Методы воспитания детей

 

Воспитание детей - одна из основных родительских задач, которая может иметь множество решений.

Важную роль при выборе методов воспитания имеет стиль родительского поведения, который может быть авторитарным, попустительским и демократичным.

Психолог Мария Курочкина разделила методы воспитания на 7 типов. [6]

Первый тип - это метод беседы или убеждения. В процессе беседы родитель объясняет то, как надо себя вести в той или иной ситуации.

Второй тип - это метод положительного подкрепления. Этот метод заключается в выражении ребенку позитивных эмоций, вызванных его поступком. Это и улыбка, и поцелуй, и объятие, и приятный слова и т.д.

Третий тип - это метод отрицательного подкрепления. Он основан на выражении ребенку негативного отношения к его действиям. Это и замечание, и укор, и наказание. Следует отметить, что здесь к наказанию не относится физическое наказание. Наказание может заключаться в тайм-ауте или штрафе. Штрафом может быть лишение сладкого или других вкусностей (но не еды).

Четвертый тип - это метод "обучения-выправления". Основа метода: за хорошие поступки - положительное подкрепление, за плохие поступки - отрицательное. Отличие этого метода от второго и третьего метода заключается в том, что он объединяет их в одном.

Пятый тип - это метод "1-2-3". Заключается метод в том, что родитель делает замечание ребенку по поводу его поведения и начинает считать до трех. Если на счет "три" ребенок не прекращает плохо себя вести, следует наказание. Применяя этот метод родитель должен быть спокоен, уверены в себе, считать четко.

Следующий тип - это метод "заезженная пластинка". Если, например, мама будет без конца повторять своему сыну: "Саша, ешь суп". И при этом на любую его отговорку все равно повторять это, то через некоторое время ребенок начинает есть.

И последний тип - это метод физического воздействия. Это шлепки, подзатыльники и битье.

Сегодня психологи отмечают метод физического наказания как самый неэффективный и травматичный для подрастающей личности. В нашей работе мы категорически не приемлем физическое наказание. В первую очередь надо наладить с ребенком психологический контакт, и пытаться воздействовать на него гуманными способами.

 

Воспитание нравственности

 

Осуществление нравственного воспитания возлагалось главным образом на родителей, которые стремились внушить детям уважение к старшим, воспитать правдивость, скромность, вежливость, послушание, умение вести себя среди знакомых и незнакомых, равных по возрасту и старших, следить за чистотой и опрятностью.

Семейное воспитание обычно сводилось к закреплению в сознании ребенка простых норм обыденной жизни, в которых отражалась определенная система морали.

Простые нормы нравственности, цель воспитания которых - поддержание элементарного порядка, в раннем дошкольном возрасте воспринимаются детьми как система требований без надлежащего их осмысления. Воспитывая у детей простые повседневные правила поведения, мы воспитываем свой моральный кодекс, которым руководствуемся сами в процессе практической деятельности.

На формирование нравственного сознания ребенка огромное влияние оказывает детский сад, затем школа. Но именно в семье закладываются первоначальные основы нравственности личности. Простые нормы сохраняются на протяжении всей жизни человека, хотя с годами изменяется их содержание.

Родители должны помнить, что в воспитании простых норм нравственности на них ложится особая ответственность, так как они первыми формируют в сознании ребенка эти нормы, закрепляют их личным примером.

Нравственное просвещение осуществляется различными путями, главным образом путем проведения этических бесед, лекций, диспутов и т.д.

Важнейшей задачей нравственного воспитания является перевод поступков в привычки. Педагогические требования к воспитанию нравственных привычек основаны на единстве и взаимосвязи поведения и сознания ребенка. Прежде чем начать вырабатывать ту или иную привычку, необходимо расположить вашего ребенка к приобретению положительной или искоренению отрицательной привычки.

Если вы хотите воспитать в детях чувство ответственности, вы должны в первую очередь дать возможность проявить себя: доверять им, ставить перед ними задачи, которые они обязаны выполнить.

Время, когда целесообразнее прививать ребенку тот или иной навык культурного поведения, лучше всего подсказывает начало той или иной его деятельности. Например, в 3-4 года, когда дети начинают принимать активное участие в самообслуживании, взрослые приучают их к чистоте и аккуратности. В этом же возрасте - с развитием и пониманием речи окружающих - вырабатываются умения обращаться с просьбой, выражать свою речь понятно для окружающих и т.д.

С детьми постарше можно специально беседовать на этические темы, не злоупотребляя, естественно, и не нравоучениями. Такие беседы помогут детям усвоить такие понятия, как справедливость, скромность и отзывчивость. [16]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: