Изображения животных с вонзенными в них стрелами

 

Позднепалеолитический охотник‑художник не создавал свои большие или малые произведения для удовлетворения своего стремления к красоте. Животные рисовались им как предмет охоты, как то, что охотник хотел победить. Благополучие орды зависело единственно от богатой охоты, поэтому нужно было предпринять все, чтобы она удалась. „Первые люди“, как интересно пишет об этом Иржи Неуступный, „искали помощь всюду, где только могли ее ожидать. Больше всего они, конечно, размышляли о том, как обеспечить себе хорошую добычу, от которой часто зависела их жизнь. Непосредственность примитивного мышления вела первых людей к охотничьему колдовству. Это был, без сомнения, главный, если вообще не единственный толчок к возникновению такого искусства. Охотники верили, что животное, изображенное раненым или пойманным в западню, будет действительно ранено или поймано в самом ближайшем будущем; охота или борьба с врагом будет происходить так, как это изображено на волшебной картине. Они просто изображали желаемые действия, которыми они повышали колдовскую силу картин или которым, наоборот, придавали магическое значение. Примитивное религиозное мировоззрение побуждало людей видеть в такой картине не только изображение животного, но и его самого, отождествляя их. Именно в мировоззрении следует искать объяснение того, почему первобытное искусство так натуралистично, почему оно не началось со схематических картин и изображений символического характера. Картины естественны и верны, вероятно, потому, что их магическое влияние считалось в таком виде наиболее действенным. В интересах орды было, чтобы художник создал произведение, как можно больше отвечающее действительности“. Мнение, что первобытное искусство служило прежде всего охотничьей магии, сейчас признано почти всеми.

Поэтому позднепалеолитический художник изображал животных не из стремления создавать художественные произведения, а из необходимости выразить образно свои переживания и впечатления. Животные рисовались как предмет охоты, как объект, который нужно победить. Поэтому он рисовал вместе с ними и ловушки, а их тела со стрелами и копьями, как, например (см. рисунок), изобразил бизона древний художник в пещере Нио. На некоторых картинах можно узнать, что в животное стреляли настоящими стрелами. Это не картины в нашем смысле слова, но сам изображенный предмет. Изображение зверя со всаженным в него копьем или стрелой служит залогом того, что животное в действительности будет убито. Если этого не случится, то вина будет не в картине, а в том, что не все было точно исполнено. Остатки такого магического культа встречаются и на более поздних ступенях развития, и в настоящее время они еще отражаются в бытующих суевериях.

 

 

ИЗОБРАЖЕНИЯ КОЛДУНОВ

 

Если исполнялись магические обряды, то должны были существовать и колдуны, шаманы. В первобытном искусстве мы находим их изображения. В большинстве своем это люди со звериными масками.

При исполнении магических обрядов колдунам требовалось много различных предметов, многие из которых они изготовляли сами, например, различные гремящие предметы из высохших мочевых пузырей пойманных животных, различные амулеты и украшения для волос. Может быть, колдуны умели изготовлять и какие‑то примитивные флейты и бубны. В их колдовской инвентарь входили, вероятно, и так называемые „жезлы начальников“, или выпрямители древков, которые изредка находят в ориньяке, но чаще в мадлене. Например, такой „жезл“ нашел в августе 1908 года Бурине под навесом скалы у Меж. Он изготовлен из оленьего рога, грубая поверхность которого была тщательно заглажена, а в верхней и нижней его частях были просверлены отверстия. Кроме резных изображений дикой лошади, головы лани, трех лебедей и трех змей внизу на „жезле“ выгравированы еще три человеческие фигурки в масках, изображенные танцующими или скачущими.

Из изображений колдунов самое сильное впечатление оказывает изображение в пещере Трех Братьев близ Монтескьё‑Авантес (южная Франция), доминирующее над изображениями животных, которые покрывают всю стену. Одну ногу колдун выставил вперед, у него конский хвост, тело закутано в шкуру какого‑то хищного животного – медведя или льва, на голове у него оленьи рога, длинные уши, а на лице с длинной, заостренной бородкой видны только большие круглые глаза, глядящие очень проницательно (см. на рисунке верхнее изображение). В той же пещере было найдено и другое изображение колдуна: он одет в бизонью шкуру, играет на флейте и делает танцевальные движения (см. на рисунке изображение внизу справа).

Кроме рисунков колдунов и людей в масках, известны и такие, которые можно обозначить как получеловеческие – полузвериные. Так, например, Картайяк и Брейль нашли в Альтамире изображения человеческих фигур с звериными головами, вытянутыми в удивительные клювы. Другие такие чудовища известны из уже упоминавшейся пещеры Трех Братьев, например бизон с человеческими ногами (на рисунке см. картину внизу слева. Все картины из Комбарелль и других пещер, по Г. Брейлю).

 

 

МАГИЧЕСКИЙ ОБРЯД

 

Около небольшого костра собрались мужчины, готовые идти на охоту. Они уже не разговаривают между собой и все с напряжением смотрят на колдуна, который приближается к ним. Через плечо у него перекинута медвежья шкура, на шее болтается ожерелье из зубов пещерного медведя. Лицо у него разрисовано, длинные волосы, сильно намазанные жиром, закручены в косу. На заросшей груди темнеет красное пятно, окаймленное венцом коротких линий. В руке он несет несколько небольших, только слегка затвердевших звериных фигурок, сделанных из глины и золы.

Он стал перед огнем и бросил на горящие угли несколько сухих веток; когда они вспыхнули, он начал скакать перед огнем, махать руками и странно извиваться. Охотники с напряжением наблюдали за поведением колдуна. Они пришли в удивление, когда колдун вдруг остановился и, раскрыв ладонь, начал брать с нее одну звериную фигурку за другой и давить их пальцами. Этого охотники еще никогда не видели, это было какое‑то новое колдовство. Они еще больше удивились, когда услышали слова колдуна: „Всем животным в вашей охоте смерть! Пусть они попадут в ловушки, пусть во время бегства они охромеют, пусть их тела притянут ваши стрелы и копья“. При этом колдун отламывал фигуркам головы и ноги, разбрасывал их далеко от себя, а оставшиеся туловища бросал в огонь. Когда он кинул последнюю фигурку, он опять начал танцевать и скакать перед огнем. Потом он вдруг дико завизжал, раскинул руки и воскликнул: „Идите сегодня на охоту, мое колдовство поможет вам вернуться с богатой добычей!“

Может быть подобный магический обряд совершался когда‑то очень давно на стоянке охотников на мамонтов в Вестоницах. Такое предположение основано на том, что здесь было найдено много звериных фигурок, не целых, а изуродованных, туловища без голов и ног, ноги и головы отдельно от туловищ. Это обратило на себя внимание профессора К. Абсолона, который их нашел; он первый стал объяснять появление изуродованных фигурок как часть магического охотничьего обряда. И такое мнение не исключено. Напомним, что и сейчас существуют суеверия, по которым достаточно уничтожить фигурку, представляющую собой определенного человека, чтобы он тотчас же или через некоторое время умер.

 

 

МЕДВЕЖЬЕ СВЯТИЛИЩЕ

 

Если многие пещеры, богато украшенные гравюрами и росписью, можно действительно считать какими‑то древними местами поклонения святыням, то ими оказываются и те участки пещер, где сохранились статуи животных. Например в южнофранцузской пещере Тюк д'Одубер в последнем отделе подземного лабиринта профессор Бегуэв в 1914 году имеете со своими тремя сыновьями нашел скульптурную группу, изображающую бизонов. Она сделана из мокрой пещерной глины и вокруг нее обнаружены следы танцующих юношей и девушек. Если здесь было место для магических обрядов, которые должны были, по‑видимому, обеспечить плодовитость животных и людей, то другое древнее святилище, обнаруженное в 1923 году Норбертом Кастере в пещере около Монтеспана (тоже в южной Франции), было местом совершения охотничье‑магических обрядов культа медведя.

В пещеру с медвежьим святилищем можно попасть только по руслу реки. Мипонан несколько пещерных коридоров, исследователь попадает в небольшое помещение, в котором находится грубо выделанная статуя медведя без головы, имеющая высоту приблизительно 60 сантиметров. Статуя была без головы с самого начала. Перед обрядом на нее насаживали настоящую медвежью голову. О том, что так в действительности и было, свидетельствует находка медвежьего черепа в глине перед передними ногами статуи. Не исключено, что и фигура этой статуи была покрыта медвежьей шкурой.

Вокруг подготовленной таким образом статуи медведя охотники, конечно, под руководством колдуна, исполняли какие‑то таинственные танцы, сопровождавшиеся бросанием в нее дротиков. Следы от кончиков подобного оружия сохранились на медвежьей статуе до настоящего времени.

Древние участки пещер для священнодействий (со статуями или только с росписью) находятся обычно в трудно доступных, отдаленных и скрытых местах, как будто их надо было хорошо спрятать от любопытства непосвященных.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: