Программа имеет обстоятельное методическое обеспечение, в том числе опубликованные разработки по созданию эколого-педагогической среды в ДОУ, а также конкретных технологий для практической работы с детьми разных возрастных групп. Программа может быть использована любым дошкольным учреждением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания дошкольников, так как основное внимание в ней уделяется природным объектам, находящимся в непосредственном окружении ребенка, при этом педагоги одновременно обучаются на курсах повышения квалификации.
Программа «Юный эколог» имеет обстоятельное обеспечение для взрослых, желающих повысить свою компетентность в вопросах методики экологического воспитания детей и для их работы с дошкольниками. Причем обеспечение разного типа — методическое и технологическое. В ряде методических пособий описаны создание развивающей среды в дошкольном учреждении, экологический подход к содержанию растений и животных. Ряд пособий — это технологии экологического воспитания детей всех возрастов (от младшей группы до подготовительной), содержат готовое планирование и подробное описание экологических мероприятий с детьми. Все технологии построены на разных видах деятельности, чаще всего совместной деятельности воспитателя с детьми (наблюдение и его моделирование в календаре, создание и поддержание условий для объектов, чтение природоведческой познавательной литературы и коллективное изготовление самодельных книг, проведение акций и др.).
Результаты апробации программы
Программа «Юный эколог» разработана на основе теоретических и практических исследований в области экологического воспитания дошкольников, проводимых автором на протяжении многих лет в Российской академии образования и различных регионах России.
Программа «Мир вокруг нас»
Автор: Т.И. Попова
Программа представляет собой адаптацию идей других программ подобного типа ни региональном уровне. Это комплексная программа культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Теоретической основой программы служат исследования ведущих педагогов и психологов, выдающихся деятелей культуры, направленные на всестороннее развитие ребенка в процессе становления его сознания, на формирование основ культуры личности (Ш. Амонашвили, Л. Венгер, Л. Выготский, А. Леонтьев, Н. Непомнящая, Н. Рерих, С. Рерих, Д. Эльконин, Б. Юсов и др.). Программа строится на гуманистических принципах и предполагает полихудожественную форму воспитания, модернизацию технологии проведения занятий с детьми (вводится интегрированный вариант).
Цель программы: научить детей видеть и чувствовать красоту мира, свободно и осознанно постигать его законы.
Задачи развития и воспитания:
— совершенствовать эмоциональную сферу личности, культуру восприятия;
— пробуждать познавательную деятельность, образное, творческое мышление;
— формировать эмоционально-волевую сферу личности, культуру общения и поведения;
— воспитывать экологическое сознание, нравственное отношение к миру.
Образовательные задачи:
— формировать системные представления об окружающем мире (основы научных и художественных знаний), роли и месте человека в нем;
— приобщать детей к планетарному мышлению;
— знакомить детей с культурными ценностями и культурными центрами;
— подготовить к полихудожественным формам восприятия искусства, знакомить с языком изобразительного искусства, музыкой, хореографией, театром, литературой;
— развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать эстетическую оценку предметам, явлениям, нравственную оценку — отношениям, поступкам;
— формировать умения и навыки вести беседу, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику;
— пробуждать потребности средствами искусства в творческой деятельности выражать свое отношение к миру;
— вырабатывать навыки социальной культуры (поведение в обществе).