Провинциальный статистик Леонид Добычин

 

Леонид Добычин воспринимается как «провинциальный прозаик». Он родился в 1894 году, детство провел в городе Двинске (нынешний Даугавпилс), затем закончил экономическое отделение университета в Петербурге и в дальнейшем переехал в Брянск, где работал в статистическом бюро.

Именно в Брянске и было написано большинство его текстов. В 1934 году он переехал в Ленинград, где получил от союза писателей комнату в коммунальной квартире. Там он прожил еще около двух лет.

Творческое наследие Добычина – несколько десятков небольших рассказов, роман «Город Эн» и повесть «Шуркина родня». Публиковался он, отправляя по почте рассказы в ленинградские журналы, состоял в переписке с Чуковским и еще несколькими писателями – однако этим его литературное общение исчерпывается. Он оставался в целом нелюдимым, одиноким, погруженным в себя человеком.

При жизни он издал два сборника рассказов и роман.

В основном его рассказы – это эпизоды по нескольку страниц, практически лишенные сюжета, без логического начала и конца, почти без психологической проработки персонажей, однако тщательно отделанные стилистически. Преимущественно из набора деталей и обрывков разговоров.

При этом Добычина отличает особый строй текста и фразы – сверхкороткие абзацы и периоды. Я считаю, что его полезно почитать писателям, которые хотят научиться работать короткими и точными высказываниями – на меня самого в какой-то момент повлияла его манера.

Основным его произведением считается «Город Эн», написанный в том же стиле, что и рассказы – только это не короткие отрывки, а более обширная работа.

Отдельно мне хочется выделить позднюю повесть Добычина «Шуркина родня», к которой в целом почему-то принято относиться пренебрежительно. Она написана на основе рассказов о детстве Александра Дроздова – рабочего, соседа Добычина по коммунальной квартире в Ленинграде, с которым писатель сдружился в последние годы жизни. Эта повесть о жизни ребенка в деревне отличается от других текстов большей психологической проработкой персонажей, более выстроенным сюжетом – при этом беглый, сжатый стиль Добычина в ней остается прежним. Она отличается мрачным колоритом, и ее атмосферу, на мой взгляд, отчасти можно назвать платоновской.

В марте 1936 года Добычин подвергся обвинениям в рамках так называемой кампании по борьбе в с натурализмом и формализмом в литературе. Однако он сбежал с заседания, на котором его клеймили, и исчез. Считается, что он утопился в Неве, хотя эта версия не доказана. Известна его последняя фраза из письма Николаю Чуковскому: «а меня не ищите – я отправляюсь в далекие края». Он прожил немногим более 40 лет.

 

Иван Евдокимов (заключение)

 

В заключение, в качестве, так сказать, небольшого «бонуса», упомяну еще о писателе Иване Евдокимове (1887-1941). Он, думаю, самый неизвестный из упомянутых сегодня авторов. На его сборник, изданный в позднесоветское время, я случайно наткнулся в подъезде – кто-то его выкинул – и спонтанно решил прочитать.

Это достаточно крепкая проза, так сказать, переходная от насыщенности серебряного века к соцреализму. Местами в своих образных и поэтических описаниях Евдокимов выступает прямо-таки блестяще, отчасти в духе ранних текстов Сергеева-Ценского.

Я бы рекомендовал к прочтению его основной роман «Колокола» (1925), его легко найти в сети. Это широкая панорама жизни в провинциальном городе (прототип – родной город Евдокимова Вологда) в 1905 году и революционных событий того года.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: