Анкетирование родителей

 

Мы создали анкету для родителей (см. Приложение №1) с целью определить методы воспитания, наказания и поощрения детей.

Таким образом, мы сможешь решить следующие задачи:

. проанализировать основные методы и средства семейного воспитания;

. проанализировать методы поощрения и наказания детей.

Методика проведения:

Родителям: мама, папам, бабушкам и дедушкам была предложена анкета.

Нами были получены следующие результаты:

% родителей прибегают к тому или иному методу наказания ребенка и только 5% родителей ответили, что не наказывают вообще.

Что касается методов воспитания, то оказалось, что к физическому воздействию прибегают только 20% процентов родителей, а оставшиеся 80 прибегают к другим формам воспитания.

Проранжировав ответы родителей, мы получили следующие результаты:

% прибегают к методу "обучения-выправления", 15% - к методу положительного подкрепления, 10% - к методу беседы. Стоит отметить, что никто из опрошенных родителей не прибегал к методу "1, 2, 3".

При выявлении методов поощрения, мы получили следующие результаты, представленные в диаграмме 1.

 

Диаграмма 1

 

Стоит отметить, что при анкетировании родителей, не было выявлен метод "внутреннего" поощрения.

При выявлении методов наказания, нами были получены следующие результаты, приведенные в диаграмме 2.

 

Диаграмма 2

 

Что касается самой цели наказания, то более 90% родителей определяют её как послушание и всего 5% опрошенных полностью отказались бы от наказания.

Более 85% опрошенных ответили, что хотя бы один раз доводили своего ребенка до слез и 95% ответили, что считаю себя хорошими родителями.

Таким образом, мы видим следующую картину: большинство родителей использует разнообразные методы и формы воспитания детей, в которых физическое наказание стоит на втором месте.

Наиболее популярный методом стал метод "обучения-выправления". Он является наиболее гуманистический и правильный, потому что основан на том, что за хорошие поступки ребенок получает положительное подкрепление, а за плохие - отрицательное.

Так же стоит отметить, что не смотрю на повсеместную критику физического наказания, родители, не смотря на это, продолжают его использовать.

Тестирование детей

 

Мы воспользовались тестом "Кинетический рисунок семьи" Дж. Дилео с целью выявления психоэмоционального состояния ребенка и отношений в семье, которые могли бы тревожить его.

Таким образом, мы сожжем решить следующую задачу: выявить влияние определенных методов воспитания, поощрения и наказание на развитие и психоэмоциональное состояние ребенка.

Методика проведения:

Ребенку предлагается лист бумаги формата А4 и ручка. И ставится задача - нарисовать свою семью.

При анализе рисунков мы акцентировали своё внимание на следующих моментах:

.   все ли члены семьи изображены;

2. чем они занимаются;

.   взаимное расположения нарисованных;

.   соотношения нарисованного;

.   отсутствие некоторых частей тела;

.   прорисованность отдельных частей тела. [4]

Выделяется три уровня детско-родительских отношений:

1. Высокий - на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре листа ребенок и все члены его семьи, рисунок тщательно прорисованный, занятия родителей или его самого спокойные, на лицах улыбки;

2. Средний - на рисунке нет одного из членов семьи, родители и ребенок располагаются далеко друг от друга, отсутствие некоторых частей тела, грустные гримасы;

3. Низкий - на рисунке изображены пугающие предметы: ремень и т.п. Испуганное выражение лица или оскаленный рот.

4. Другие особенности изображения семьи в детском рисунке смотрите в Приложение №2.

Проанализировав рисунки, мы получили следующие результаты: Комфортно себя ощущают в семье всего 55% тестированных детей, 20% детей периодически ощущают себя дискомфортно и 25% ощущают себя некомфортно.

Как оказалось, 70% процентов детей нарисовали маленькие рисунки вдали от центра листа, что говорит о неуверенности и тревожности.

Кроме того, на рисунках у этих же 70% детей, ноги самого ребенка нарисованы маленькие и не вполне устойчивые, что так же свидетельствует о неуверенности и нестабильности.

У группы детей, родители которых прибегают к физическим наказаниям, отмечены крупно нарисованные руки у родителей. Это свидетельствует об ожидаемой или реальной агрессии со стороны воспитателей.

У 20% тестируемых отмечены хорошо и профессионально нарисованные рисунки, что свидетельствует о высок интеллектуальном развитии. Половина из них посещает кружки или занятия по рисованию.

У 30% детей на рисунке присутствует солнце, что говорит о хорошем климате в семье и положительном и правильном воспитании.

В 10% из рисунков наблюдается присутствие не только членов семьи, но и домашних животных, например, собаки.

Приведем пример анализа одного из рисунков:

Рассмотрим рисунок Сережи Р. Он изобразил всех членов своей семьи, включая себя. Он нарисовал рисунок в центре листа, разбросанно на листе и крупно. Это говорит о том, что он комфортно ощущает себя в семье и о его уверенности. Себя, маму, папу, бабушку и дедушки Сережа изобразил на одном уровне. И, естественно, старшие, по отношению к нему, были выше, но не на много. Это свидетельствует от доверительных отношениях с воспитуемыми.

Ноги нарисованы достаточно пропорционально остальному тела - это говорит о стабильности и уверенности.

Так же, о комфорте в семье свидетельствует наличие солнца. Кроме того, на рисунке присутствует, по словам родителей, их собака. Это говорит о том, что ребенок любит свое домашнее животное и, кроме того, не задумываясь нарисовал в своем рисунке наряду с остальными членами семьи. [3]

Подведя итог, к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести примерно 50% опрошенных семей, к среднему - около 20%, и к низкому - 25%.

Вывод к Главе 2

 

Мы сравнили результаты анкетирования родителей и тестирования детей. Таким образом, мы можем сделать вывод, что родители, использующие частые наказания, приводят к неуверенности и дискомфорту своих детей. Кроме того, в семьях, практикующих физическое наказание, ребенок находится в некомфортном, неуверенном состоянии, склонном ожидать агрессию со стороны членов своей семьи.

В семьях, использующих словесные и гуманные способы наказания, дети ощущают себя хорошо и уверенно.

В семьях, где используют различные способы поощрения и похвалы, отмечен высокий уровень послушания. А в семьях, в которых используют 1-2 способы похвалы, включая материальный, отмечен более низкий уровень послушания и воспитанности.

В итоге, мы можем явно проследить влияние форм и методов семейного воспитания на развитие и психоэмоциональное состояние ребенка. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что существует взаимосвязь между методами родительского воспитания и эмоциональным состоянием ребенка в семье, доказана.



Заключение

 

Семья - ячейка общества, играющая исключительную роль в воспитании детей. Важность семьи как института воспитания заключается в том, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.

Воспитание ребенка в семье может выступать как положительный, так и отрицательный фактор. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

У родителей и других членов семьи огромная ответственность за то, как они воспитают ребенка, ведь то, что ребенок приобрел в детстве, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Родителям необходимо грамотно подходить к выбору форм и методов воспитания, потому что различные методы по-разному влияют на ребенка, и не всегда положительно.

Способы поощрения и наказания должны также проходить строгий отбор со стороны родителей. Так как неграмотные способы похвалы или наказания могут спровоцировать неправильное поведения ребенка или неправильное понимание им того, что хорошо, а что плохо.

В результате исследования, мы доказали, что особенности семейного воспитания, наказания и поощрения детей играют большую роль в развитии ребенка.

В данной работе мы описали понятие семейного воспитания и исследовали его роль в отношении к ребенку. Кроме того, мы описали способы и методы воспитания в общем и более подробно воспитание различных нравственных качеств. Так же, мы рассмотрели и исследовали формы и методы поощрения и наказания детей.

Знание и умение воспитывать детей носит практический характер для семьи, потому что то, что ребенок приобретает в детские годы, он сохраняет в течение всей своей жизни.

В нашей работе мы выделили необходимые знания и умения, которые должны помочь семье в воспитании детей.



Список используемой литературы

 

1. Бабанский Ю.К. Педагогика. Изд. "Просвещение", Москва, 1983 г.

2. Диброва Василиса. Статья "Психологические заповеди воспитания успешного ребенка: Чем страшно наказание детей - наказание ремнем и воспитание шантажом? Наказание детей поркой ремней или розгой"

.   Дилео Джон. Детский рисунок. Диагностика и Интерпретация. М: Апрель Пресс, Изд. "ЭКСМО-Пресс", 2001 год

.   Кауфман С.Х., Бернс Р.С. Кинетический рисунок семьи. Изд. "Смысл", 2006 г.

.   Князев А.М., Лифанова А.В. Учебник для родителей. Москва - 2006

6. Курочкина Мария. Статья "Методы воспитания детей"

.   Курпатов А. Первое руководство для родителей. Счастье вашего ребенка. Изд. "Олма Медиа Групп", 2007 г.

.   Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. Изд.: Просвещение, 1985 г.

.   Мухина В.С. "Возрастная психология". - М., 1999.

.   Паркер Д., Стимпсон Д. Чтобы ребенок рос счастливым. Изд. " Книжный клуб", 2008 г.

11. Суоми И.П. Основы воспитания в семье Уч. Пособие. - Челябинск: Негосударственное образовательное учреждение "Челябинский гуманитарный институт", 2007.

.   Сухомлинский В.А. " Воспитание совести "

.   Фийоза И.20 шагов к тому, чтобы ваши дети вас слушались. Журнал: "Psychologies" №32 от ноября 2008г.

.   Шестакович А.В. Нравственная ответственность и её воспитание у детей в семье. Минск: "Народная асвета" 1979г.



Приложения

 

Приложение №1

Анкета для родителей.  Ответьте пожалуйста на следующие вопросы ("+" - да, "-" - нет):

1. Я рад (а), что у меня есть ребенок

2. Я обычно всегда помогаю своему ребенку

.   Я не люблю, когда мой ребенок совершает ошибки

.   Если мой ребенок что-то не делает, я начинаю повторять вновь и вновь то, что он должен сделать

.   Я часто провожу воспитательные беседы со своим ребенком

.   Я часто критикую своего ребенка

.   Я даю понять ребенку, если он поступил неправильно

.   Я редко хвалю своего ребенка

.   Я никогда не наказывают своё чадо

.   Я всегда даю сыну (дочке) что-нибудь вкусное, если он (а) выполнила моё поручение

.   Я злюсь, когда мой ребенок делает что-то неправильное

.   Иногда я физически наказываю своего ребенка

.   Я показываю ребенку своё огорчение, если он поступил плохо

.   Я жалею своего ребёнка

.   Если хорошие поступки моего ребенка повлияли на поведение других детей, то я обязательно ему это рассказываю

.   Я никогда не балую своего ребенка

.   Я справедливо наказываю своего ребенка

.   Я, думаю, что я хорошо воспитываю своего ребенка

.   Я запрещаю гулять и смотреть телевизор ребенку, если он провинился

.   Я никогда не прибегаю к "домашнему аресту"

.   Если мой ребенок что-то не хочет делать, я начинаю считать до трех

.   Если ребенок сделал что-нибудь хорошее, то я даю ему звездочку.

.   Бывает, что мой ребенок делает хорошие поступки по своей инициативе

.   Я часто запрещаю делать что-нибудь своему ребенку.

II. Выберите один из вариантов ответа:

1. Часто ли Вы наказываете своего ребенка?

А) часто

Б) редко

В) никогда

.   Как обычно Вы поощряете?

А) хвалю

Б) дарю что-нибудь

В) одобряю

Г) даю деньги

.   Как часто Вы поощряете ребенка?

А) часто

Б) редко

В) никогда

.   Как Вы обычно наказываете своего ребенка (возможно 1-2 варианта ответа)?

А) физически

Б) делаете замечание

В) ставите в угол

Г) сажаете под домашний арест

Д) делаете выговор

Е) устанавливаю запреты

.   Если ваш ребенок сделал что-нибудь плохое, то Вы…:

А) ругаете его

Б) говорите ему что это плохо и объясняете почему это плохо

В) ничего не делаете

Г) сразу наказываете

.   Для чего вы поощряете или наказываете ребенка?

А) чтобы слушался

Б) чтобы хорошо себя вел

В) дугой ответ ______________

.   Доводили ли Вы своего ребенка до слез?

А) да, один раз

Б) периодически это делаю

Б) нет

.   Согласуете ли Вы методы поощрения и наказания со вторым родителем?

А) да

Б) нет

В) не всегда

.   Отказались бы Вы от наказаний совсем?

А) да

Б) нет

В) не знаю

.   Вы считаете себя хорошим родителем?

А) да

Б) нет

В) не знаю

Спасибо за участие в опросе!




double arrow
Сейчас читают про: