Забытые русские писатели XIX века
Моя лекция будет посвящена русским писателям XIX века, не вошедшим в «золотой фонд» отечественной классики и не пользующимся сейчас читательским вниманием.
Выбранные мной литераторы в основном относятся к прогрессивным для своего времени направлениям – к «натуральной школе» в 1840-х годах и затем к так называемому «революционно-демократическому». Это были писатели, находившиеся преимущественно в оппозиции к властям, много писавшие о простом народе, о мужике, либо о представителях дворянской интеллигенции, анализировавшие социальную и экономическую ситуацию. Однако при этом они касались и широкого круга вопросов человеческих взаимоотношений, развития личности – и, на мой взгляд, этот круг литераторов сформировал фактически целостную нравственную систему, которая мне представляется естественной и здравой.
Их можно разделить, условно говоря, на три волны. Первая - писатели 40-х годов, периода Белинского и Гоголя – время первого крупного расцвета русской реалистической литературы. Этот период заканчивается четко в 1848 году, когда наступила реакция после европейских революций того же года. После этого было так называемое «мрачное семилетие» до конца 1855 года, когда свирепствовала цензура и литература в основном находилась в упадке.
|
|
Затем мой любимый период 1860-х годов, когда после Крымской войны наступила «оттепель» и был бурный подъем общественного движения, связанный с освобождением крестьян и другими реформами. Начался этот период около 1857 года с публикацией «Губернских очерков» Салтыкова-Щедрина, а завершался постепенно к концу 1860, когда вновь стала усугубляться реакция. В это время сформировался так называемый тип «новых людей» или «нигилистов», наиболее известных по роману Тургенева «Отцы и дети» и «Что делать?» Чернышевского, и большинство рассматриваемых мной писателей относятся к именно этой категории «шестидесятников».
И третья группа – писатели, работавшие в 70-80-х годах, когда вновь усилилось цензурное давление, движение «нигилистов» постепенно сходило на нет – и в следующем поколении началась своего рода реакция, отход от принципов 60-х годов, и иногда даже прямое ренегатство и предательство – но вместе с тем появлялись новые течения и направления, скажем, народничество. Писатели, работавшие в это время, либо сосредотачивались на анализе общественных отношений, либо уходили даже в мрачное отчаяние. Этот период заканчивается примерно в 1884 году, когда были закрыты основные журналы этого круга «Отечественные записки» и «Дело».
Я постарался отобрать яркие индивидуальности, которые так или иначе произвели на меня в свое время сильное впечатление и повлияли на мое представление о русской литературе. В общей сложности "заброшенных" писателей такого рода, выделяющихся из общего ряда, мне удалось пока найти порядка 20 - и можно сказать, что с их учетом картина отечественной литературы кардинально дополняется и меняется по сравнению с "золотым рядом" классиков.
|
|
Строго говоря, не всех выбранных мной авторов можно назвать забытыми: многие вспомнят, например, «Очерки бурсы» Помяловского, «Лягушку-путешественницу» Гаршина. Основной критерий отбора - относительная «заброшенность» писателей в настоящее время.
Сейчас я расскажу подробнее о пяти писателях, а затем сделаю обзор, где вкратце упомяну еще ряд литераторов из всех этих периодов, на мой взгляд достойных внимания. Я постарался выбрать произведения, легко доступные в интернете или в букинистических изданиях, чтобы при желании с ними можно было бы сразу же ознакомиться.
Алексей Феофилактович Писемский
Писемский будет первым в моем обзоре, поскольку в свое время его достижения были самыми крупными - в 1850-60-х годах он находился на самой вершине «литературного Олимпа». Так, критик Дмитрий Писарев в своей статье «Писемский, Тургенев и Гончаров» в 1861 году фактически признал его лучшим из живущих на тот момент русских писателей.
Однако Писемский дает нам пример интересного «излома» в карьере: встав в определенный момент на реакционные позиции, он дискредитировал себя в глазах коллег по писательскому цеху и в дальнейшем так и не сумел восстановиться в общественном мнении.
Годы жизни Писемского (1821-1881) практически совпадают со временем жизни Достоевского и Тургенева. В литературе он дебютировал в конце 40-х годов. Таким образом, начало его деятельности приходится на период так называемого «мрачного семилетия» (1848-1855), когда под давлением жесткой цензуры литературная жизнь в России практически замерла. Его ранние произведения были особенно заметны на фоне общего молчания и пустоты в литературе.
Специфика таланта Писемского была ярко описана его биографом, публицистом Александром Скабичевским, и во многом определялась тем, что Писемский значительную часть своей жизни прожил в глухой провинции. По своему происхождению он принадлежал к среде захолустного мелкопоместного дворянства, в нравах которого, по словам Скабичевского, «малая образованность и культурное невежество доходили порою до полной безграмотности». Как отмечает Скабичевский, провинциальная жизнь представилась писателю «во всей своей грубой и дикой некультурности». В результате литератор потерял всякую охоту к идеализации русской жизни; его произведения, напротив, дышат пессимизмом и исполнены мрачного юмора. По мнению Скабичевского, в произведениях Писемского «провинциальная среда оказывается состоявшей исключительно из безобразных чудовищ и уродов, поражающих своей грубостью, отсутствием самых элементарных понятий о совести и чести и разнузданным цинизмом».
Одно из самых известных произведений Писемского – его ранняя повесть «Тюфяк» (1850), героем которой является своего рода «прото-Обломов» Павел Бешметев. Это слабый и безвольный человек, бесцельно болтающийся в жизни и не имеющий сил противостоять влиянию родственников, принимающих, таким образом, за него каждое важное жизненное решение. Не разобравшись, он женится на девушке, которую любит, но которая, со своей стороны, испытывает к нему только ненависть и презрение. Жена не подпускает к себе Бешметева и изменяет ему; мучаясь от ревности, он начинает пить, затем выгоняет жену из дома и погружается в практически беспробудное пьянство. В конце повести Бешметев спивается и умирает от холеры. Вся эта история описана в своеобразном саркастическом ключе. Публицист Павел Анненков характеризует манеру Писемского как «веселость чисто физиологического свойства, какой отличаются древние комедии римлян и средневековые фарсы».
|
|
В 50-х годах Писемский написал, не изменяя по существу своей манеры, ряд менее характерных рассказов и повестей, а также небольшой роман «Боярщина»; вершиной творчества писателя считается роман «Тысяча душ» (1858). Образ его главного героя, Калиновича, в свое время стал предметом ожесточенных споров. Калинович представляет собой неоднозначную фигуру чиновника, который сначала наделал подлостей, чтобы разбогатеть и добиться крупных должностей, но затем показал себя честным администратором «нового типа» и использовал свое положение для борьбы со взятками и злоупотреблениями подчиненных. Такое «преображение» Калиновича стало «тонким местом» романа, композиция которого в результате выглядит недостаточно хорошо проработанной. Это, впрочем, не мешало современникам видеть его достоинства. В частности, Писарев считал, что «по обилию и разнообразию явлений, схваченных в этом романе, он стоит выше всех произведений новейшей литературы».
Со следующим романом «Взбаламученное море» (1863) наступает перелом в литературной деятельности Писемского. Это произведение стало одним из наиболее известных «антинигилистических романов», направленных против молодого поколения демократов-«шестидесятников». В результате если прежде Писемский воспринимался в целом как прогрессивный писатель, правдиво изображающий мрачные стороны российской действительности, то после «Взбаламученного моря» немедленно попал в лагерь ретроградов и обскурантов. «Взбаламученное море», действительно, дает нам мерзкую картину, как будто нарисованную грязью, герои романа — сплошь подлецы и мошенники. Однако и после этой книги мнения о Писемском все-таки разделялись. В частности, Скабичевский в биографии писателя указывает, что во «Взбаламученном море» Писемский на самом деле следовал своей старой пессимистической тенденции, которая просто приняла законченную форму «тотального отрицания».
|
|
После «Взбаламученного моря», воспринятого во многом как лживая и злая карикатура на молодое поколение, литературная репутация Писемского была сильно подпорчена. Его позднее творчество считается чем далее, тем более слабым (эта точка зрения развита, в частности, в биографии Скабичевского). Однако именно в этот период он написал большинство своих крупных романов, и на мой взгляд этот пласт представляет собой не меньшую ценность, чем ранние произведения. К ним можно перейти, если "Тюфяк", "Тысяча душ" и "Взбаламученное море" вызовут интерес.