Программа «Жаворонок»

Авторы: В.А. Зебзеева, НА. Быкова, НА. Головачева и др.

 

Рассчитана на детей от 3 до 7 лет, может быть использована как в дошкольном образовательном учреждении, так и в учреждениях дополнительного образования.

Теоретико-методологическую основу программы составили:

— научные труды отечественных и зарубежных ученых — представителей гуманистического направления в психологии и педагогике, исследования в области развития личности детей дошкольного возраста;

— публикации психологов и педагогов, посвященные проблемам экологического образования;

— положения культурологического, личностно-ориентированного подходов к обучению, воспитанию и развитию дошкольников.

Программа «Жаворонок» включает эмоционально-ценностный компонент, что способствует построению работы на удивлении, любовании природой, использовании природного материала с учетом принципа «трех э» (экология — эстетика — этика), интеграции изобразительной, музыкальной, художественной деятельности детей, комплекс «Искусство, творчество, экология».

Основная цель программы «Жаворонок»: обеспечить экологическое развитие детей дошкольного возраста.

Содержание программы распределено по разделам.

1. «Любуемся, чувствуем, фантазируем, отображаем». Это направление реализуется в работе творческих объединений: «Художница-природа», «Творчество и гарбология», «Флористика», «Эколого-художественная тропа».

2. «Воспринимаем, анализируем, создаем». Реализуется в творческих объединениях: «Экологический театр», «Экологическая сказка», «Игры-путешествия», «Уроки красоты».

3. «Исследуем, мыслим, учимся»: «Уроки мышления», «Экологическая лаборатория», «Игровая экология», «Эколого-психологический тренинг. Уроки безопасности».

4. «Двигаемся, отдыхаем». Обеспечивает «Динамический час».

 

Программа «Паутинка»

Автор: Ж.Л. Васякина-Новикова

 

Программа предлагает оригинальную систему развития экологических представлений, строящихся на принципе центрирования содержания работы на ребенке с широким использованием поисковых методов обучения и игровых действий.

Программа применима для различных видов ДОУ, но особенно может заинтересовать педагогов тех учреждений, для которых экологическое воспитание приоритетно. В ней используется интегрированный подход к воспитанию и обучению, при котором предусмотрено формирование представлений, умений и навыков не только на занятиях, но и в разных видах и формах деятельности ребенка вне их (игра, творческая деятельность, труд).

К программе «Паутинка» выпущены рекомендации, разработана конкретная технология решения задач экологического воспитания младших дошкольников, представлено примерное распределение учеб­ного материала на год.

Цели:

— формировать у детей основы планетарного мышления;

— воспитывать разумное отношение к миру и к себе как к жителю планеты Земля.

 

Структурно-содержательная характеристика

Программа составлена по возрастным группам, охватывает три ступени экологического воспитания и образования детей дошколь­ного возраста:

— младший дошкольный возраст — от 3—4 лет (2-я младшая группа);

— средний дошкольный возраст — от 4—5 (средняя группа);

— старший дошкольный возраст от 5—7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

Система знаний, заложенная в программу, представляет собой четыре блока ответов на основные вопросы, возникающие у детей: «Как я живу?», «Где я живу?», «Когда я живу?», «С кем я живу?» — и составлена по возрастным группам. Эти вопросы соответствуют представлениям о следующих понятиях.

1. Я житель планеты в Солнечной системе.

2. Уникальное расположение планеты Земля в космосе.

3. Понятие о Луне и ее влиянии на жизнь на Земле.

4. Понятие о Солнце и его влиянии на жизнь на Земле.

Первый блок знакомит детей с разными формами взаимодействия двух систем — человека и животных (внутри них и между собой), показывая оптимальные пути их взаимопроникновения.

Второй блок посвящен формированию у детей знаний о структурах, входящих в понятие биосфера: литосфера (почва), гидросфера (вода), атмосфера (воздух) и влияние биогеоценоза на формирование этноса.

Третий блок прослеживает временные изменения, происходящие в мире, упорядочивающие образ жизни людей на планете.

Четвертый блок раскрывает взаимосвязи животного (фауна) и растительного мира (флора) со средой обитания.

У детей формируется целостная система знаний об окружающем мире. Экологическое содержание программы «Паутинка» связано с нравственным, эстетическим и социально-правовым образованием и воспитанием и не сводится ни к одному из них, а берет лишь те элементы, которые связаны с проблемами экологии и представляют собой воспитание общественного сознания человека.

Формирование социально-экологического идеала у детей строится на использовании методики кругового обучения, распространенной в дошкольных учреждениях США. Целесообразность выбора данного метода подтверждается и в разработках наших ведущих психологов-педагогов (П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова), показавших возможность передачи абстрактных понятий в раннем возрасте.

Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте только начинается. Однако первые крупицы экологических знаний необходимы уже в дошкольном возрасте, они помогут детям ориентироваться в окружающей действительности, понимать ее, а главное — положат начало осознанному отношению к природе, заложат основы планетарного мышления.

Предназначена для работы с детьми всех возрастных групп ДОУ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: