Основные виды лирических произведений(ода, элегия, эпиграмма, Послание, лирическое стихотворение)


1) Ода — лирический торжественный жанр, предполагающий высокий стиль речи, изобилие архаизмов и риторических фигур, отсылок к мифологии; отказ от просторечия и диалектизмов, бедной рифмы, любых эпических отступлений.
В античности это написанные строфами лирические хоровые песни торжественного, приподнятого характера (Пиндар, Гораций). Постепенно ода стала одним из самых строгих с точки зрения содержания и формы жанров «высокой», торжественной лирики. В эпоху классицизма стала ведущим высоким жанром с каноническими темами (прославление бога, отечества, жизненной мудрости и т.д) и приемами («тихий» или «стремительный» приступ, наличие отступлений (Ф.Малерб, Н. Буало). В основе русской оды - строгий четырехстопный ямб, десятистрочная строфа с твердой схемой рифм: аБаБввгДДг (Тредиаковский). Ломоносов расшатывал канон, не просто воспевая величие героев, но зачастую изображая желаемое как действительное. В его творчестве ода теряет строгость формы (допускаются пиррихии, белый стих, композиционные вариации, отступления от темы), что многие оспаривали. В 19в. выходит из моды, в 20 трансформируется, допуская вариации формальных признаков (строфика, стихотворный размер, тип рифмовки) и сохраняя тематическую строгость.
Классицистическая ода - торжественный, ораторский жанр, в котором сильные эмоции соединялись с рассудительностью. Важнейший содержательный признак оды — «высокий» предмет (монарх, полководец, событие государственной важности, общественная добродетель, религиозная мораль).
Важная сторона формы оды — композиция: ода начинается вступлением (одна или две строфы), в котором поэт обозначает предмет его восторгов; затем центральная, наиболее объемная и содержательная часть; завершается ода заключительной морализаторской строфой-выводом, в которой поэт высказывает обобщающее суждение.
Патетика оды требовала особого стиля: он достигался использованием высокой, книжной лексики, прежде всего архаизмов, метонимических перифраз, аллегорий. Огромную роль играли восклицания и риторические вопросы, инверсии, необычные синтаксические конструкции.

2) Элегия – стихотворение средней длины эмоционального (как правило, печального) характера, чаще всего – от первого лица, без отчетливой композиции.
В античности первоначально так называлось любое двустишие (элегический дистих), затем – носящее морально-политический, а чаще любовный характер. Существует в эпоху возрождения в виде подражания древним образцам. Достигает пика развития в эпоху предромантизма (к. 18в.) и романтизма (И. В. Гете, Т.Грей, Э.Юнг). Элегия приобрела эмоциональную тональностью («уныние», «меланхолия», «печаль», «разочарование») и стилистику, исчезли строго фиксированные метрические и строфические требования. После она постепенно теряет жанровую отчетливость и сходит на нет. В русской поэзии появляется в 18в. у Тредиаковского и Сумарокова, затем переживает расцвет у Пушкина, Жуковского.
В основе элегической тематики - переживание безвозвратно уходящего времени.
В пространственно-временной модели предполагается разрыв между временем идиллическим и индивидуальным. Идиллическое восприятие рисует циклический ход времени в природе, гармонически совпадающий со сменой поколений в человеческой жизни. Элегическая эмоция сосредоточена на переживании невозвратности, необратимости движения времени для отдельного человека, отпавшего от идиллического мира.
Также присутствует контраст между идиллическим «своим», «малым» миром и «большим», «чужим». Элегический субъект покинул «мирный уголок» и может лишь вспоминать о нем как об уже недоступной ему идиллической гармонии.
Субъект и герой лишены конкретных биографических черт, но имеют ряд ролевых модификаций: одинокий странник, безвременно умирающий поэт; юноша, утративший возлюбленную.

3) Послание (эпистола) – стихотворное письмо.
Один из древнейших жанров, в котором, какправило, высказывается суждение по какому-либо важному для пишущего вопросу. Появляется у Горация, продолжает существовать в эпоху ренессанса, но по-настоящему расцветает в период классицизма (И.В. Гете, Ф.Шиллер, Вольтер). В России популяризируется в 18-19в. (Ломоносов, Сумароков). С наступлением романтизма трансформируется: содержание сообщения становится менее важно, чем сама ситуация дружеской доверительной беседы (Жуковский, Пушкин). теряет жанровые признака, а к середине 19 в. исчезает.
Формальный признак послания - обращение к конкретному, обобщенному или вымышленному адресату. Жанровая доминанта – обращение к «идеальному» собеседнику, становящимся альтер-эго пишущего: такая ситуация обуславливает особое «сокровенное» содержание и особый код сообщения, понятный пишущему и адресату. Мотивы: просьбы, пожелания, мольбы и т.д. Содержание – преимущественно морально-философское, но также повествовательное, сатирическое, любовное и т.д.
По мере стирания формальных признаков сливалась с другими жанрами – элегией, сатирой.

4) Эпиграмма – лаконичные сатирические, саркастические или юмористические стихотворения.
В античности первоначально это элегическое двустишие произвольного содержания; соотносилась с различными жанрами (посвятительными надписями, затем эпитафией, поучением, описанием, любовными и сатирическими стихами). В новоевропейской поэзии это короткие сатирические стихотворения с остротой («пуантом») в конце, откликающиеся на злободневные, часто политические события, при этом сохраняющие античные мотивы. В эпоху романтизма античные отголоски окончательно стираются. В России появляется в эпохе классицизма (М. Ломоносов, А. Сумароков). Однако действительная канонизация жанра происходит в 19в. (А. Пушкин, П. Вяземский), в советской поэзии ее немного разрабатывали В. В. Маяковский, С. Я. Маршак.
В структурно-композиционном отношении двухчастна. Она содержит некий исходный тезис - характеристику определенного лица или общественного явления (посылка) - и остроумный концевой мотив, неожиданную остроту в финале (пуант).
Это жанр субъективного остроумия, рассчитанный не столько на агрессивное осмеяние и принудительное исправление нравов, сколько на сочувствующее и сорадующееся понимание.

5)Лирическое стихотворение
СТИХОТВОРЕНИЕ - написанное стихами литературное произведение сравнительно небольшой величины.
В этом широком смысле стихотворениями считаются произведения разных типов и жанров: ода, элегия, баллада, сонет и т.д.
В 19-20в. понятие «стихотворение» приобретает более определенное содержание. Стих в этот период все отчетливее начинает осознаваться как необходимая форма лирики, которая позволяет воплотить в слове внутреннюю жизнь души в ее изменчивых и многосторонних проявлениях. Читая стихи, мы как бы слышим говорящего, его голос, интонацию, а в ней живую конкретность и мысли, и чувства. Стихотворная форма способна «записать» эту интонационную конкретность в тексте поэтического произведения, этим объясняется взаимное тяготение друг к другу стиха и лирики. По мере вызревания прозы как преимущественной формы эпоса стих все яснее воспринимается как содержательная форма лирики, и понятие «стихотворение» становится самым общим обозначением лирического жанра, малой лирической формы.
Формообразующий признак стихотворения - сосредоточение мира в лирическом миге. Пределы каждого стихотворения ограничены сферой определенного переживания, но вместе с тем в отдельном лирическом моменте, так или иначе, воссоздается чувство «целостности жизни», автор сосредотачивает жизнь в едином мгновении.

 

 






















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: