Драма (греч drama - действие) - род литературы, в котором сочетаются эпический и лирический способы изображенияДрама – это обычно небольшая пьеса, которая обозначает конфликт, получающий в финале либо трагическое, либо комическое разрешение. Содержание конфликта раскрывается через игру актеров, Драматические произведения имеют динамичный сюжет, их пишут в форме беседы действующих лиц. Авторская язык используется только в ремарках, которые выполняют служебную функцию.
Три теории драмы:
1) Зарождается в античности. Драма воспринимается как произведение, создающее особое рода переживание события и судьбы героя, переживание читателя/зрителя. Это переживание обозначается понятиями катастрофы и катарсиса. Разрабатывали: Аристотель, Шиллер, Ницше, Выготский. Существовала до конца 18 в.
2) На рубеже 18-19 вв. до наших дней – вторая теория – драматического действия. Драма – род литературы, предметом которого является действие как проблема. В рамках этой теории важны понятия конфликта и сюжета.
|
|
3) ХХ в. (сильное влияние лингвистики) – теория драматического слова. Специфика драматического текста –только в слове.
Драма ориентирована на требования сцены. А театр – это искусство публичное, массовое. Назначение драмы – действовать на множество, занимать его любопытство. Драма особенно тесно связана со смеховой сферой: театр развивался в неразрывной связи с массовыми празднествами. Театр как особый мир и художественную модель Вселенной характеризует наглядно выраженное двоемирие. По отношению к миру героев (сцене) читатель-зритель находится в другом, хотя и вплотную примыкающем, пространстве, вне их жизни и в принципе — на время чтения или спектакля — вне жизни вообще. Это положение не только пространственно-наглядно, но и принудительно по отношению к времени: роман можно отложить, а восприятие лирического стихотворения очень кратковременно; драма же требует непрерывной длительности восприятия, так сказать «прикованности». Позиция читателя-зрителя в этом смысле аналогична воображаемому нами божественному видению земной жизни и человеческих действий. Временная дистанция отсутствует и полностью замещена пространственно отдаленной позицией эмоционально и интеллектуально заинтересованного свидетеля того, что совершается целиком на его глазах —«здесь и сейчас».
Особенности драмы:
1. Воссоздание событий, протекающих в пространстве и времени.
2. Создается иллюзия, что изображаемые события произошли без воли автора, т.е. иллюзия объективности.
3. Диалог – организующая единица повествования. Также присутствует монолог.
|
|
4. Отсутствие развернутого повествовательно-описательного изображения
5. Почти полное отсутствие авторской речи (только побочный текст)
6. У автора меньше предметно-выразительных средств.
7. Ограниченность сюжетного времени сценическим.
8. Плотное соседство изображаемых моментов.
9. Создание иллюзии настоящего времени
10. Отсутствие суммарных характеристик событий и поступков.
11. Театральность (направленность на массы) поведения. В основе драмы – богатая коллизиями конфликтная ситуация, которая должна быть решена к концу. Резкие смены и переходы.
12. Сконцентрированность событий.
13. Сильные, всецело завладевшие героем чувства.
14. Принадлежит и литературе, и театру.
*Если возникнут вопросы по данному билету, то обращайтесь к его составителю – Стояновой Ксении