Методика анализа ликвидности предприятия

Для оценки ликвидности могут быть использованы следующие направления

- структурный анализ изменений актива и пассива баланса, т. е. анализ ликвидности баланса;

- расчет финансовых коэффициентов ликвидности;

- анализ движения денежных средств за отчетный период.

Анализ ликвидности баланса на основе абсолютных показателей заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

В зависимости от степени ликвидности, то есть скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы:

А-1 - Наиболее ликвидные активы - к ним относятся все статьи денежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения.

А-2 - Быстро реализуемые активы: готовая продукция, товары отгруженные и дебиторская задолженность сроком погашения в течение 12 месяцев. Ликвидность этой группы текущих активов зависит от своевременности отгрузки продукции, оформления банковских документов, скорости платежного документооборота в банках, от спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, платежеспособности покупателей, форм расчетов и других факторов.

А-3 - Медленно реализуемые активы – производственные запасы и незавершенное производство, так как понадобится большой срок для превращения их в готовую продукцию, а затем в денежную наличность.

А-4 - Трудно реализуемые активы – основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство.

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:

П-1 - Наиболее срочные обязательства - к ним относится кредиторская задолженность и кредиты банка, сроки возврата которых наступили.

П-2 - Среднесрочные обязательства - краткосрочные кредиты банка и заемные средства.

П-3 - Долгосрочные обязательства - долгосрочные кредиты и займы.

П-4 – Собственный (акционерный) капитал, находящийся постоянно в распоряжении предприятия.9

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:А-1 > П-1; А-2 > П-2; А-3 > П-3; А-4 < П-4

Особенностью перечисленных показателей ликвидности является наличие установленных границ их изменения, поэтому сравнивая их плановые или фактические значения, полученные расчетным путем, с принятыми критериями, можно осуществлять контроль и последующее регулирование платежеспособности предприятия. Однако необходимо отметить, присущие данным показателям недостатки:10

формулы расчета используемых коэффициентов и рекомендуемые границы изменения этих показателей не являются бесспорными;

учетная политика — по методу отгрузки или по методу оплаты — оказывает существенное влияние на величину этих показателей;

данные показатели не увязываются с очень важным для предприятия показателем - добавленной стоимостью;

расчет показателей на начало и конец отчетного периода и выявление их отклонений от нормативных значений еще не раскрывает механизма достижения самих нормативных значений;

оценка платежеспособности предприятия только на начало и только на конец отчетного периода не дает представления о работе предприятия за весь отчетный период.

Анализ и оценка платежеспособности организации

Платежеспособность - это возможность организации вовремя оплачивать свои долги. Это основной показатель стабильности ее финансового состояния. Основные коэффициенты оценки платежеспособности.При анализе платежеспособности предприятия с позиций допущения непрерывности его деятельности обычно рассчитывается три основных коэффициента:

· коэффициент текущей платежеспособности;

· коэффициент быстрой платежеспособности;

· коэффициент абсолютной платежеспособности.

Данный коэффициент рассчитывается по формуле: Lтек.платежесп=A\K

где А - оборотные активы фирмы; K - краткосрочная кредиторская задолженность.

Этот коэффициент демонстрирует, насколько текущие долги фирмы покрываются ее оборотными акти- вами.

А определяется как итог раздела "Оборотные активы" баланса, K - это итог раздела "Краткосрочные обязательства" баланса.

27)

 

 

Методика анализа деловой активности предприятия

Деловая активность - это результативность работы предприятия относительно величины авансированных ресурсов или величины их потребления в процессе производственного цикла. Важный показатель деловой активности - скорость оборота средств: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится условно-постоянных расходов, а значит - тем выше финансовая эффективность предприятия.

Анализ деловой активности обычно начинается с абсолютных показателей - с проверки выполнения «золотого правила экономики»: темп роста прибыли (Тп) должен быть выше роста объемов реализации (Тр), который, в свою очередь, должен превосходить увеличение стоимости активов (Та) предприятия, то есть

Тп > Тр > Та > 100%.

тносительные показатели деловой активности полезно рассматривать в динамике. Проведя сравнение с аналогичными показателями предыдущих периодов, можно сделать вывод о правильности принимаемых управленческих решений. Определить положение предприятия в бизнес-среде можно, сравнив показатели со среднеотраслевыми значениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: