Мы создали анкету для родителей (см. Приложение №1) с целью определить методы воспитания, наказания и поощрения детей.
Таким образом, мы сможешь решить следующие задачи:
. проанализировать основные методы и средства семейного воспитания;
. проанализировать методы поощрения и наказания детей.
Методика проведения:
Родителям: мама, папам, бабушкам и дедушкам была предложена анкета.
Нами были получены следующие результаты:
% родителей прибегают к тому или иному методу наказания ребенка и только 5% родителей ответили, что не наказывают вообще.
Что касается методов воспитания, то оказалось, что к физическому воздействию прибегают только 20% процентов родителей, а оставшиеся 80 прибегают к другим формам воспитания.
Проранжировав ответы родителей, мы получили следующие результаты:
% прибегают к методу "обучения-выправления", 15% - к методу положительного подкрепления, 10% - к методу беседы. Стоит отметить, что никто из опрошенных родителей не прибегал к методу "1, 2, 3".
При выявлении методов поощрения, мы получили следующие результаты, представленные в диаграмме 1.
Диаграмма 1
Стоит отметить, что при анкетировании родителей, не было выявлен метод "внутреннего" поощрения.
При выявлении методов наказания, нами были получены следующие результаты, приведенные в диаграмме 2.
Диаграмма 2
Что касается самой цели наказания, то более 90% родителей определяют её как послушание и всего 5% опрошенных полностью отказались бы от наказания.
Более 85% опрошенных ответили, что хотя бы один раз доводили своего ребенка до слез и 95% ответили, что считаю себя хорошими родителями.
Таким образом, мы видим следующую картину: большинство родителей использует разнообразные методы и формы воспитания детей, в которых физическое наказание стоит на втором месте.
Наиболее популярный методом стал метод "обучения-выправления". Он является наиболее гуманистический и правильный, потому что основан на том, что за хорошие поступки ребенок получает положительное подкрепление, а за плохие - отрицательное.
Так же стоит отметить, что не смотрю на повсеместную критику физического наказания, родители, не смотря на это, продолжают его использовать.
Тестирование детей
Мы воспользовались тестом "Кинетический рисунок семьи" Дж. Дилео с целью выявления психоэмоционального состояния ребенка и отношений в семье, которые могли бы тревожить его.
Таким образом, мы сожжем решить следующую задачу: выявить влияние определенных методов воспитания, поощрения и наказание на развитие и психоэмоциональное состояние ребенка.
Методика проведения:
Ребенку предлагается лист бумаги формата А4 и ручка. И ставится задача - нарисовать свою семью.
При анализе рисунков мы акцентировали своё внимание на следующих моментах:
. все ли члены семьи изображены;
2. чем они занимаются;
. взаимное расположения нарисованных;
. соотношения нарисованного;
. отсутствие некоторых частей тела;
. прорисованность отдельных частей тела. [4]
Выделяется три уровня детско-родительских отношений:
1. Высокий - на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре листа ребенок и все члены его семьи, рисунок тщательно прорисованный, занятия родителей или его самого спокойные, на лицах улыбки;
2. Средний - на рисунке нет одного из членов семьи, родители и ребенок располагаются далеко друг от друга, отсутствие некоторых частей тела, грустные гримасы;
3. Низкий - на рисунке изображены пугающие предметы: ремень и т.п. Испуганное выражение лица или оскаленный рот.
4. Другие особенности изображения семьи в детском рисунке смотрите в Приложение №2.
Проанализировав рисунки, мы получили следующие результаты: Комфортно себя ощущают в семье всего 55% тестированных детей, 20% детей периодически ощущают себя дискомфортно и 25% ощущают себя некомфортно.
Как оказалось, 70% процентов детей нарисовали маленькие рисунки вдали от центра листа, что говорит о неуверенности и тревожности.
Кроме того, на рисунках у этих же 70% детей, ноги самого ребенка нарисованы маленькие и не вполне устойчивые, что так же свидетельствует о неуверенности и нестабильности.
У группы детей, родители которых прибегают к физическим наказаниям, отмечены крупно нарисованные руки у родителей. Это свидетельствует об ожидаемой или реальной агрессии со стороны воспитателей.
У 20% тестируемых отмечены хорошо и профессионально нарисованные рисунки, что свидетельствует о высок интеллектуальном развитии. Половина из них посещает кружки или занятия по рисованию.
У 30% детей на рисунке присутствует солнце, что говорит о хорошем климате в семье и положительном и правильном воспитании.
В 10% из рисунков наблюдается присутствие не только членов семьи, но и домашних животных, например, собаки.
Приведем пример анализа одного из рисунков:
Рассмотрим рисунок Сережи Р. Он изобразил всех членов своей семьи, включая себя. Он нарисовал рисунок в центре листа, разбросанно на листе и крупно. Это говорит о том, что он комфортно ощущает себя в семье и о его уверенности. Себя, маму, папу, бабушку и дедушки Сережа изобразил на одном уровне. И, естественно, старшие, по отношению к нему, были выше, но не на много. Это свидетельствует от доверительных отношениях с воспитуемыми.
Ноги нарисованы достаточно пропорционально остальному тела - это говорит о стабильности и уверенности.
Так же, о комфорте в семье свидетельствует наличие солнца. Кроме того, на рисунке присутствует, по словам родителей, их собака. Это говорит о том, что ребенок любит свое домашнее животное и, кроме того, не задумываясь нарисовал в своем рисунке наряду с остальными членами семьи. [3]
Подведя итог, к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести примерно 50% опрошенных семей, к среднему - около 20%, и к низкому - 25%.
Вывод к Главе 2
Мы сравнили результаты анкетирования родителей и тестирования детей. Таким образом, мы можем сделать вывод, что родители, использующие частые наказания, приводят к неуверенности и дискомфорту своих детей. Кроме того, в семьях, практикующих физическое наказание, ребенок находится в некомфортном, неуверенном состоянии, склонном ожидать агрессию со стороны членов своей семьи.
В семьях, использующих словесные и гуманные способы наказания, дети ощущают себя хорошо и уверенно.
В семьях, где используют различные способы поощрения и похвалы, отмечен высокий уровень послушания. А в семьях, в которых используют 1-2 способы похвалы, включая материальный, отмечен более низкий уровень послушания и воспитанности.
В итоге, мы можем явно проследить влияние форм и методов семейного воспитания на развитие и психоэмоциональное состояние ребенка. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что существует взаимосвязь между методами родительского воспитания и эмоциональным состоянием ребенка в семье, доказана.
Заключение
Семья - ячейка общества, играющая исключительную роль в воспитании детей. Важность семьи как института воспитания заключается в том, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.
Воспитание ребенка в семье может выступать как положительный, так и отрицательный фактор. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.
У родителей и других членов семьи огромная ответственность за то, как они воспитают ребенка, ведь то, что ребенок приобрел в детстве, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Родителям необходимо грамотно подходить к выбору форм и методов воспитания, потому что различные методы по-разному влияют на ребенка, и не всегда положительно.
Способы поощрения и наказания должны также проходить строгий отбор со стороны родителей. Так как неграмотные способы похвалы или наказания могут спровоцировать неправильное поведения ребенка или неправильное понимание им того, что хорошо, а что плохо.
В результате исследования, мы доказали, что особенности семейного воспитания, наказания и поощрения детей играют большую роль в развитии ребенка.
В данной работе мы описали понятие семейного воспитания и исследовали его роль в отношении к ребенку. Кроме того, мы описали способы и методы воспитания в общем и более подробно воспитание различных нравственных качеств. Так же, мы рассмотрели и исследовали формы и методы поощрения и наказания детей.
Знание и умение воспитывать детей носит практический характер для семьи, потому что то, что ребенок приобретает в детские годы, он сохраняет в течение всей своей жизни.
В нашей работе мы выделили необходимые знания и умения, которые должны помочь семье в воспитании детей.
Список используемой литературы
1. Бабанский Ю.К. Педагогика. Изд. "Просвещение", Москва, 1983 г.
2. Диброва Василиса. Статья "Психологические заповеди воспитания успешного ребенка: Чем страшно наказание детей - наказание ремнем и воспитание шантажом? Наказание детей поркой ремней или розгой"
. Дилео Джон. Детский рисунок. Диагностика и Интерпретация. М: Апрель Пресс, Изд. "ЭКСМО-Пресс", 2001 год
. Кауфман С.Х., Бернс Р.С. Кинетический рисунок семьи. Изд. "Смысл", 2006 г.
. Князев А.М., Лифанова А.В. Учебник для родителей. Москва - 2006
6. Курочкина Мария. Статья "Методы воспитания детей"
. Курпатов А. Первое руководство для родителей. Счастье вашего ребенка. Изд. "Олма Медиа Групп", 2007 г.
. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. Изд.: Просвещение, 1985 г.
. Мухина В.С. "Возрастная психология". - М., 1999.
. Паркер Д., Стимпсон Д. Чтобы ребенок рос счастливым. Изд. " Книжный клуб", 2008 г.
11. Суоми И.П. Основы воспитания в семье Уч. Пособие. - Челябинск: Негосударственное образовательное учреждение "Челябинский гуманитарный институт", 2007.
. Сухомлинский В.А. " Воспитание совести "
. Фийоза И.20 шагов к тому, чтобы ваши дети вас слушались. Журнал: "Psychologies" №32 от ноября 2008г.
. Шестакович А.В. Нравственная ответственность и её воспитание у детей в семье. Минск: "Народная асвета" 1979г.
Приложения
Приложение №1
Анкета для родителей. Ответьте пожалуйста на следующие вопросы ("+" - да, "-" - нет):
1. Я рад (а), что у меня есть ребенок
2. Я обычно всегда помогаю своему ребенку
. Я не люблю, когда мой ребенок совершает ошибки
. Если мой ребенок что-то не делает, я начинаю повторять вновь и вновь то, что он должен сделать
. Я часто провожу воспитательные беседы со своим ребенком
. Я часто критикую своего ребенка
. Я даю понять ребенку, если он поступил неправильно
. Я редко хвалю своего ребенка
. Я никогда не наказывают своё чадо
. Я всегда даю сыну (дочке) что-нибудь вкусное, если он (а) выполнила моё поручение
. Я злюсь, когда мой ребенок делает что-то неправильное
. Иногда я физически наказываю своего ребенка
. Я показываю ребенку своё огорчение, если он поступил плохо
. Я жалею своего ребёнка
. Если хорошие поступки моего ребенка повлияли на поведение других детей, то я обязательно ему это рассказываю
. Я никогда не балую своего ребенка
. Я справедливо наказываю своего ребенка
. Я, думаю, что я хорошо воспитываю своего ребенка
. Я запрещаю гулять и смотреть телевизор ребенку, если он провинился
. Я никогда не прибегаю к "домашнему аресту"
. Если мой ребенок что-то не хочет делать, я начинаю считать до трех
. Если ребенок сделал что-нибудь хорошее, то я даю ему звездочку.
. Бывает, что мой ребенок делает хорошие поступки по своей инициативе
. Я часто запрещаю делать что-нибудь своему ребенку.
II. Выберите один из вариантов ответа:
1. Часто ли Вы наказываете своего ребенка?
А) часто
Б) редко
В) никогда
. Как обычно Вы поощряете?
А) хвалю
Б) дарю что-нибудь
В) одобряю
Г) даю деньги
. Как часто Вы поощряете ребенка?
А) часто
Б) редко
В) никогда
. Как Вы обычно наказываете своего ребенка (возможно 1-2 варианта ответа)?
А) физически
Б) делаете замечание
В) ставите в угол
Г) сажаете под домашний арест
Д) делаете выговор
Е) устанавливаю запреты
. Если ваш ребенок сделал что-нибудь плохое, то Вы…:
А) ругаете его
Б) говорите ему что это плохо и объясняете почему это плохо
В) ничего не делаете
Г) сразу наказываете
. Для чего вы поощряете или наказываете ребенка?
А) чтобы слушался
Б) чтобы хорошо себя вел
В) дугой ответ ______________
. Доводили ли Вы своего ребенка до слез?
А) да, один раз
Б) периодически это делаю
Б) нет
. Согласуете ли Вы методы поощрения и наказания со вторым родителем?
А) да
Б) нет
В) не всегда
. Отказались бы Вы от наказаний совсем?
А) да
Б) нет
В) не знаю
. Вы считаете себя хорошим родителем?
А) да
Б) нет
В) не знаю
Спасибо за участие в опросе!






