Совершенствование составления бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах

За последние годы все больше фирм сталкивается с проблемой подготовки своей отчетности в соответствии с международными стандартами (МСФО).

Трансформация (restatement) - это процесс подготовки отчетов по МСФО на заданную дату путем внесения корректировок в статьи российской отчетности для приведения их в соответствие с требованиями международных стандартов. Трансформация не требует обязательного наличия специализированных программ и может проводиться с использованием электронных таблиц, например MS Excel.

Трансформация по своей сути - это перегруппировка учетных данных фирмы в другой бухгалтерский стандарт. Единого алгоритма трансформации отчетности нет. Следовательно, каждый случай требует индивидуального подхода.

Процесс трансформации можно представить себе как корректировку данных предшествующих отчетных периодов. При этом в отчетность, которая сформирована в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета, вносят изменения для того, чтобы привести ее в соответствие с международными стандартами.

Перед тем как непосредственно приступить к процессу трансформации, необходимо обладать достаточной информацией о предприятии. Помимо российской бухгалтерской отчетности, которая, собственно, и подлежит трансформации, это могут быть сведения о структуре предприятия, основном виде ее деятельности и др. Более подробно список необходимых данных можно представить так:

) структурная схема организации;

) правовой статус и время образования компании;

) объем уставного капитала и информация об операциях с ним;

) подробные данные о среднесписочной численности работников;

) данные о событиях после отчетной даты и информация о возможном материальном ущербе;

) данные об имуществе, переданном в залог;

) кредитные договоры с банками и т. д.

При составлении финансовой отчетности по МСФО компании используют валюту, в которой совершается большинство операций. Однако, чтобы удовлетворить требования различных пользователей отчетности, могут быть подготовлены варианты отчетов и в других валютах.

Схема трансформации отчетности представлена на рисунке 1:

 

Рис. 1 Этапы трансформации финансовой отчетности


Во-первых, выявляются расхождения в учете по российским стандартам с МСФО. Для этого, в частности, проводится:

) инвентаризация запасов на отчетную дату, в процессе которой определяется их рыночная стоимость;

) инвентаризация дебиторской задолженности с целью начисления резерва сомнительных и безнадежных долгов;

) инвентаризация основных средств на предмет установления их чистой рыночной стоимости и обесценения, вызванного моральным и физическим износом функционирующих в настоящее время активов;

) оценка долгосрочных финансовых инвестиций и инвестиционной собственности по рыночной стоимости с последующим начислением резерва переоценки этих активов.

Во-вторых, составляются корректировочные проводки, а План счетов приводится в соответствие с планом счетов по МСФО. При составлении корректировочных проводок в действующем российском Плане счетов рекомендуем выделить два дополнительных счета:

) счет 84-11 «Корректировки нераспределенной прибыли/непокрытого убытка отчетного периода» - для группировки корректировочных проводок по событиям, относящимся к отчетному периоду;

) счет 84-12 «Корректировки нераспределенной прибыли/непокрытого убытка прошлых лет» - для группировки корректировочных проводок по событиям прошлых лет.

Международные стандарты финансовой отчетности не предписывают определенную структуру для Плана счетов и их нумерацию. Поэтому предприятие, в зависимости от вида своей деятельности, вправе самостоятельно разработать свой План счетов. Схематически его структуру можно представить так:

) текущие (оборотные) активы;

) долгосрочные (внеоборотные) активы;

) краткосрочные обязательства;

) долгосрочные обязательства;

) собственный капитал;

) доходы от основной деятельности;

) расходы от основной деятельности;

) расходы по реализации и административно-управленческие расходы;

) доходы и расходы от неосновной деятельности.

В-третьих, разрабатывается трансформационная модель. Это совокупность электронных таблиц, куда заносятся данные российской бухгалтерской отчетности, корректировки и получаемые в результате данные международной отчетности. В самом простом варианте у предприятия может быть всего одна трансформационная таблица, в которой по строкам показывается наименование статей баланса и отчета о прибылях и убытках по МСФО, а по столбцам - остатки по данным российского бухучета, номера трансформационных проводок и выводимые на их основе цифры отчетности по МСФО.

В-четвертых,составляются проводки по реклассификации, то есть необходимо перенести уже скорректированные остатки с российского Плана счетов на план счетов по МСФО. Его предприятие разрабатывает самостоятельно, в зависимости от вида своей деятельности.

В-пятых, составляется трансформированная отчетность. Рассмотрим методику трансформации на конкретном примере. Она может отличаться в зависимости от вида деятельности фирмы.

Предлагаем трансформацию отчетности в соответствии с МСФО проводить на основе табличного редактора MS Excel путем составления набора взаимосвязанных электронных таблиц.

Большая их часть - аналитические расшифровки по основным статьям баланса, частично по отчету о финансовых результатах, отчету о движении денежных средств и изменениях в капитале. Для того, чтобы реально работал этот метод трансформации, ко всему массиву операций нужны дополнительные сведения, которых принципиально нет в российском учете. Взять, например, основные средства. Их стоимость и амортизация по МСФО рассчитываются иначе, чем по РСБУ. Значит, для их определения понадобится расшифровочная информация. Результат - отдельная таблица по основным средствам, в которой каждое основное средство должно быть представлено отдельной строкой. Так же по запасам, нематериальным активам, кредитам, ценным бумагам и прочему - то есть по всем видам операций предприятия.

В каждую аналитическую таблицу построчно вносятся данные по объектам учета или операциям (как информация по РСБУ, так и различные классифицирующие признаки по МСФО) и формулы пересчета их характеристик в соответствии с международными стандартами. В расчетных колонках получаем искомый результат.

Количество таких таблиц велико, но не безгранично, определяется здравым смыслом и наиболее существенными расхождениями между российскими правилами учета и МСФО. Всего потребуется заполнить порядка 20-30 форм. Трудоемкость этой задачи зависит от масштаба деятельности предприятия и объема входящей информации.

Работа по заполнению аналитических таблиц в основном ведется вручную. Автоматизировать регулярный импорт нужных данных из разных, не только бухгалтерских, учетных систем в Excel достаточно сложно. Процесс заполнения таблиц строится так. Сотрудникам разных отделов бухгалтерии раздаются Excel-формы, которые заполняются, форма автоматически, если в ней заложены соответствующие алгоритмы, сама себя проверяет, после чего поступает в подразделение, занимающееся трансформацией. Там эти данные либо непосредственно используют, либо переносят в общий файл.

Есть два варианта трансформации в Excel: все таблицы находятся на разных листах одного файла либо разнесены по разным файлам. В первом случае проще установить упорядоченную систему связей и формул, но совершенно невозможно разграничить доступ. Файл, открытый одним сотрудником, будет недоступен для одновременной работы другому. Во втором - возможна ситуация, когда один работник трудится над одним отчетом, второй в то же время - над другим, но грамотно связать данные достаточно сложно, но не невозможно.

При работе с аналитическими таблицами практикуются два подхода. Если компания небольшая, операций немного, то данные по каждой можно обработать и пересчитать отдельно. Если их тысячи, это просто нереально. В таком случае используется метод экстраполяции. Берется некая выборка значимых операций, на ее основе определяются их расчетные характеристики по МСФО, и данная методика применяется ко всему массиву операций.

Когда аналитические таблицы готовы, а данные в них пересчитаны, приходит время корректирующих проводок. В большинстве случаев они «рисуются» на отдельном листе, причем без особой связи с исходными данными: дебет-кредит, сумма. На практике встречаются самые разные варианты, например корреспонденция счетов может меняться в зависимости от того, доход получился в итоге или расход. Поэтому зачастую корректировки рассчитываются на тех же листах, что и аналитика, а потом вручную сводятся вместе на отдельном листе.

Окончательное преобразование российской отчетности в международную происходит в так называемой горизонтальной модели трансформации. Она представляет собой план статей баланса и отчета о прибылях и убытках (их обычно размещают на одном листе, что - бы просматривать во взаимосвязи). В модель включены результаты первоначальной трансформации из РСБУ, последовательно все корректирующие проводки (чтобы видеть, как менялось значение каждой статьи) и конечный результат по МСФО.

На отдельном листе сводятся (вручную или автоматически) непосредственно финальные отчеты и примечания: необходимые расшифровки и пояснения к ним.

В связи с принятием Минфином России Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу актуальными становятся вопросы подготовки организаций к переходу на составление и представление финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

В последние десятилетия усилилась тенденция к интеграции разных стран в единое мировое сообщество, все чаще возникает необходимость в сравнении финансовой отчетности компаний разных стран, составленной в соответствии с разными стандартами финансовой отчетности.

Именно поэтому возникла необходимость разработки международного бухгалтерского языка, который был бы понятен пользователям финансовой отчетности в любой стране мира. Таким языком стали Международные стандарты финансовой отчетности.

Переход на МСФО стал мировой тенденцией и к нему необходимо готовиться уже сегодня с тем, чтобы получить конкурентные преимущества завтра.

Благодаря существованию глобальной информационной сети Интернет открываются новые возможности для взаимодействия государственных органов с физическими и юридическими лицами.

Во многих странах обмен годовой отчетностью о деятельности предприятий и физических лиц происходит только в электронном виде. В Российской Федерации не так давно появилась возможность сдачи отчетности через сеть Интернет. Но выбор способа представления отчетности пока остается за предприятиями. Многие продолжают сдавать отчетность в бумажном виде, что создает массу неудобств как налоговым службам, так и самим предприятиям.

Система сдачи годовой отчетности через Интернет позволит ООО ПКП «Мордовспецподрядчик» совершать сдачу электронной отчетности в различные контролирующие органы без дублирования на бумаге, избавит бухгалтера от бумажной волокиты и очередей в налоговых инспекциях. В настоящее время согласно п. 2 ст. 230 Налогового кодекса РФ представление налоговой отчетности на магнитном носителе обязательно в случае, если численность физических лиц, получивших доходы, составляет более 10 человек. Во всех иных случаях требования налоговых органов об обязательном представлении отчетности на магнитном носителе как вместо документа на бумажном носителе, так и в порядке дублирования информации, содержащейся на бумажном носителе, не основаны на законе.

Система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи позволяет избежать необходимости посещать налоговую инспекцию, дублировать отчетность на бумажных носителях.

Кроме того, она обеспечивает оперативное обновление форм отчетности и средств контроля по каналам связи в случае изменения форматов, получать общедоступную информацию от налоговых органов, подтверждение доставки отчетности, а также обеспечивает конфиденциальность предаваемой отчетности.

В соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) представление бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде по ТКС будет осуществляться по инициативе ООО ПКП «Мордовспецподрядчик» и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки.

Представление бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде будет осуществляться через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику.

Для того чтобы подключиться к системе сдачи налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, ООО ПКП «Мордовспецподрядчик» будет необходимо:

) получить информацию о возможности представления налоговых деклараций в электронном виде в налоговой инспекции, в которой налогоплательщик состоит на учете;

) выбрать оператора связи и заключить с ним договор;

) приобрести программное обеспечение, совместимое с программным обеспечением, установленным в налоговой инспекции, и установить его на компьютере, имеющем выход в сеть Интернет. Необходимое программное обеспечение может быть предоставлено оператором связи.

Основные преимущества системы сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности через Интернет:

) экономия рабочего времени (нет необходимости стоять в очередях и посещать налоговую инспекцию для сдачи отчетности; вся информация может отправляться из офиса налогоплательщика в любое время суток);

) отсутствие дублирования (представление бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не требует дублирования этих документов на бумажных носителях);

) избежание ошибок (при формировании информации с использованием средств выходного контроля налогоплательщику предоставляется возможность подготовки ее, формировать в стандартном формате с контролем за правильностью заполнения полей форм отчетности; при этом осуществляется проверка актуальности версии заполняемой формы);

) гарантия оперативного обновления форматов представления информации в электронном виде (в случае изменения форм налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, иных документов или введения новых форм отчетности налогоплательщик до установленного срока представления информации автоматически получает возможность обновления новых версий форматов ее представления в электронном виде);

) возможность получения информационной выписки (отправив информацию в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, налогоплательщик имеет возможность получить информационную выписку о выполнении обязательств перед бюджетом разных уровней (распечатки по налогам), которая также передается по каналам связи в зашифрованном виде налоговой инспекцией через оператора связи);

) оперативное информирование (налогоплательщик имеет возможность получения по электронной почте общедоступной информации от налоговых органов: сведения об изменении налогового законодательства, изменение бюджетных счетов, нормативных актов и т.п.);

) подтверждение доставки отчетности (после отправки информации в налоговый орган налогоплательщику гарантировано подтверждение ее получения, имеющее в спорных ситуациях юридическую силу);

) конфиденциальность (система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи предполагает защиту информации, содержащейся в направленных документах, от просмотра и корректировки);

) повышение оперативности обработки информации, исключение технических ошибок (отчетность, направленная в инспекцию в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, проходит входной контроль и разносится по лицевым счетам).

Для обеспечения передачи и приема отчетности через Интернет на сервер предприятия ООО ПКП «Мордовспецподрядчик» будет использовать электронный адрес и оригинальные коды и пароли, которые ООО ПКП«Мордовспецподрядчик» получит индивидуально.

По завершении ввода показателей бухгалтерской отчетности в компьютерную программу предприятия будет осуществляться проверка соответствия введенных показателей установленным правилам по их увязке, после чего производится блокировка показателей.

При сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы по электронной почте применяется специальная технология электронного документооборота. В рамках такого документооборота налогоплательщик осуществляет обмен документами в электронном виде только с налоговым органом и оператором связи.

Сначала налогоплательщик формирует документ, подписывает и шифрует его. Потом документ отправляется оператору связи, который создает метку времени сдачи отчетности и отправляет ее организации, сдающей отчетность, и государственному органу - получателю отчетности. После проставления подписей в метках их возвращают фирме - оператору связи. Оператор сохраняет метки в архиве и передает отчетность в налоговый орган.

После получения отчетности и расшифровки налоговый орган выдает квитанцию о получении и передает ее через оператора связи юридическому лицу, составившему отчетность. Эту квитанцию предприятие хранит до получения протокола из налоговой службы.

После проверки отчетности налоговая служба формирует протокол входного контроля и передает его через оператора связи в фирму, составившую отчетность на подпись. Там его подписывают и возвращают. У фирмы - отправителя отчетности, у фирмы - оператора связи и в налоговой инспекции остаются в архиве копии подписанного протокола.

При возникновении спорных ситуаций, связанных с оспариванием подлинности и (или) содержимого документа, а также при разногласии в дате и времени поступления электронного документа проводится экспертиза электронно-цифровой подписи документов. Для ее осуществления привлекается оператор связи.

Подобная система позволит ООО ПКП «Мордовспецподрядчик» экономить собственное время (исключается хождение в инспекцию и стояние в очереди), сдавать отчетность 24 ч в сутки в течение всей недели и предотвратить сдачу отчета с какими-либо неточностями, поскольку программа, предложенная оператором связи, не пропустит документа с неверными данными.

Предложенные нами в мероприятия по совершенствованию порядка составления бухгалтерской отчетности, а именно предложения по трансформации отчетности в соответствии с международными стандартами учета и финансовой отчетности и предложения по сдаче налоговой и бухгалтерской отчетности по каналам связи позволят, во-первых, повысить интерес к предприятию у внешних пользователей отчетности, составлять и представлять отчетность на более новом, качественном уровне, а также значительно упростить процедуру сдачи отчетности в налоговую инспекцию и сократить время ее сдачи.

 




Заключение

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности и составляется на основании данных бухгалтерского учета.

Бухгалтерская финансовая отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета, собранных на синтетических и аналитических счетах. Это обеспечивает ее повышенную достоверность.

Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Основным стандартом, регулирующим порядок формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО, является МСФО 1 "Представление финансовой отчетности".

Отличительная черта бухгалтерской финансовой отчетности - наличие взаимосвязи показателей, отраженных в разных формах, с показателями бухгалтерского баланса.

Бухгалтерский баланс - один из основных источников информации для внешних пользователей. Изучая баланс организации, можно определить, чем владеет ее собственник и сумеет ли организация оправдать взятые на себя обязательства перед акционерами, инвесторами, кредиторами. Данные баланса необходимы собственникам для контроля над вложенным капиталом, руководству организации при анализе и планировании, банкам и другим кредиторам - для оценки финансовой устойчивости.

При составлении бухгалтерского баланса в ООО ПКП «Мордовспецподрядчик» используются в основном данные Главной книги.

Изучение содержания структуры бухгалтерского баланса позволяет сделать ряд важных выводов, необходимых как для осуществления текущей финансово-хозяйственной деятельности, так и для принятия управленческих решений на перспективу. Отчет о финансовых результатах относятся к числу основных форм бухгалтерской отчетности организации. Он дает представление о финансовых результатах хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Годовой отчет о финансовых результатах обобщает информацию о финансовых результатах отчетности года и входит в состав годовой отчетности.

Значение отчета о финансовых результатах определяется ролью чистой прибыли как показателя оценки эффективности хозяйственной деятельности коммерческой организации и источника финансирования расширенного воспроизводства.

Взаимосвязь бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах осуществляется через показатель чистой (нераспределенной) прибыли или чистого (непокрытого) убытка.

Вообще, кроме прямой взаимоувязки баланса с отчетом о прибылях и убытках по показателю финансового результата, существует косвенная взаимосвязь, также основанная на прибыли организации.

В системе бухгалтерского учета финансовый результат можно определять, по крайней мере, двумя способами: в соответствии с концепцией статического баланса и с концепцией динамического баланса.

На практике для определения финансового результата широко используется положения концепции динамического баланса. Этот подход предполагает определение за соответствующий период доходов и связанных с ними расходов.

Получается, что отчет о финансовых результатах является дополнением к бухгалтерскому балансу, раскрывая порядок формирования его моментных показателей.

Обе формы являются незаменимыми для анализа хозяйственной деятельности организации, отражая важнейшие ее аспекты.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: