этого ультиматума неправославные члены, пойдут ли на «структурную перестройку», пока неизвестно. Ясно другое: участие «православных членов» в организации, где, как они говорят, «их заявления не принимаются во внимание и не влияют на процедуру и нравственный характер», будет продолжено.

 

Православные не только не влияют на нравственный характер своих партнеров по ВСЦ, но, как написано в Итоговом документе, все эти годы «православные были вынуждены участвовать в дискуссиях по вопросам, совершенно чуждым их традиции», то есть Священному Преданию. Выясняется, что многолетние экуменические контакты и диалоги привели не к обращению инославных в истинную веру, а к прямо противоположному результату.

 

«После ста лет православного участия в экуменическом движении и пятидесяти лет в ВСЦ, — написано в Итоговом документе встречи в Салониках, — мы не видим достаточного прогресса в многосторонних богословских дискуссиях между христианами... разрыв между православными и протестантами становится все шире». Совершенно не обращая внимание на свидетельство Истины православными членами, неправославные члены ВСЦ за последние десятилетия проявили склонность к церковному синкретизму, к женскому священству, к поддержке эмансипации сексуальных извращенцев-содомитов и совместным религиозным церемониям с язычниками.

 

Таким образом, «православное участие» в ВСЦ не только не обратило в истинную веру инославных, но даже не смогло приостановить их дальнейшую деградацию. Но так как дурной пример, как известно, заразителен, то происходит обратное — деградация православных экуменистов.

 

Было бы полбеды, если бы внешние экуменические контакты сказывались только на сотрудниках ОВЦС и не затрагивали внутренней церковной жизни. Однако все мы знаем, что это не так. Как пишут в своем Заявлении иноки Валаамского монастыря: «Экуменическое общение с еретиками по навязанным ими "правилам игры" ведет к размыванию православного самосознания... Заражаясь исподволь неправославными взглядами, они приносят их в православную среду, посевая тем плевелы соблазна».

 

И вот, несмотря на столь пагубные последствия такого способа «свидетельства истины», участники встречи в Салониках категорически заявляют, что от участия в экуменическом движении они не собираются отказываться. Доводы в пользу допустимости и полезности общения с еретиками, которых теперь элегантно называют инославными, были вновь высказаны на Межправославной встрече в Салониках. Главный из них формулируется так: Православные Церкви должны выполнять «миссию, возложенную на нас Господом нашим Иисусом Христом, — миссию свидетельства Истины перед неправославным миром». Об эффективности этой миссии сказано выше. Но есть и менее важные доводы. Например, возможность высказать на международном форуме свои суждения по вопросам мира, справедливости, развития и экологии, которые вряд ли можно отнести к истинам веры. Затем следуют и вовсе прагматические соображения о том, что без поддержки ВСЦ православные христиане на Востоке не выдержат натиск ислама. Как они его выдерживали в течение 12 столетий без ВСЦ, не уточняется.

 

Таковы доводы в пользу участия в экуменическом движении в целом и в ВСЦ в частности. Они вызывали и вызывают возражения со стороны не так называемых «экстремистских групп», о которых сказано в Салоникском документе, а у вполне уважаемых богословов, у большинства клириков, монашествующих и мирян. Трудно представить себе, чтобы все эти люди, зная о возложенной на них Господом нашим Иисусом Христом миссии, не желают выполнять ее. Указаний на подобную миссию — свидетельствовать о вере Православной еретикам в форме экуменических контактов — в Священном Писании и Предании нет. Их не смогли найти и участники Всеправославного Совещания в Москве 50 лет тому назад.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В Резолюции Всеправославного Совещания 1948 г. об экуменизме сказано, что «целеустремления экуменического движения, выразившиеся в образовании "Всемирного Совета Церквей" с последующей задачей организации "Экуменической церкви"... не соответствуют идеалу христианства и задачам Церкви Христовой, как их понимает Православная Церковь».

 

В ней отмечается, что попытки православных осуществить благодатное воссоединение Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви путем принятия инославными Православия, были отвергнуты протестантами.

 

Пятый, заключительный пункт Резолюции гласит: «Снижение требований к условию единения до одного лишь признания Иисуса Христа нашим Господом умаляет христианское вероучение до той лишь веры, которая, по слову Апостола, и бесам доступна (Иак. 2, 19; Мф. 8, 29; Мк. 5, 7), и, констатируя такое современное положение экуменизма, наше совещание Предстоятелей и Представителей Православных Автокефальных Церквей, молитвенно призвав в содействие Святого Духа, определило... отказаться от участия в экуменическом движении, в современном его плане».

 

Всеправославное Совещание 1948 года явило миру непреходящую истину обетования Спасителя о Его Церкви: Врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Деяния этого Совещания – свидетельство внутренней свободы Церкви Христовой, в каких бы условиях она не находилась. Вот слова протоиерея Григория Разумовского, сказанные им не в кулуарах, а с кафедры, во всеуслышание: «Слово Божие не обязывает государство давать Церкви какие-либо права, да таких прав у государства и нет. Деятельность Церкви – вне сферы влияния государства. Права Церкви – от Бога. Не будем умалять достоинство Церкви. Мы служим народу на тех же правах, как и государство ему служит. Государство не над Церковью, а рядом с нею, с равной ответственностью пред Богом – оно за тело, мы за душу».

«Права Церкви – от Бога» – такое можно прочесть у первосвятителей XVII века, но трудно представить, что это говорит русский священник в Москве во времена Сталина. В XVIII и XIX веках в Православном Царстве такие речи были под запретом со времен Петра I. Таких слов мы не слышим даже сегодня. Невозможно, чтобы доклады протоиерея Григория Разумовского, архиепископа Серафима (Соболева), митрополита Нестора (Анисимова) и других участников Всеправославного Совещания 1948 году были составлены по указке власти или даже самого тов. Берии, как в этом нас хотят уверить нынешние либералы и обновленцы, хотя и не подтверждают этого документами. Это ложь.

Итак, в отношении экуменического движения наше священноначалие в 1948 и в 1961 гг. приняло два прямо противоположных решения. Так как решения эти в обоих случаях должны были основываться на Священном Предании, на которое ссылаются и сторонники, и противники участия в ВСЦ, то ясно, что только одно из решений могло ему соответствовать, потому что Священное Предание не может дать два противоположных ответа на один и тот же вопрос. Конечно, предание может быть неверно истолковано, но Деяния Совещания 1948 г. не оставляют сомнения в том, что решение было принято после серьезного рассмотрения богословских и канонических доводов. Вывод может быть только один: решение о неучастии в экуменическом движении основано на Священном Предании и Писании и более точно выражает православный взгляд на эту проблему. Решение же о вступлении в ВСЦ было принято без опровержения Резолюции 1948 г., исключительно по соображениям церковной политики. И в настоящее время противодействие выходу из ВСЦ, на котором столь обоснованно настаивает большинство народа церковного, тою же политикой определяется.

 

Изучая проблему участия Православных Церквей в экуменическом движении, мы должны учитывать и то, что Церковь всегда испытывала давление со стороны государства и других сил мира сего и не была полностью свободна в области церковной политики, тем более внешней, к которой относятся взаимоотношения с инославными «церквами». Некорректно преувеличивать такое давление в 1948 г. и не замечать его в 1961 г. или в наше время. Стоит ли говорить о том, что со времени разрушения Советского Союза наша страна (а значит, и Русская Церковь) подвергаются давлению непосредственно от устроителей нового мирового порядка.

 

Участие в ВСЦ и в работе всевозможных смешанных богословских комиссий, безусловно, ослабляет единство Церкви и усиливает недоверие паствы к пастырям. Если Церковь откажется от своего многовекового опыта борьбы с поползновениями диавола смешать ложь с истиной, то подобное смешение станет привычным и тем более пагубным. А смешение это уже налицо. «Православные экуменисты» открыто, в печати и по «христианским радиоканалам» проповедуют ересь и совращают в нее мирян. Архиепископ Серафим еще 50 лет тому назад отметил: «Ныне среди православных царствует всеобщее ослепление в вопросах веры».


Далеко не все готовы встать «на путь истинной христианской жизни, на путь бескомпромиссной борьбы со страстями и грехом, через неуклонное исполнение божественных заповедей, на путь узкий, скорбный и тернистый», — говорил архиепископ Серафим (Соболев).

 

А потому вопрос об экуменизме, его приятии или неприятии сводится на самом деле не к логическим доказательствам или сиюминутной пользе, но к выбору пути. Один — истинный, узкий путь — ведет ко Христу и спасению, другой — лживый и широкий — ведет в погибель. Враг нашего спасения расставляет ловушки на все вкусы: экуменизм, обновленчество, расколы, секты, масонские ложи и т. п. В результате — отступление православных от своей веры через попрание ими воли Божией, явленной в Священном Предании, неотъемлемой частью которого является догмат о Церкви. Одна из причин этого отступления — участие Русской Православной Церкви в экуменическом движении.

 

Это участие в еретической «церкви» оправдывается тем, что оно будто бы дает возможность нести истину Православия еретикам или что оно избавляет нас от изоляции. Но подобные объяснения фальшивы, потому что экуменисты заинтересованы не в истине. Наоборот, все их усилия, вольно или невольно, направлены на борьбу с истиной и на разрушение оплота ее — Церкви Христовой. Поэтому архиепископ Серафим (Соболев) совершенно справедливо сделал вывод: «Отношение православных экуменистов к экуменизму является сплошным бесчинством. Но в бесчинстве, по учению Апостола Павла, нет любви. «Любовь, — говорит он, — не бесчинствует» (1 Кор. 13, 5).

 

Предостерегая от соблазна «экуменической любви», архиепископ Серафим (Соболев) говорил: «Да избавит нас Господь от такой любви... Да, мы одиноки. Но в этом одиночестве, в этой нашей обособленности — залог спасения от гибельного натиска на Русскую Церковь со стороны масонства, залог спасения не только Русской, но, может быть, и всей Вселенской Православной Церкви... Будем руководствоваться словами Священного Писания: "Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверными?" (2 Кор. 6, 14–15). "Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых"» (Пс. 1,1).


Будем помнить слова владыки Серафима: «Экуменизм еще не будет торжествовать своей победы, пока он не заключит все Православные Церкви в свое экуменическое вселенское кольцо. Не дадим ему этой победы! Памятуя его сущность и его цели, всецело отвергнем экуменическое движение, ибо здесь — отступление от православной веры, предательство и измена Христу, чего всячески мы должны избегать...»


В заключение еще раз повторим сказанное выше. Оба решения — и отказ от участия в ВСЦ в 1948 г., и согласие на такое участие в 1961 г. — были приняты священноначалием по согласованию с государством, но лишь одно из них может быть согласно воле Божией, основано на Священном Предании. С 1948 до 1998 года ни экуменическое движение, ни тем более Церковь не изменились. Именно отказ от участия в экуменическом движении в 1948 году имеет глубокие богословские и канонические основания. Они остаются неизменными и поныне, и их невозможно ни опровергнуть, ни замолчать. Именно они служат основанием для тех, кто, будучи искренно предан Церкви, с доверием обращается к священноначалию и призывает к исправлению допущенной в 1961 году ошибки (или скорее вынужденного решения), призывают вернуться к тому решению, которое было обосновано и принято на Всеправославном Совещании в 1948 году.

 

Единственно приемлемой и крайне необходимой мерой для решения этой болезненной проблемы может и должно быть открытое обсуждение того, допустимы ли экуменические контакты, полезны ли они для Церкви, и если нет, то как их прекратить. Такому серьезному и искреннему обсуждению могут помочь Деяния Всеправославного Совещании в Москве в 1948 году.

 

Слова протоиерея Григория Разумовского, сказанные им 50 лет тому назад, оказались пророческими. «Истинно верующий народ, жадно внимающий Слову Божию и старающийся претворить его в жизнь», отверг экуменическую ересь. Нашлись и такие, «которые способны вместе со словом Божиим принимать материальные подарки и материальное устройство... Вера их не выше веры бесовской». Пусть «православные экуменисты» открыто объявят о своем несогласии с учением Церкви, покинут Церковь и станут просто экуменистами. Тогда оставшиеся единым сердцем смогут исповедовать веру в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, а на ближайшем Соборе будут повторены слова 50-летней давности: «Наша Церковь не хочет, не может и не должна быть под влиянием нецерковных организаций. Мы будем оберегать свою духовную свободу как неоценимое сокровище».

 




Примечания

 

[1] Деяния Совещания Глав и Представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия Автокефалии Русской Православной Церкви. 8-18 июля 1948 года. Т. 1–2. М., изд. Московской Патриархии, 1949.[2] Желающие могут сами проследить исполнение этой масонской программы в жизни Православных Церквей, а также и увидеть современных ее исполнителей. В своем выступлении Дж. Мотт уточнил: «Из всех семнадцати предложений самым стратегическим является последнее, которое призывает к созданию "Всемирного Совета Церквей". Если это будет выполнено, станут осуществимыми все другие предложения».

[3] Деяния Совещания... Т. 2. С. 364-386.

[4] В этом не оставляет сомнения хотя бы головокружительная церковно-административная карьера митрополита Никодима в годы «хрущевского» гонения на Церковь.

[5] Выученик Оксфорда, иеромонах Иларион (Алфеев) в своей книге «Мир Исаака Сирина» (М.,1998) проповедует учение о конечности загробных мучений и делает вывод о всеобщем спасении и грешников, и праведных. По сути это осужденное на V Вселенском Соборе учение об апокатастасисе. В этом сочинении он приписывает преподобному Исааку Сирину уклонение в несторианскую христологию лишь для того, чтобы доказать, что в числе православных святых были еретики, а потому не грех признать святыми и людей, канонизированных еретическими «церквами». Такие изыскания делаются и публикуются отнюдь не из-за академического интереса, а имеют сугубо практическое приложение: экуменическая деятельность не ограничивается Ассамблеями ВСЦ, а идет сразу в трех направлениях: диалоги с протестантами, католиками, монофизитами — и везде требуется стереть различие между Православием I и ересью.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: