Конструктивный выход из кризиса. Деструктивные выходе из кризиса. Помощь в кризисных ситуациях

Семинарские занятия

Семинарское занятие 1.

Методологическая база психологии кризиса как научной дисциплины

1. Предмет психологии кризиса.

2. Теоретические и практические задания психологии кризиса.

3. Место психологии кризиса в системе психологического знания.

4. Связи с другими науками.

5. Трудности изучения психологии кризиса.

6. Общенаучные направления в изучении кризисной проблематики.

7. Основные понятия психологии кризиса. Анализ понятий «кризис», «кризисная ситуация», «экстремальная ситуация», «событие», «кризисное событие».

8. Классификация кризисных ситуаций.

Семинарское занятие 2.

Типология кризисных явлений. Основные характеристики кризисных состояний.

1.Психология жизненных кризисов.

2.Возраст как причина кризиса:

· кризис отрыва от корней,

· кризис тридцати лет,

· кризис среднего возраста,

· кризис 55-65 лет,

· кризис старости.

Семинарское занятие 3.

Утрата как причина кризиса.

1. Потеря близкого как причина кризиса.

2. Развод и семейные кризисы, как утрата семьи

3. Болезнь, как потеря здоровья

4. Жизнь в секте как утрата личной свободы

5. Тюремный кризис

6. Потеря работы или профессиональный кризис

Семинарское занятие 4.

Травма как причина кризиса.

1. Травма как причина кризиса.

2. Психология и психофизиология выживания.

3. Психология религиозно-этнических конфликтов и миграционные процессы.

4. Жизнь в секте, как потеря личностной свободы.

5. Психология агрессии и терроризма. Ведение переговоров в условиях витальной угрозы.

6. Война как причина травмы.

7. Насилие как причина психологической травмы

Лабораторные занятия

Диагностика и основные средства разрешения кризисных ситуаций. Лабораторное занятие 1.

Диагностика кризисных явлений.

 Диагностика: технологии проведения психодиагностического исследования кризисных состояний в чрезвычайных ситуациях; особенности диагностики психических состояний и свойств личности, особенности диагностики стрессовых состояний.

Цель: разбор методов диагностики кризисных состояний (стрессовые состояния, посттравматические стрессовые расстройства), область их диагностических возможностей и непосредственное приложение и анализ

 Предыдущая теоретические подготовка:

- основные методы психологического исследования;

- планирование психологического эксперимента;

- современные теории психологического тестирования;

- интерпретация и предоставление результатов.

В качестве самостоятельной работы по теме студентам предлагается:

1) Изучение литературных источников по вопросам психодиагностики. Создание библиографии соответствующей психодиагностической литературы по теме.

2) Диагностика психических состояний включает в себя как теоретические, так и практические навыки применения методик по оценке психических состояний:

- Осознаваемые и неосознаваемые компоненты психических состояний.

 - Временная перспектива и ее изменения в связи с переживанием травматического стресса.

- Исследование уровня нервно-психического напряжения.

- Возрастные особенности диагностики психических состояний.

 

3) Провести тестирование с использованием следующих методик:

· Методика определения доминирующего психического состояния -

· Приложение 1;

· Методика определения актуального психического состояния - Приложение 2;

· Методики на определение временной перспективы - Приложение 3;

· Методика определения уровня нервно-психического напряжения - Приложение 4;

· Тест «СР-45» (методика определения склонности к суицидальным

реакциям П. И. Юнацкевича) -  Приложение 5;

·  Психодиагностическая методика для определения невротических и неврозоподобных нарушений (ОНР) - Приложение 6.

Диагностика стрессовых состояний

Включает в себя как теоретические, так и практические навыки применения методик на оценку стрессовых состояний:

- Диагностика стресса.

- Тревожность, фрустрация, агрессия.

- Эмоциональное выгорание.

- Ресурсы личности.

В теоретической части рассматриваются особенности диагностики стрессовых состояний, методы оценки уровня выраженности стресса, результаты влияния хронических стрессов на личность. Эмоциональное выгорание и его влияние на жизнедеятельность человека.

Предлагаемые для обследования методики:

− Методика «Духовный кризис», Приложение 7;

− Методика «Психологическое благополучие личности» - Приложение8;

− Опросник «Синдром эмоционального выгорания» В. Бойко - Приложение 9;

− Опросник, определяющий склонность к развитию стресса (по Т. А. Немчину и Тейлору) - Приложение 10;

− Опросник способов совладания (Адаптация методики WCQ) - Приложение 11;

− Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И.

Вассермана;

− Методики на определение уровня тревожности;

− Методика на выявление уровня агрессивности.

 

Литература:

 

1. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / под ред. проф. А. О. Прохорова. СПб.: Речь, 2004.

 

 

Лабораторное занятие 2.

Конструктивный выход из кризиса. Деструктивные выходе из кризиса. Помощь в кризисных ситуациях.

Цель: анализ конструктивных и неконструктивных методов выхода из кризиса.

Предыдущая теоретические подготовка:

- конструктивные средства выхода из кризиса;

- деструктивные средства выхода из кризиса.

В качестве самостоятельной работы за темой студентам предлагаются следующие задания: изучение литературных источников по вопросам и разработка брошюр за темой.

Рекомендации по разработке брошюры "Психологическая помощь в кризисной ситуации"

 

Формат брошюры - формат А4. Для создания брошюры необходимо выбрать тему и целевую группу (для кого назначена). Брошюра должна заключать в себе следующую информацию:

1. «Титульный лист» с названием и обращением к целевой группе. Для оформления титульного листа брошюры можно использовать фотографии и рисунки.

2. Краткое введение, обоснование значимости проблемы в обществе, семье или опасности игнорирования данной темы.

3. Определение психологической проблемы, ее короткое описание (например, формы насилия, мифы о насилии, стадии переживания развода и так далее)

4. Описание «симптомов», по которым можно диагностировать данный кризис (например, признаки насилия у детей).

5. Рекомендации по психологической помощи или самопомощи (что необходимо делать в данной ситуации и чего следует избегать).

6. Координаты специалистов, к которым можно обратиться за помощью или интернет-ресурсы в виде сайтов, сообществ, e - mail).

7. Авторство (студент указывает ФИО и текущий год).

Необходимо обратить внимание на следующие аспекты работы: «Язык» брошюры должен отвечать особенностям целевой группы (то есть быть понятным для тех, кому она назначена). Брошюра должна содержать основную информацию, но не должна быть переполнена текстом.

Оформление брошюры (расположение текста, выбор шрифтов и картинок, сочетания цветов и так далее) должен быть аккуратным и гармоничным (в соответствии с законами восприятия). Основное содержимое брошюры должно удовлетворять этичным нормам психолога (употребление принципов «не навреди», и др.

 

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Гостюшин А. В. Человек в экстремальной ситуации / А. В. Гостюшин. – М.: Армада-пресс, 2007 – 384 с.

2. Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психическая травматизация и её последствия: учебник / под ред. д-ра психол. наук н. С. Хрусталёвой. – СПб.: изд-во С.-Петерб.ун-та, 2014. – 372 с.

3. Ступницкий В. П. Психология: Учебник для бакалавров / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 520 с.

4. Мандель Б. Р. Психология стресса / Б. Р. Мендель. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 410 с.

5. Шапарь В.Б. Психология кризисных ситуаций / В. Б. Шапарь. – Ростов-на-Дону, 2012. – 452 с.

 Дополнительная литература

1. Амбрумова А. Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика / А. Г. Амбрумова // Психологический журнал. – 1985. – Т. 6. – № 6. – С. 107 – 115.

2. Анцыферова Л. И. Личность в тяжелых жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова. // Психологический журнал. – 1994. – № 1. – 158 с.

3. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. [учеб. пособие] / Ф. Е. Василюк. – М.: Пресса 1984. – 200 с.

4. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях /                    И. Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.

5. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич. – СПБ.: Речь, – 2005. – 445 с.

6. Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями / В. Ю. Меновщиков. – М., 2002. – 182 с.

7. Осипова А. А. Справочник по работе в кризисных ситуациях [справочник] / А. А. Осипова. – узд. 2-е.– Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 315 с.

8. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях [учеб. пособие] / Н. Г. Осухова. – М, 2005. – 288 с.

9. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития / К. Н. Поливанова // Вопросы психологии. – 1994. – №1. – С. 154-160.



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: