Воспитание и обучение детей в семейно-общественном детском центре происходит в основном без разделения на учебные предметы в совместной деятельности. И хотя в «Золотом ключике» нет предметов, но занятий по развитию речи и математике больше, чем в любой другой программе. Более того, ценностный подход к обучению совсем иной. Содержание работы с детьми по программе «Золотой ключик» представлено в виде краткого описания тем. Первый год — 11 тем; второй — 10; третий — 16; четвертый —11.
Обучение в детском центре происходит в конкретной деятельности детей, в осмысленных совместных делах и занятиях, в разнообразном общении между собой и содержательных контактах с педагогами. Такое построение обучения требует особой организации жизни внутри группы, отказа от классно-урочной формы обучения и предметного разделения учебного содержания, гибкого сочетания коллективных и индивидуальных методов обучения, привязанности учебного содержания к осмысленным событиям в жизни детей, учету возрастных и индивидуальных особенностей.
В программе специально экологическое образование не выделяется. Но в содержании, представленном по годам обучения и темам, можно увидеть темы, связанные с экологическим образованием. Так, на первом году выделяются темы: «Путешествие на Север», «Путешествие в Африку», «Путешествие в Японию», «Представление о Земле как о Планете», «День Земли» и др.; на втором — «Осенний бал», «Путешествия и открытия», «Солнечная система», «Созвездия», «Цветы и листья» и др.; на третьем — «Путешествие в лето», «Осень», «Зима», «Весна», «Исследование свойств воды» и др. По каждому году даются критерии оценки развития детей.
К концу обучения по программе в области естественных наук ученик должен:
— знать основные свойства и возможности применения основных материалов — дерева, металла, пластмассы и т.д.;
— иметь навык работы с основными природными материалами (простейшая обработка дерева, лепка из глины, плетение из лозы и тростника);
— ориентироваться по сторонам света;
— знать основные приметы смен времен года и погоды;
— уметь ориентироваться в незнакомой местности (в лесу, поле и т.д.), находить ориентиры и приметы местности;
— знать основные различия между растительным и животным миром, закономерности их развития, уметь высаживать растения и иметь навык ухода за растениями и животными.