Результаты апробации программ по данному направлению

Программа лицензирована Министерством образования России и рекомендована к широкому внедрению в педагогическую практику, что и происходит в самых передовых и творческих детских учреждениях страны: от Дальнего Востока и Заполярья до Кингисеппа и Новороссийска. Программа реализуется более 10 лет в различных городах и поселках РФ (Санкт-Петербург, Пятигорск, Челябинск, Свердловск, Нальчик, Заполярный, Новосибирск, Прохладный, Тольяттии др.).

 

«Золотой ключик»

(программа непрерывного образования детей от 3 до 10 лет)

Авторы: Г.Г.Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.Л. Бережковская

 

Программа «Золотой ключик» помогает осуществить переход к педагогике, нацеленной на всестороннее развитие каждого ребенка, переустройство всей совместной жизни детей и взрослых, изменение «социальной ситуации развития», по терминологии Л.С. Выготского. Выдвинутый им принцип единства аффекта и интеллекта вместе с другими фундаментальными понятиями его культурно-исторической теории развития психики и личности ребенка составляют научную основу данной программы.

Программа «Золотой ключик» значительно отличается от отечественных программ «Истоки», «Радуга», «Детство». Она разрабатывалась психологами и этим задано ее основное направление — психологизация образовательного процесса. Авторы предлагают новую модель начального образования, направленную на изменение позиции педагога, преодоление существующего отчуждения семьи от детского учреждения, постановку на первое место воспитательно-развивающих целей, подчинение развития интеллекта в дошкольном возрасте развитию эмоциональной сферы ребенка.

Один из важнейших в программе — семейный принцип. Авторы считают, что самое важное условие для нормального развития — система взаимоотношений и общения людей, которая существует в хорошей семье. Главная задача педагогов центра — создание большой общественной семьи детей и взрослых, что является продолжением и расширением собственной семьи каждого ребенка. Таким образом, решается сразу несколько педагогических задач. Во-первых, есть возможность не разделять братьев и сестер из одной семьи: они посещают одну группу. Особенно это важно для маленьких детей, впервые переступающих порог центра. Родное лицо вселяет в малыша уверенность и ослабляет стресс, который обычно испытывают дети, начинающие посещать детский сад.

Кроме того, разновозрастная группа помогает по-новому решать задачи социализации детей. Младшим предоставлена возможность учиться у старших, а старшие обучаются элементарным навыкам опеки над малышами, учатся выступать в роли учителей.

Создаются оптимальные условия и для развития игровой деятельности. Игра — основная движущая сила для реализации программных задач «Золотого ключика». В игры включены и дети, и педагоги, и родители.

Далее, что сразу обращает на себя внимание в программе — принцип событийности. «Событие» — ключевое слово для организации жизни детей в детских центрах, работающих по программе «Золотой ключик». События связаны с общими обучающими играми, в которые включаются все дети группы, и как нельзя лучше соответствуют детскому стремлению исследовать мир.

Система событий позволяет пробудить детскую инициативу и ввести детей в смысловой контекст культурных традиций. Событийный принцип организации жизнедеятельности детей по программе «Золотой ключик» — реальная возможность изменения позиции взрослого в воспитательно-образовательном процессе. Взрослый должен не учить и воспитывать, а прежде всего жить совместной с детьми жизнью, интересной для всех ее участников, и уже внутри этой жизни решать свои педагогические задачи.

В программе можно выделить два вида событий — одни задают смысл совместной деятельности и создают эмоционально насыщенные представления детей о тех или иных культурных традициях, областях знаний, другие — создают необходимые условия для обобщения опыта, его рефлексии и осознания.

Освоение новой деятельности проходит через три этапа. На первом — создаются условия для глубокого погружения в тему. События устраиваются взрослыми с тем, чтобы каждый ребенок увидел разнообразные эмоционально привлекательные возможности собственного участия в общем для всех деле. На втором дети овладевают материалом, способом применения действий. Ребенок вместе со взрослым использует полученные знания и умения в разных ситуациях. А на третьем создаются условия для того, чтобы ребенок стал реальным субъектом освоенной деятельности.

Жизнь группы строится с учетом цикличности смены времен года — годичного ритма и связанного с ним конкретного содержания переживаемых детьми событий. События, наполняющие смыслом жизнь детей, в каждом новом году чем-то отличаются от прошлогодних. Учебный материал, возникающий из них, обрастает подробностями.

По мнению авторов «Золотого ключика», эпоха детства заканчивается примерно к 10 годам, и потому отрыв дошкольного образования от образования в начальной школе противоречит законам психологического развития. Одним из принципов программы является единство сада и начальной школы. Учреждение, работающее по программе, получает статус «семейно-общественного детского центра» и комплекс типа «детский сад — начальная школа», где вместе живут и учатся дети от 3 до 10 лет. Начальная ступень системы образования с этих позиций должна строиться по единой логике, адекватной закономерностям психического развития детей этого возраста.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: