Алексей Феофилактович Писемский

Забытые русские писатели XIX века

 

Моя лекция будет посвящена русским писателям XIX века, не вошедшим в «золотой фонд» отечественной классики и не пользующимся сейчас читательским вниманием.

Выбранные мной литераторы в основном относятся к прогрессивным для своего времени направлениям – к «натуральной школе» в 1840-х годах и затем к так называемому «революционно-демократическому». Это были писатели, находившиеся преимущественно в оппозиции к властям, много писавшие о простом народе, о мужике, либо о представителях дворянской интеллигенции, анализировавшие социальную и экономическую ситуацию. Однако при этом они касались и широкого круга вопросов человеческих взаимоотношений, развития личности – и, на мой взгляд, этот круг литераторов сформировал фактически целостную нравственную систему, которая мне представляется естественной и здравой.

Их можно разделить, условно говоря, на три волны. Первая - писатели 40-х годов, периода Белинского и Гоголя – время первого крупного расцвета русской реалистической литературы. Этот период заканчивается четко в 1848 году, когда наступила реакция после европейских революций того же года. После этого было так называемое «мрачное семилетие» до конца 1855 года, когда свирепствовала цензура и литература в основном находилась в упадке.

Затем мой любимый период 1860-х годов, когда после Крымской войны наступила «оттепель» и был бурный подъем общественного движения, связанный с освобождением крестьян и другими реформами. Начался этот период около 1857 года с публикацией «Губернских очерков» Салтыкова-Щедрина, а завершался постепенно к концу 1860, когда вновь стала усугубляться реакция. В это время сформировался так называемый тип «новых людей» или «нигилистов», наиболее известных по роману Тургенева «Отцы и дети» и «Что делать?» Чернышевского, и большинство рассматриваемых мной писателей относятся к именно этой категории «шестидесятников».

И третья группа – писатели, работавшие в 70-80-х годах, когда вновь усилилось цензурное давление, движение «нигилистов» постепенно сходило на нет – и в следующем поколении началась своего рода реакция, отход от принципов 60-х годов, и иногда даже прямое ренегатство и предательство – но вместе с тем появлялись новые течения и направления, скажем, народничество. Писатели, работавшие в это время, либо сосредотачивались на анализе общественных отношений, либо уходили даже в мрачное отчаяние. Этот период заканчивается примерно в 1884 году, когда были закрыты основные журналы этого круга «Отечественные записки» и «Дело».

Я постарался отобрать яркие индивидуальности, которые так или иначе произвели на меня в свое время сильное впечатление и повлияли на мое представление о русской литературе. В общей сложности "заброшенных" писателей такого рода, выделяющихся из общего ряда, мне удалось пока найти порядка 20 - и можно сказать, что с их учетом картина отечественной литературы кардинально дополняется и меняется по сравнению с "золотым рядом" классиков.

Строго говоря, не всех выбранных мной авторов можно назвать забытыми: многие вспомнят, например, «Очерки бурсы» Помяловского, «Лягушку-путешественницу» Гаршина. Основной критерий отбора - относительная «заброшенность» писателей в настоящее время.

Сейчас я расскажу подробнее о пяти писателях, а затем сделаю обзор, где вкратце упомяну еще ряд литераторов из всех этих периодов, на мой взгляд достойных внимания. Я постарался выбрать произведения, легко доступные в интернете или в букинистических изданиях, чтобы при желании с ними можно было бы сразу же ознакомиться.

 

Алексей Феофилактович Писемский

 

Писемский будет первым в моем обзоре, поскольку в свое время его достижения были самыми крупными - в 1850-60-х годах он находился на самой вершине «литературного Олимпа». Так, критик Дмитрий Писарев в своей статье «Писемский, Тургенев и Гончаров» в 1861 году фактически признал его лучшим из живущих на тот момент русских писателей.

Однако Писемский дает нам пример интересного «излома» в карьере: встав в определенный момент на реакционные позиции, он дискредитировал себя в глазах коллег по писательскому цеху и в дальнейшем так и не сумел восстановиться в общественном мнении.

Годы жизни Писемского (1821-1881) практически совпадают со временем жизни Достоевского и Тургенева. В литературе он дебютировал в конце 40-х годов. Таким образом, начало его деятельности приходится на период так называемого «мрачного семилетия» (1848-1855), когда под давлением жесткой цензуры литературная жизнь в России практически замерла. Его ранние произведения были особенно заметны на фоне общего молчания и пустоты в литературе.

Специфика таланта Писемского была ярко описана его биографом, публицистом Александром Скабичевским, и во многом определялась тем, что Писемский значительную часть своей жизни прожил в глухой провинции. По своему происхождению он принадлежал к среде захолустного мелкопоместного дворянства, в нравах которого, по словам Скабичевского, «малая образованность и культурное невежество доходили порою до полной безграмотности». Как отмечает Скабичевский, провинциальная жизнь представилась писателю «во всей своей грубой и дикой некультурности». В результате литератор потерял всякую охоту к идеализации русской жизни; его произведения, напротив, дышат пессимизмом и исполнены мрачного юмора. По мнению Скабичевского, в произведениях Писемского «провинциальная среда оказывается состоявшей исключительно из безобразных чудовищ и уродов, поражающих своей грубостью, отсутствием самых элементарных понятий о совести и чести и разнузданным цинизмом».

Одно из самых известных произведений Писемского – его ранняя повесть «Тюфяк» (1850), героем которой является своего рода «прото-Обломов» Павел Бешметев. Это слабый и безвольный человек, бесцельно болтающийся в жизни и не имеющий сил противостоять влиянию родственников, принимающих, таким образом, за него каждое важное жизненное решение. Не разобравшись, он женится на девушке, которую любит, но которая, со своей стороны, испытывает к нему только ненависть и презрение. Жена не подпускает к себе Бешметева и изменяет ему; мучаясь от ревности, он начинает пить, затем выгоняет жену из дома и погружается в практически беспробудное пьянство. В конце повести Бешметев спивается и умирает от холеры. Вся эта история описана в своеобразном саркастическом ключе. Публицист Павел Анненков характеризует манеру Писемского как «веселость чисто физиологического свойства, какой отличаются древние комедии римлян и средневековые фарсы».

В 50-х годах Писемский написал, не изменяя по существу своей манеры, ряд менее характерных рассказов и повестей, а также небольшой роман «Боярщина»; вершиной творчества писателя считается роман «Тысяча душ» (1858). Образ его главного героя, Калиновича, в свое время стал предметом ожесточенных споров. Калинович представляет собой неоднозначную фигуру чиновника, который сначала наделал подлостей, чтобы разбогатеть и добиться крупных должностей, но затем показал себя честным администратором «нового типа» и использовал свое положение для борьбы со взятками и злоупотреблениями подчиненных. Такое «преображение» Калиновича стало «тонким местом» романа, композиция которого в результате выглядит недостаточно хорошо проработанной. Это, впрочем, не мешало современникам видеть его достоинства. В частности, Писарев считал, что «по обилию и разнообразию явлений, схваченных в этом романе, он стоит выше всех произведений новейшей литературы».

Со следующим романом «Взбаламученное море» (1863) наступает перелом в литературной деятельности Писемского. Это произведение стало одним из наиболее известных «антинигилистических романов», направленных против молодого поколения демократов-«шестидесятников». В результате если прежде Писемский воспринимался в целом как прогрессивный писатель, правдиво изображающий мрачные стороны российской действительности, то после «Взбаламученного моря» немедленно попал в лагерь ретроградов и обскурантов. «Взбаламученное море», действительно, дает нам мерзкую картину, как будто нарисованную грязью, герои романа — сплошь подлецы и мошенники. Однако и после этой книги мнения о Писемском все-таки разделялись. В частности, Скабичевский в биографии писателя указывает, что во «Взбаламученном море» Писемский на самом деле следовал своей старой пессимистической тенденции, которая просто приняла законченную форму «тотального отрицания».

После «Взбаламученного моря», воспринятого во многом как лживая и злая карикатура на молодое поколение, литературная репутация Писемского была сильно подпорчена. Его позднее творчество считается чем далее, тем более слабым (эта точка зрения развита, в частности, в биографии Скабичевского). Однако именно в этот период он написал большинство своих крупных романов, и на мой взгляд этот пласт представляет собой не меньшую ценность, чем ранние произведения. К ним можно перейти, если "Тюфяк", "Тысяча душ" и "Взбаламученное море" вызовут интерес.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: