Жизнь группы строится в соответствии со сменой времен года и связанным с этим конкретным содержанием переживаемых детьми событий. Каждый сезон имеет начало, кульминацию и конец. Кульминация сезона не всегда совпадает с его календарной серединой. Так, кульминация осени может переживаться детьми в ее середине (золотая осень), а может — в конце (предзимье). Зимняя и весенняя кульминации отнесены к середине соответствующих сезонов. Кульминация сезона связана с главным сезонным праздником. Его тема отражается и разрабатывается в событиях, которые дети переживают как до него, так и после.
Сезон состоит из трех месяцев, причем каждый из них в рамках сезонной темы имеет свою подтему. Для зим это может быть зимняя сказка, спектакль, выставка. Месяц, как и сезон, имеет свою кульминацию. Ею может стать, например, поездка в лес, которая детьми будет воспринята как нечто особенное. Кульминация одного из месяцев совпадает с сезонной.
Месяц состоит из недель. Неделя, как и более длительные календарные периоды, имеет свою логику. У нее тоже есть своя недельная тема (соподчиненная с месячной и сезонной) и своя кульминация — гораздо более скромная, чем месячная и сезонная. Иногда центральное событие недели — игра, чтение сказки, общая беседа и т.д.
В недельной композиции, состоящей из семи дней, каждый день имеет свой смысл, свое место в разработке темы. В структуре дня, так же, как и в структуре года, есть постоянные моменты, обусловленные неизменными факторами (моменты, отражающиеся в ежедневном режиме), переменные, зависящие от недельной и дневной темы, от места дня в ходе недели. Постоянными в режиме дня, кроме завтрака, обеда и ужина, являются и некоторые организационные моменты. Важно, чтобы все происходящее в группе, планы на будущее, а также возникшие проблемы регулярно обсуждались с детьми и взрослыми. Есть и другие традиционные, повторяющиеся моменты ежедневной жизни, например чтение или рассказывание сказок перед сном маленьким детям, общее пение. Для старших детей относительно постоянны часы занятий. Обучение детей всех возрастов происходит преимущественно в повседневной жизни и в традиционных видах детской деятельности.
Для первого года работы — ориентирование в пространстве, построение своего пространства группой детей вместе со взрослыми и каждым ребенком индивидуально, освоение пространства группы, всего детского комплекса, участка, прилегающей местности. Эта задача решается с помощью специально разработанных методических средств. К ним относится в первую очередь составление детьми разнообразных планов, схем, макетов, органично входящих в содержание жизни детской группы.
Например, дети идут на осеннюю экскурсию в ближайший парк и потом, вернувшись, вспоминая прогулку и обсуждая случившиеся за ее время события, составляют большой план-макет своего пути, отмечая на нем с помощью разнообразных подручных материалов свой путь: встречающиеся дома, заборы, деревья, большую лужу или канаву, место, где кто-то упал, нашел красивый камешек и т.д. Этот план не покидает группу несколько недель. Он постепенно обрастает подробностями. Ребята отмечают на нем свой подъезд и подъезд своей бабушки, приятеля, маминых знакомых, клумбы, а потом близлежащие магазины, киоск с мороженым, ручеек, площадку, где играют в классики.
Весной, когда позволяет погода, дальнейшая работа с пространством предполагает соединение ориентировки по карте и на местности. Дети идут в поход, пользуясь картой и компасом, ориентируясь по сторонам света. Пусть поход небольшой, займет всего полдня, но он настоящий: с костром, печеной картошкой, песнями и приметами, говорящими о том, где север, а где юг (к примеру, раннецветущие растения любят южный склон пригорка). После похода дети составляют «свою» карту, отличающуюся от схемы, по которой они шли, где отмечают все находки, впечатления, события.
Это обобщенная схема собственного пространства каждого ребенка и всей группы в целом. Наряду с ней появляются схемы поменьше. Ребята приглашают гостей из другой группы и к приглашению (письменному) прикладывают план, как пройти к ним в группу.
Предметно-развивающая среда
Организация жизни детей в детском центре направлена на создание условий, обеспечивающих каждому ребенку радостное детство и всестороннее гармоничное развитие. Задачи воспитания и образования решаются в контексте организации собственной жизни и деятельности детей, осмысленных совместных делах и занятиях, разнообразном общении детей между собой и в содержательных контактах с педагогами.
Особенности организации работы специалистов ДОУ
С каждой группой в течение дня работают два воспитателя-педагога, прошедшие специальную подготовку по этой программе. С утра детей встречают по двое. В парах у них всегда есть роли: один — очень умный, этакий всезнайка. К нему можно обратиться с любым вопросом. А другой — совсем ничего не понимает. То ему что-то по 10 раз объяснять приходится, то он все время о чем-нибудь спрашивает. Дети с удовольствием берутся ему объяснять, что да как устроено. На авторитет педагога это нисколько не влияет. Тем более что роль эта не постоянна, а ситуативна.
В связи с вышеописанной организацией учебного процесса в комплексе «Золотой ключик» часы работы учителей определяются не по предметам, а по формам работы с детьми: комплексные занятия-уроки, индивидуальная работа, работа в детских группах. Взрослый должен не только учить и воспитывать, но и жить совместной с детьми жизнью, интересной для всех ее участников, и решать в ней свои педагогические задачи.
Результаты апробации программ но данному направлению
В настоящее время по этой программе работают несколько десятков образовательных центров в разных уголках России, в том числе Балашихе, Белой Калитве, Владимире, Невинномысске, Нижнекамске, Ростове-на-Дону, Сургуте и др.